Выпуск №1, 2013 г. Выходит 1 раз в четверть. Распространяется бесплатно




Информационно-литературная листовка

МБОУ Лицей № 21 Кировского района городского округа город Уфа РБ

Выпуск №1, 2013 г. Выходит 1 раз в четверть. Распространяется бесплатно

 

 

Редколлегия: Редактор: Шарипова Алия Хисамутдинова Карина Клементина Джонас Литературный цензор: Крестиченко А. К. Читайте в номере:
 
 

 


Здравствуйте, дорогие лицеисты, уважаемые родители и учителя! Мы рады представить вам очередной выпуск нашей школьной газеты, в котором вы, как всегда, найдёте много нового и интересного, узнаете, чем живет наш Лицей, познакомитесь с удивительным прошлым таких обычных сегодня вещей и явлений. А может быть даже, откроете для себя новые таланты. Или просто поднимете настроение. Одним словом, читайте наш первый выпуск с удовольствием!

 

Гори, гори ясно…   Все профессии нужны, все профессии важны. Сегодня, в День радио, актуально поговорить про профессию, связанную с этой областью. Кто же такой радиоведущий? «Работа – не бей лежачего,» – скажете вы. Отнюдь. Написание сценариев, упражнения, постоянный контакт – лишь малая толика того, чем живёт специалист. Да и смелости выйти в эфир достанет не каждому. Но для кого каждый день трудовой, а кому и работа – праздник. Нам посчастливилось пообщаться с ведущим передачи «Солнечный город» на «Радио России – Башкортостан» Урманчеевой Софьей.   Софья, расскажи о себе. Я учусь в 7 А классе 21 лицея, куда перешла из 26 школы. С раннего детства начала писать стихи, так как училась у такого замечательного педагога, как Дударь Э. Г. У неё все дети писали, она же привела меня на радио. Элеонора Георгиевна стала моим наставником по жизни. Также под её руководством и под началом Лихановой Е. Н. я несколько лет занималась краеведением. Сейчас являюсь дважды стипендиатом президента РБ и стипендиатом администрации города Уфа за успехи в учёбе и творчестве. Много ли времени отнимает у тебя работа на радио? Для меня работа на радио – хобби, увлечение, и я не могу сказать, что она отнимает время. Запись радиоэфира занимает всего 2-3 часа. Больше времени уходит на подготовку сценария. Как тебе удаётся совмещать работу и учёбу? Помимо учёбы у меня есть много свободного времени, его я и посвящаю любимому занятию. Более того, работа на радио помогает развивать навыки общения. Помогает ли школа в твоём творческом труде? В школе мы тренируемся составлять тексты, пишем сочинения. Но уроки русского языка не единственный источник вдохновения. На других предметах я также узнаю много нового, что помогает мне в поиске идей для передач.   Какими качествами должен обладать профессиональный радиоведущий? Я думаю, во-первых, это ответственность и раскованность: не нужно стесняться говорить на радио так, как ты говоришь в обычной жизни, и, конечно же, – хорошая дикция. Планируешь ли ты продолжать работу в этой области? Не знаю, буду ли я в дальнейшем радиоведущей, но в жизни этот опыт мне очень поможет, так как работа на радио – это, прежде всего, саморазвитие: пополняется словарный запас, совершенствуется речь, расширяется кругозор. Также это очень интересно, так как наши радиоведущие участвуют в различных конкурсах, ездят по разным городам, появляется возможность познакомиться с новыми людьми. Так, недавно мы приняли участие в конкурсе «Подсолнух» под Ижевском. Как ты думаешь, ведущими рождаются или становятся? Я думаю, что становятся, так как с каждым разом ты совершенствуешься. Вначале нужно научиться писать. Что ты можешь посоветовать тем, кто захочет связать свою судьбу с этой интересной профессией? Я считаю, что можно дать совет – слушать радио, слушать, как ведут другие, развивать дикцию.   А остальным ребятам мы можем пожелать не упускать драгоценное время, и не спешить прощаться с мечтой, всегда гореть и гореть ясно.       Учусь учить, уча   Самая школьная и не менее творческая профессия, конечно же, - учитель. Однако быть учеником – тоже особенный труд. Своими «профессиональными» представлениями друг о друге обменялись ученики и учителя нашего Лицея.   