В 2014 году Кобринским хлебозаводом планируется реализовать 5772 тонны хлебобулочных, т.е. сохранить уровень 2013 года и 613 тонн кондитерских изделий, что составляет 115% к 2013 г. Детальная информация представлена в таблице 1. Увеличение объемов реализации кондитерских изделий будет осуществляться за счет расширения ассортимента печенья «Прима», заключения новых договоров с оптовыми покупателями, а так же внешнеторговых договоров.
Таблица 1 – Динамика производства хлебобулочной и кондитерской продукции 2013 – 2012 гг., а также плановые объемы на 2014 г.
Получатели | Показатели | Хлебобулочные изделия | диетические | Кондит. изделия | ||||||
Всего | В том числе | |||||||||
хлеб | булочные | Сухарные | бараночные | |||||||
Всего | В т. ч. сдобные 0.3 кг и менее | Всего | В т. ч. Диаб. | |||||||
Райпо | Текущий год | 671,2 | 499,52 | 171,68 | 2,642 | - | - | 361,2 | 18,9 | |
Прошлый год | 672,1 | 452,6 | 219,6 | 1,3 | - | - | 177,9 | 0,4 | 13,3 | |
Темп | 99,87% | 110,37% | 78,18% | 203,23% | 203,04% | 500,0% | 142,11% | |||
Торговые предприятия минторга | Текущий год | 558,9 | 178,1 | 4,459 | - | 395,8 | 5,646 | 33,9 | ||
Прошлый год | 850,7 | 645,1 | 205,6 | 0,639 | - | 232,6 | 2,7 | 32,6 | ||
Темп | 86,63% | 86,64% | 86,62% | 697,81% | 170,16% | 103,99% | ||||
Собственная торговая сеть | Текущий год | 390,1 | 279,1 | 3,86 | - | - | 188,9 | 5,65 | 116,5 | |
Прошлый год | 348,4 | 259,2 | 89,2 | 0,8 | - | 106,6 | 5,6 | 89,4 | ||
Темп | 111,97% | 107,68% | 124,44% | 482,50% | 177,20% | 130,31% | ||||
Прочие получатели | Текущий год | 3968,502 | 3032,611 | 935,891 | 86,965 | 2991,87 | 25,65 | |||
Прошлый год | 4312,2 | 3121,3 | 1190,9 | 142,2 | - | 3018,9 | 80,3 | 190,3 | ||
Темп | 92,03% | 97,16% | 78,59% | 61,16% | 99,10% | 31,94% | 127,12% | |||
Поставка за пределы области | Текущий год | 5,198 | 3,869 | 1,329 | 0,074 | - | - | 0,227 | 0,054 | 121,499 |
Прошлый год | 2,6 | 1,8 | 0,8 | - | - | - | - | - | 153,2 | |
Темп | 199,92% | 214,94% | 166,13% | 79,31% | ||||||
Итого | Текущий год | |||||||||
Прошлый год | 478,8 | |||||||||
Темп | 93,31% | 97,63% | 81,95% | 67,59% | - | - | 111,37% | 43,82% | 111,26% | |
План 2014 |
Снижение реализации хлебобулочных изделий обусловлено:
|
1. Падением реализации булочных изделий, в связи с реализацией высокого ассортимента булочной продукции торговых организаций г. Кобрина: ЧТУП «Наши Истоки», ОАО «Кобрин-Сервис» при относительно невысокой цене продукции;
2. Увеличением объема поставок хлебобулочных изделий Барановичским хлебозаводом в первом полугодии 2013 г., а также Брестским хлебозаводом в адрес торговых организаций города Кобрина в течение года.
3. Небольшое падение реализации продукции Кобринского хлебозавода наблюдается по предприятиям облпотребсоюза, что обусловлено укреплением позиций продукцией Дивинской пекарни в магазинах Кобринского РАЙПО.
4. Падение булочной продукции частично обусловлено сокращением ассортимента (хлебцы, пироги)
5. Снижение объемов реализации прочим получателем, обусловлено открытием сети магазинов «Евроопт», как в г. Кобрине, Кобринском районе, так и за его пределами, что сократила возможности реализации для индивидуальный предпринимателей, частных торговых компаний и др.
6. Снижение лояльности покупателей в Пружанском районе, а также высокий уровень цен на подовые хлеба в сравнении с ценами в данном регионе.
Увеличение реализации кондитерских изделий в 2013 году было достигнуто благодаря реализации через удаленную экспедицию ОАО «Берестейский пекарь» г. Брест (120,3 тонн – 22,6% от всего объема реализации кондитерских изделий) и налаженным поставкам за пределы области: г. Минск, г. Гродно (таблица 2).
|
Таблица 2 – Реализация кондитерских изделий за пределы области 2013 г.
Наименование | ГТОУП «Бакалея» | ОДО «Белавк» | ООО «Витрум» | ООО «ТД Конфа и Пк» | ИТОГО реализация за пределы области |
Реализация за 2013 год, тонн | 9,5 | 14,1 | 16,3 | 61,4 | 101,3 |
ABC-XYZ анализ продаж печенья «Прима»
С целью детального анализа продаж печенья «Прима», а так же с целью структурирования и определения четких лидеров и аутсайдеров среди данной группы товаров, а так же для корректировки своей ассортиментной политики и управления запасами был проведен интегрированный ABC-XYZ анализ (таблица 3).
