Маркетинг - определение поведения фирмы в соответствии с рынком. Он включает в себя осознание мотивации потребителя и самой фирмы, программирование деятельности, ее реализацию, контроль осуществления, оценку самой деятельности и ее результатов.
Маркетинг – это система управленческих действий, нацеленная на обеспечение функционирования фирмы в условиях рынка
Туристический рынок, как и любой другой, стабилизируется согласно закону спроса и предложения. Маслоу разработал треугольник иерархии потребностей. Если сделать туристскую проекцию этого треугольника, то можно смоделировать иерархию туристских потребностей. В идеале тур. продукт должен одинаково хорошо удовлетворять все уровни потребностей. Поэтому тур. предприятие должно поддерживать это множественное удовлетворение через создание качественного продукта, ориентированного на потребности туристов.
1. Размещение, питание, транспортные услуги.
2. Познание, общение, развлечение.
3. Культура, уважение, комфортность при обслуживании.
4. Престижность, популярность, редкость туров.
Западными специалистами сформулированы двенадцать принципов маркетинга социально-культурного сервиса и туризма:
13. Обновление продукта
14. Изучение потенциала рынка
15. Учет направлений на рынке
16. Учет региональной разницы
17. Учет сезонной разницы
18. Соответствие рекламного бюджета задачам программ.
19. Соответствие маркетинговой политики конкретным целям.
20. Испытание новых идей до их внедрения на рынок.
21. Не путать тактику со стратегией.
22. Анализ ошибок маркетинга
23. Анализ жизненного цикла продукта
24. Правильная оценка конкурентов.
Маркетинг подразделяется на три вида:
|
1. Ориентированный н а продукт, изделие или услугу;
2. Ориентированные на потребителя, целевую аудиторию;
3. Интегрированный маркетинг.
Первый вид маркетинга, ориентированный на услугу, нельзя назвать идеальным. Если преимущества ограничиваются отличной услугой, пусть качественной и доступной, этого недостаточно для успеха на рынке.
Второй вид маркетинга, ориентированный на потребителя, более успешен. Знания о своей аудитории и ее желаниях – и услуга будет востребована. Изучение запросов потребителей – первостепенная задача.
Третий вид маркетинга – совмещенный, интегрированный – ориентирован на услугу и на потребителя одновременно. Естественно, это наиболее эффективный подход. Когда усилия направлены на всемерное снижение рисков предприятия, как со стороны качества продукции, так и со стороны спроса. Чтобы интегрированный маркетинг был жизнеспособным, необходимо выполнение следующих условий в организации социально-культурного сервиса и туризма (например, тур.фирма):
· оперативная реакция на любые изменения на рынке;
· диагностика любой неудовлетворенности потребителей;
· точный выбор услуг.
Как методология рыночной деятельности маркетинг находит широкое применение в различных видах предпринимательства. Прежде всего, речь идет о том, что маркетинговая деятельность охватывает
- области рынка: товарная, денежно-финансовая, трудовая;
- виды товаров: материальные блага и услуги (виды деятельности);
- типы потребителей: конечные потребители, предприятия-потребители;
- отрасли предпринимательства: промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, транспорт, банки, страхование, бытовые услуги, спорт, культура, образование и др.;
|
- сферы рынка: внутренняя, внешняя.
Управление маркетингом — важнейшая функциональная часть общей системы управления предприятием, направленная на достижение согласованности внутренних возможностей предприятия с требованиями внешней среды для обеспечения прибыли.
Ответственность за принятие маркетинговой концепции управления предприятием несет его высшее руководство (топ-менеджеры). Она реализуется через разработку маркетинговых стратегий на корпоративном уровне.
Стратегический маркетинг- целенаправленные действия фирмы по поиску устойчивого преимущества перед конкурентами для удовлетворения нужд потребителей.
Стратегическое планирование определяет, какими плано видами деятельности предстоит заниматься фирме, каковы задачи этих сфер бизнеса.
Разработка плана маркетинга туристической фирмы начинается с этапа, на котором формируется краткая сводка основных целей рекомендаций (по запланированному росту продаж и прибыли по сравнению с предшествующим годом, по достижению эти целей с помощью выделенной для этого суммы из бюджета, предназначенной для маркетинговых мероприятий, направленных для стимулирования сбыта- опр. процента)
1. В первом разделе плана «Текущая маркетинговая ситуация» описывается характер целевого рынка фирмы, положение фирмы на нем. Составитель плана описывает сегменты рынка, нужды заказчика, делает обзор основных туров, перечисляет конкурентов, указывает посредников в сбыте.
|
2. Во втором разделе «Опасности и возможности» составитель плана рассматривает перспективу и оценивает положительные и отрицательные ситуации, в которых может оказаться товар.
3. Разработка третьего раздела. «Задачи и проблемы» основывается на результатах изучения опасностей возможностей фирмы, что позволяет составителю плана оправдать задачи возникающее при этом проблемы. Проблемы трансформируются в цели с их количественной оценкой достижения за период действия плана.
4. Четвертый раздел «Стратегия маркетинга» должен раскрывать маркетинговый подход (так называемый план игры) по решению поставленных задач.
5. Пятый раздел плана «Программа действия» представляет собой превращение стратегии маркетинга в программы, которые должны давать ответы на вопросы: Что будет сделано? Когда это будет сделано? Кто будет это делать? Сколько это будет стоить?
6. Шестой раздел «Бюджеты» представляют собой прогнозы прибылей и убытков, разница между которыми дает ожидаемую прибыль.
Бюджет маркетинга - это расходы: на исследование рынка, обеспечение конкурентоспособности товара, информационную связь с покупателями.
При этом средства необходимые выделяются из прибыли, которая без подобных расходов была бы значительно большей, однако без них было бы не возможно продать достаточное количество единиц товара, чтобы окупить различные затраты, не говоря уже о самой прибыли.
Цель маркетинга – узнать и понять нужды покупателя до такой степени, что бы комплекс услуг идеально подходил ему и продавались бы сами собой (Котлер)