ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Повесть Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
1. По учебнику Г.А. Обернихиной, И.А. Биккуловой, И.М. Лейфман «Литература. Углубленный курс» прочитайте и подготовьтесь к пересказу параграфа «Жизненный и творческий путь Н.С.Лескова» (с. 346-357), ответьте на вопросы 1 и 2 на стр. 358.
2. Сюжет, композиция и система персонажей в повести.
3. Художественные принципы изображения Н.С.Лесковым любовной интриги.
4. Художественные приемы создания образа Катерины и Сергея:
- описание быта, роль художественной детали;
- пейзаж;
- фольклорные элементы в повести;
- роль рассказчика и др.
5. Повесть Н.С. Лескова и опера Д.Д. Шостаковича.
Литература
1. Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. М., 1956-1959.
2. Лесков Н.С. Собр. соч.: В 30 т. Т. 1. М., 1996 -…
3. Троицкий В.Ю. Лесков-художник. М., 1974.
4. Столярова И.В. В поисках идеала: Творчество Н.С. Лескова. Л., 1977.
5. В мире Лескова. М., 1983.
6. Столярова И.В. Трагическое в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» // Русская литература. 1981, №4. С.77 – 94.
7. Старыгина Н.Н. Лесков в школе. Йошкар-Ола, 1994.
Повесть Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
Лесков указывает точное время и место написания повести: «26 ноября 1864 г. Киев».
Опубликована впервые в № 1 журнала «Эпоха» за 1865 год под названием «Леди Макбет нашего уезда». Окончательное название получила в публикации 1867 года (в сборнике произведений Н. С. Лескова).
Первоначально произведение представляло собой очерк из серии женских портретов, задуманной в конце 1864 года. В письме к Н. Н. Страхову, сотруднику и критику журнала «Эпоха», 7 декабря 1864 года Н. Лесков пишет: «"Леди Макбет нашего уезда" составляет 1-й номер серии очерков исключительно одних типических женских характеров нашей (окской и частично волжской) местности. Всех таких очерков я предполагаю написать двенадцать...»
В отношении остальных очерков замысел написания так и остался неосуществленным.
Что касается «Леди Макбет...», то из очерка, по первоначальному замыслу «местного» характера, это произведение при его создании выросло до художественного шедевра мирового значения.
Автором заявлен жанр «ОЧЕРК».
-Очерк – это документальный рассказ.
Значит, автор хотел подчеркнуть документальность, подлинность, достоверность, правдивость.
~ Эпиграф не случайно выбран автором. Прочтём. Что означает эта поговорка?
«Первую песенку зардевшись спеть»
- труден первый шаг, а дальше не надо волноваться, всё пойдёт как по маслу…
Экспозиция очерка:
• Время - 19 век,
• Место - Россия, купеческая среда,
• Героиня - Катерина Львовна Измайлова.
Сюжет, композиция и система персонажей в повести.
Сюжет Основная героиня — молодая купчиха Катерина Львовна Измайлова. Её муж постоянно в работе, в отлучках. Ей скучно и одиноко в четырёх стенах большого богатого дома. Супруг бесплоден, но вместе со своим отцом попрекает жену. Катерина влюбляется в молодого красивого приказчика Сергея, постепенно её увлечение переходит в страсть, любовники ночуют вместе. Она на всё готова для своего возлюбленного. Начинается череда убийств: сначала Катерина Львовна отравляет свёкра, чтобы спасти Сергея, которого свёкор запер в погребе, затем вместе с Сергеем убивает своего мужа, а потом душит подушкой малолетнего племянника Федю, который мог бы оспорить её права на наследство. Однако в этот момент со двора врывается толпа праздных мужиков, один из которых заглянул в окно и увидел сцену убийства. Вскрытие доказывает, что Федя умер от удушья. Сергей во всём сознаётся после слов священника о Страшном Суде. Следователи находят закопанный в подвале труп Зиновия Борисовича. Убийцы предстают перед судом и после наказания плетьми идут на каторгу. Сергей мгновенно теряет интерес к Катерине, как только она перестаёт быть богатой купчихой. Он увлечён другой узницей, ухаживает за ней на глазах у Катерины и смеётся над её любовью. В финале Катерина хватает свою соперницу Сонетку и тонет вместе с ней в холодных водах реки.
Композиция Композиционно повесть состоит из небольших глав, каждая из которых имеет свое сценическое завершение: сцена соблазнения Катерины, сцена в саду, сцена убийства мужа, удушения ребенка, сцена разоблачения, и т. д.
Первое действие драмы происходит в ограниченном пространстве дома Измайловых, метафорой которого может служить «рай» как чувственно- душевное состояние Катерины.
Второе действие произойдет на каторге, но тоже в ограниченном пространстве, метафорой которого служит «ад» как наказание за разгул чувственности.
Кульминационным центром в повести, разбивающим повествование на «до» и «после», сюжетообразующим и открывающим качественно иную сторону любви Катерины Львовны, становится убийство ребенка. Ни в одной из других сцен нет такого концентрического схождения мифопоэтического контекста: сакрального и демонического, определяющего своеобразие жанровой структуры повести и выводящего в сферу онтологических ценностей. Нельзя не согласиться с Катрин Жэри, настаивающей на амбивалентности внутри художественной системы повести: «Эта система постоянно колеблется между сексуализацией мира и моральным осуждением сексуальности»
Финальная сцена представляется кульминационной точкой торжества разгула демонической стихии. Катерина Львовна в финальном акте трагедии, как в мистериальном действе, воссоединяется с естественным для неё миром стихийных демонических сил. В последнем акте трагедии фарс Сергея, теперь уже бывшего любовника Катерины Львовны, звучит как напоминание о содеянном, греховности их любви. Происходит смена масок, герои находятся в пограничном состоянии катастрофы. Финальная сцена – не самоубийство, а очередное убийство в ещё большей степени ритуальное: героиня совершает обряд инициации, перехода в потусторонний мир, что и означает окончательный поворот сюжета к катастрофе, события завершения, присущего драме.
Любовь осознаётся героиней Н.С. Лескова как способ самоутверждения, как форма выражения полной раскрепощенности личного чувства, по своей природе двойственного. С одной стороны, это непосредственная потребность жертвовать другому, потребность самоотдачи, растворения в любимом. С другой стороны, это страшная деформация картины мира и сознания, сублимирующего страсть в преступлениях. У Н.С. Лескова герои обнаруживают, что власть тёмного составляет неотъемлемую часть их натуры, выражением которой является юнговская архетипическая модель злого Трикстера, типа, амбивалентного по своей природе. Он носитель зла и при этом всегда жертва. Так в повествовании Н.С. Лескова сходятся «очерк» и «трагедия», порождая «драматически острое ощущение бытия», обеспечивающее уникальность художественной формы и эффект многогранности проявления человеческой натуры.