Таблица 3 – ABC-XYZ анализ
Наименование | Реализация за 2013 год | Доля в обороте | Доля с Накоплением | ABC | Коэффициент вариации | XYZ | Совмещен ный | Рентабель ность |
изюм | 55,865 | 19,39% | 19,39% | А | 17% | Y | AY | 16,4% |
топленое | 44,505 | 15,45% | 34,84% | А | 33% | Z | AZ | 17,5% |
ананас | 43,078 | 14,96% | 49,80% | А | 23% | Y | AY | 14% |
кунжут | 41,877 | 14,54% | 64,33% | А | 28% | Z | AZ | 16,3% |
новое | 22,798 | 7,91% | 72,25% | А | 37% | Z | AZ | 13,9% |
кокос | 17,708 | 6,15% | 78,40% | А | 28% | Z | AZ | 17,7% |
изюм фас. | 17,27 | 6,00% | 84,39% | А | 49% | Z | AZ | 17,9% |
топленое фас. | 14,343 | 4,98% | 89,37% | В | 50% | Z | BZ | 17,8% |
кунжут фас. | 8,887 | 3,09% | 92,46% | В | 44% | Z | BZ | 17,1% |
новое фас. | 6,071 | 2,11% | 94,56% | В | 59% | Z | BZ | 17,2% |
корица | 5,13 | 1,78% | 96,35% | С | 45% | Z | CZ | 13,5% |
кокос фас. | 4,092 | 1,42% | 97,77% | С | 47% | Z | CZ | 14,8% |
детское | 3,782 | 1,31% | 99,08% | С | 58% | Z | CZ | 4,7% |
какао | 2,64 | 0,92% | 100,00% | С | 58% | Z | CZ | 5,7% |
Данный анализ позволил сделать вывод о том, что:
1. Печенье Прима с изюмом и с ананасом входят в группу AY, которую отличает высокий товарооборот и стабильность – выше среднего уровня. Эти позиции всегда находятся на складе в большом количестве, т.к. спрос на них устойчив, а объемы поставок велики.
|
2. Печенье Прима с топленым молоком, с кунжутом, новое, с кокосом и с изюмом фасованное входят во вторую группу AZ, которые при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью продаж, за счет чего возникает необходимость поддержания постоянных крупных запасов.
3. Прима с ароматом топленого молока фасованная, с кунжутом фасованная и новое фасованная относятся к группе BZ. Попытка обеспечить гарантированное наличие по товарам данной группы только за счет избыточного страхового товарного запаса приводит к тому, что средний товарный запас значительно увеличивается.
4. Печенье «Прима» с корицей, с кокосом фасованное, детское и с какао пользуются нерегулярным спросом, спрогнозировать который тяжело по ряду факторов связанных, как с предпочтениями и вкусами потребителей, продуктовыми характеристиками товара, так и с ценовой позицией печенья. Данное позиции печенья относиться к группе товаров C, что обусловлено низким спросом, низким уровнем реализации, а соответственно и низкой долей в обороте. Вследствие чего, было принято решение снять с производства следующие ассортиментные позиции: какао, корица. С одной стороны следовало бы избавиться от позиций Прима с кокосом фасованное и детское, однако если это сделать, то спустя некоторое время оставшиеся товары распределятся по группам A B C аналогичным образом. Поэтому наличие данных позиций в ассортименте необходимо. К тому же, печенье детское разработано специально для детей дошкольного возраста и является определенной ассортиментной подгруппой по отношению к другим позициям, которые могут распределяться на все категории потребителей. Для того, чтобы оставить детское печенье в ассортименте, было принято решение изменить развес и дизайн упаковки, а также изменить цену. Кроме этого, было принято решение добавить новые позиции на замену исключенных (какао и корица): с изюмом и шоколадными дропсами, а также с изюмом и с орехами. Разнообразие вкусов печенья «Прима» порадует потребителей и увеличит объемы реализации.
Данный анализ позволил сделать вывод о том, что ассортимент печенья Прима находится в сбалансированном состоянии. Товары распределены по трем группам ABC, это позволяет выделить наиболее продаваемые товарные позиции и определить приоритетные позиции, для которых необходимо поддержание запаса на складе.
Также был сделан анализ динамики продаж печенья «Прима» в ассортименте с 2010 года по 2013 год (рисунок 1). Общий объем реализации печенья «Прима» сократился с максимального в 2011 г. – 318,6 тонн до 288,046 тонн в 2013 г., что составило 90,4%. По структуре реализации весовое печенье занимает в 2013 году 237,38 тонн (82%), что сократилось по сравнению с 2011 г. (85%), а фасованное – 50,66 тонн (18%), что выросло по сравнению с 2011 г. (15%) (рисунок 2).
Наибольшим спросом пользуются позиции вошедшие в группу А: изюм, топленое, ананас, кунжут, новое, кокос, изюм фасованное. Среди данных позиций можно выделить Приму с ананасом, как позицию ежегодно увеличивающую объемы реализации, и дающее возможность рассмотрения производства в фасованном виде.
Рисунок 2 – Структура продаж печенья «Прима» 2010 – 2013 гг.
Если рассматривать динамику реализации печенья «Прима» по сравнению с 2012 г., то можно сделать следующие выводы (рисунок 3): 1. Резких скачков в реализации печенья не наблюдается, за исключением фасованного с изюмом, что обусловлено проведением акций с применением скидки; 2. Печенье с ананасом утвердило свои позиции, как печенья набирающего потребительские предпочтения; 3. К «аутсайдером» относятся: какао, детское, кокос фас., корица и приближается новое фас.
Рисунок 3 – Динамика реализации печенья «Прима» 2013 – 2012 гг..