Что бы я сделал, если бы был учителем? Я бы веселилась много и мало задавала. (Кудоярова З., 8 Б) Устраивала бы каждый день дискотеки и разговаривала бы на молодёжном сленге. (Шаммасова К., 8Б) Я бы не задавал домашнего задания, просто хорошо бы учил. (Вахитов М., 8 Б) Я бы раздавала всем леденцы. (Газизова М., 8 Б) Учила бы всех. (Валитова Э., 6 А) Я бы вела свои уроки интересно и познавательно для учеников. Я бы стала лучшим учителем на свете. (Иксанова К.) Учила бы себе детей и всё. (Григорьева А., 7 В) Меньше домашней, свободная форма. (Кузнецова А., 8 А) Ну, наверное, не задавала бы домашнюю, устраивала бы всякие конкурсы на уроках, интересные игры. (Луговая Л., 8 А) Учил бы. Что бы мне ещё оставалось? (Сатаев А., 8 Б) Уволился бы с первого дня. (Кислицын М., 8 Б) Опрос провела Клементина Джонас (8Б)   Что бы я сделал, если бы был учеником? Я бы просто училась. (Силантьева Т. Н.) Я бы хорошо училась и ценила эти годы. (Асбапова А. И.) В первую очередь, здоровалась бы со всеми и улыбалась даже тем учителям, кто не ведёт уроки в моём классе. (Буевич М. Л.) Наверное, постаралась бы на уроках максимально «работать»: отвечать устно, внимательно слушать одноклассников, отстаивать своё мнение… А главное – проявлять терпимость, уважение к окружающим людям. (Чудина И. А.) Училась бы на одни пятёрки. (Алябина Н. Ю.) Я бы больше использовала интернет в учебных целях и учила бы языки. (Юрина Т. В.) Училась бы отлично и подтягивала бы своих отстающих товарищей. (Абдуллина А. Т.)   Каждый день мы пользуемся привычными для школы предметами, обращаемся друг к другу и даже не подозреваем, как появилось всё то, что сегодня так помогает нам.     Сколько лет шариковой ручке? Появившиеся первые в 60-х годах шариковые ручки в школах были приняты с интересом и подозрением. Так, первоклассникам ими пользоваться не разрешали. Только перьевыми ручками! Считалось, что шариковые портят почерк. Хотя бабушки помнят время, когда точно так же запрещались ручки чернильные. На уроках чистописания полагалось писать… простым карандашом. Первая же шариковая ручка была выпущена в 1938 году. Имя её изобретателя – Ласло Биро. Покинув по политическим мотивам родную Венгрию, Биро в том же году переехал во Францию. Затем его пути лежали в Испанию, а оттуда в Аргентину. Там Биро переработал конструкцию ручки, спроектировал устройства для её изготовления и с помощью своего приятеля-финансиста построил небольшую фабрику для промышленного производства шариковых ручек. 1943 год – вот дата начала их серийного изготовления. Первые ручки были дороже хороших самописок, но раскупались бойко. Особенно они понравились лётчикам, которые часто страдают от того, что их «вечные перья» на высоте текли. В 1944 году Ласло Биро получает американский патент и продаёт его местным производителям. Вскоре весь мир перешёл на шариковые ручки, считая их чисто американским изобретением.   Где родился карандаш? Основа любого карандаша – графит – известен очень давно. Первые сведения о нём относятся к 4 тысячелетию нашей эры. Правда, тогда его использовали не совсем по назначению – растирали, чтобы получить краску. Однако лишь в XIX веке на северо-западе Англии было открыто первое графитовое месторождение, которое получило промышленное использование. Отсюда и появился прообраз современного карандаша, так как англичане оправляли графитовые палочки в дерево или металл, которые затем покрывали орнаментом. Позволить себе пользоваться таким орудием письма могли не многие. Палочки представляли собой настоящие произведения искусства и стоили очень дорого. Современный облик карандаш приобрёл благодаря трудам трёх людей, живших в XVIII-XIX веках: немца Фабера, француза Конте и чеха Гармунта.   Когда и как у русских людей появились отчества? Считается, что обращение по имени-отчеству показывает уважительное отношение к человеку. Желая узнать отчество, человека могут спросить, как это было принято в старину: «Как Вас звать-величать?» Слово «величать» относится именно к отчеству и означает «возносить, превозносить, чествовать». Отчества в России возникли ещё в глубокой древности. Уже в 945 году в списках русских послов историки обнаружили не только имена, но и отчества. Правда, писались они тогда по-другому: например, Глеб сын Владимира. Древнерусских князей величали не только по отцу, но упоминали деда, прадеда, и даже прапрадеда – древностью рода гордились. Так, киевского князя Владимира называли: князь Владимир сын Святослава, внук Всеволода, правнук Олега, праправнук Святослава, прапраправнук Ярослава, пращур великого Владимира. В основном отчества у людей образуются от имени отца. Это связано с традицией, бытовавшей в далёкой старине, когда отец был единственным кормильцем и главой семьи. Однако бывали случаи образования отчества и от имени матери: Павел Настасьич, Иван Ефросиньевич. Нередко такие отчества по матери переходили в фамилии.   Как появились фамилии? Слово «фамилия» в переводе с латинского означает «семья». Так же, как и отчество, фамилия, как правило, переходит к ребёнку от отца. В старину фамилий у людей не было. И всё-таки надо было их как-то отличать одного от другого. На бытовом уровне этот вопрос решался просто: каждому человеку придумывали прозвище, или прозвание. Они-то и служили тогда фамилиями. Вполне официально в России фамилии появились во времена Петра I. Первыми же их ещё в XIV-XV веках получили князья и бояре. Часто их родовое имя образовывались от названий тех владений, которые им принадлежали (Тверской, Мещерский и т. п.) Но случалось, что и бояре получали фамилии по их старым прозвищам. Так, жил когда-то в XIV веке боярин Григорий по прозвищу Пушка, которое перешло в фамилию, доставшуюся великому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Позже уже в XVI-XVII веках начали получать фамилии и дворяне. Кто-то использовал имя матери или отца (Дмитриев, Ефросиньин), кто-то сам придумывал себе какую-нибудь благородную фамилию, а кому-то её жаловал царь вместе с дворянским званием. Фамилии, образованные из прозвищ, дворяне старались сделать более благозвучными, и появились такие дворянские семьи, как Дуроново, Чернаго, Хитрово, Рыжаго и т. д. В XVIII-XIX веках служивые и торговые люди получали фамилии, образованные, как правило, от названия тех мест, откуда они были родом (Асраханцев, Москвин). Когда же очередь дошла до самого многочисленного слоя населения – крестьян, то здесь уже применялись самые разнообразные способы образования фамилий. Иногда крестьяне брали себе родовые имена тех помещиков, у которых служили. Известна ситуация, когда во время переписи населения крестьяне Пушкинского района Псковской области затрудняясь назвать свои фамилии, называли себя по фамилии своего знаменитого земляка и его друзей. Таким образом, здесь до натоящего времни живут семейства Пушкиных, Пущиных, Языковых… Материал подготовлен по популярной энциклопедии для детей «Всё обо всём».   Сочинения в начале XX века также отличались от современных. О чём же писали наши предшественники? Темы для сочинений, предлагавшиеся гимназистам в начале XX века. Для младших классов: * О том, что видела птичка в дальних землях. * История постройки дома и разведения при нем сада… * Великаны и пигмеи лесного царства. Для детей 12-13 лет * Замирание нашего сада осенью. * Река в лунную ночь. * Лес в лучшую свою пору. * Встреча войска, возвратившегося из похода. * Дедушкин садик. Для старших гимназистов: * Слово как источник счастья. * Почему жизнь сравнивают с путешествием? * Родина и чужая сторона. * О скоротечности жизни. * Какие предметы составляют богатство России и почему? * О высоком достоинстве человеческого слова и письма. * О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве. * О проявлении нравственного начала в истории. * На чем основывается духовная связь между предками и потомством? Проба пера Тем временем на дворе весна. Солнце греет по-особому, тают наледи одежды и цветут улыбками глаза. Весна – одна из любимых тем наших начинающих поэтов. Первый день весны Ступая осторожно в тишине По белым покрывалам февраля, Придёт сегодня вечером ко мне Моя весна, любимая моя. Саодат Даша, 5 Б   Весна Что за явленье это? Когда в лесу всё зелено, Когда на улице с рассвета От зорьки алой всё красно? Весна, весна к нам прилетела, С собой подарки принесла, Деревья зеленью одела, И пташек певчих позвала! Весна, весна, тебе спасибо! За то, что солнце к нам пришло, Теперь на улице теплее, И на душе у нас светло. Анисимова Карина, 7А Весна Вот пригрело солнце, Быстро тает снег. И по небу мчится Туч большой ковчег. Тёплый ветер с юга Гонит тучи вдаль, А из них с испуга Снег танцует вальс. С каждым днём светлее, Ярче солнца луч, И капель с сосулек Продолжает петь. Лёд, сковавший реки, Начинает плыть, И о берег биться, И от боли выть. Птицы прилетают, Свои гнёзда вьют, И весну встречают, И о ней поют. Шишкунова Мария, 7А Весна – самое праздничное время года. О празднике мы побеседовали с нашими юными лицеистами.   Что для тебя праздник? Хорошее настроение (Лера, 4А) Туса (Наташа, 4 А) Танцы, веселье (Алексей, 4 Б) Математика (Илья, 3А) Развлечения, отдых (Полина, 3 В)   Какой праздник самый любимый? Новый год (Лера, 4 А) День рождения, Новый год, 8 марта (Наташа, 4 А) День рождения, Новый год, 1 сентября (Илья, 3 А) День рождения сестры (Кира, 3 В) День рождения свой, мамы, 8 марта (Полина, 3 В)   Что ты обычно даришь родителям на праздник? Подарки, сделанные своими руками (Лера, 4 А) Открытки, фармацевтическое мыло (Наташа, 4 А) Подарки ручной работы (Илья, 3 А) Поделки, открытки (Камилла, 3 В) Поделки цветы (Кира, 3 В)   Какой праздник ты бы ввёл в России? День Стиля одежды (Камилла, 3 В) День отдыха (Кира, 3 В)   Что бы ты хотел получить в подарок? Сенсорный телефон (Камилла, 4 А) 150 % в игре (Тимур, 4 А) Айпад (Артём, 4 В) Планшет (Алсу, 3 А) Доброту (Максим, 3 В) Беседу провели Шарипова Алия, Хисамутдинова Карина (8 Б)     Самым значительным для истории России стал день победы над фашистской Германией – 9 мая 1945 года. Памяти о людях, подаривших нам мирное небо над головой, посвящено стихотворение Искрицкой Анастасии, ученицы 5 А класса:   Отгремело эхо войны Там, где пролита кровь, ныне рощи. Люди боролись за имя страны, Но остались от них только мощи. Не увидишь ты лица живых, Молодых, удалых патриотов Только память не рухнет о них, Потому что живые их помнят! Помнят тех, кто работал в тылу, Не жалея ни сил, ни здоровья. Помнят тех, кто отпор дал врагу, Чтобы мир был тогда и сегодня.       Ещё одним хранителем памяти являются города, способные запечатлеть не только ярчайшие страницы истории, но и сохранить имена людей, ставших лицом русской культуры. Об одной из улиц Уфы и её великом «прародителе» в своём произведении рассказала Вильданова Эльза (8 Б).   В городе - сотни дорог, Вечность в себе таящих. Город - всегда диалог прошлого с настоящим. Роберт Рождественский Люблю я свой, красивейший на Урале город, утопающий в зелени парков, скверов и аллей. Этим летом, гуляя с родителями по Орджоникидзевскому району, я набрела на улицу имени Льва Николаевича Толстого. Невысокие старинные дома… Тишина… Говорят, название улицы оправдывает своё имя. Не знаю… Наверное, нет в нашей стране человека, который бы не читал книг гениального писателя Л.Н.Толстого. До сих пор люди едут в гости к Л.Н.Толстому на его Родину в Ясную Поляну. Мне тоже посчастливилось там побывать летом 2012года вместе с делегацией ребят из нашей школы. Я увидела дом и вещи, которые окружали Л.Н. Толстого и его семью: портреты родственников писателя, большие старинные часы, красивую посуду. Я ходила по комнатам, где жила семья, где творил Лев Николаевич. Из окон его кабинета любовалась ухоженным яблоневым садом, Прешпектом, домом Волконского… Чем мне запомнилась родина Толстого ещё? Впечатлили просторы Ясной, долгие прогулки, удивительные сады. Поразили рассказы экскурсовода о том, что писатель мог преодолеть за день тридцать верст, совершая прогулки по окрестностям Ясной Поляны. Дорога неудержимо влекла, притягивала его на протяжении всей жизни. Странно, но именно там я узнала о том, что Толстой, оказывается, приезжал в башкирский край по совету врача лечиться на кумысом. Первый раз он побывал в башкирском кочевье на речке Каралык в 1862 году. Каждый раз встречая Толстого, башкиры приветливо улыбались и кланялись ему, а дети, приветствуя Льва Николаевича Толстого, называли его «Князь Тул», что значило «Тульский князь». Через девять лет, в 1871 году, Лев Николаевич Толстой снова приехал в наши места. Башкиры узнали и радостно приняли писателя. Л.Н.Толстой умел разговаривать и с молодыми башкирами, и с аксакалами. С большим увлечением слушал башкирские мелодии. Играл башкирские игры, участвовал в сабантуе, и даже пробовал себя в национальной борьбе куреш. За период с 1862по 1883г.од Л.Н.Толстой отдыхал в Самарских степях среди башкир более десяти раз. «Не буду ни газет, ни писем получать, забуду, что такое книга, буду валяться на солнце, пить кумыс, вот тогда выздоровлю!» -говорил он родным перед поездкой. На самом деле он знакомился с бытом и фольклором башкир, собирал материал для своих произведений. Итогом его впечатлений – народные рассказы о башкирах. Почему это небольшой черниковской улочке 1 ноября 1949 года присвоили имя Толстого? Не знаю, но мне кажется, что не случайно. Имя улицы - это дань уважения человеку за его добрые дела. Немного жаль тех жителей этой улицы, которые никогда не видели Ясной Поляны, не осознали вдруг, как простота и гениальность могу соединиться в одном человеке. «Делай как должно, и пусть всё будет как будет»,-эти слова Толстого высечены на камне лежащем у входа в музей-усадьбу. Побывав в Ясной, прикоснувшись к миру писателя, я поняла, что во многом эта фраза отражает эту внутреннюю сущность. Мне тоже хотелось бы делать все в своей жизни «как должно»! Как Толстой! Я счастлива, что память о великом философе есть и в моём городе. Мне бы хотелось, чтобы люди, живущие на улице имени Льва Толстого, не только бы гордились этим названием, но и жили, как хотел Толстой: счастливо, в гармонии с собой и миром. Весёлая страничка Фантазии учеников, действительно, нет предела. Шутки в сторону?   Самые близкие люди на контрольной -- это люди с твоего варианта. Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей. Отец разговаривает с сыном, который плохо учится: - Что нужно сделать, чтобы ты не получил двойку? - Нужно, чтобы учитель не вызывал меня доске. Приходит Вовочка домой и объявляет отцу: - Папа, на сегодня назначено маленькое родительское собрание. - Что значит "маленькое"? - А на него приглашают тебя, меня и директора. Кончился учебный год. Вовочка приходит домой. - Тебя перевели? - Да, мамочка. Из 5-го "а" в 5-й "б". - Я сегодня учил уроки до 4-х часов ночи. - О-о-о, молодец! - В 3:50 начал... Урок русского языка: - Сидоров, какие ты знаешь приставки? - Playstation3, Nintendo Wii, Xbox360... 3000 год. Урок русского языка. - И запомните, дети, главное правило пунктуации: после смайлика запятая не ставится... - Ну, сынок, покажи дневник. Что ты сегодня принёс из школы? - Да нечего показывать, там всего одна двойка. - Всего одна? - Не волнуйся, папа, я завтра ещё принесу! Контрольная. Преподаватель внимательно следит за учениками и время от времени выгоняет тех, у кого заметил шпаргалки. В класс заглядывает завуч: – Что, контрольную пишем? Здесь, наверное, полно любителей посписывать! Учитель отвечает: – Нет, любители – уже за дверью. Здесь остались только профессионалы. – Каким событием знаменателен 1799 год? – Родился Пушкин… – А 1812? – Пушкину стукнуло 13 лет! К слову сказать… Великий американский писатель Марк Твен говорил:   «Через двадцать лет вы будете более сожалеть о том, чего не сделали, чем о том, что вы сделали. Поэтому отбросьте сомнения. Уплывайте прочь от безопасной гавани. Исследуйте. Мечтайте. Открывайте.»   Трудовых успехов и творческих побед, дорогие лицеисты!    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: