Технологическая карта урока. Предмет: Литературное чтение




Ф.И.О. Киселева Людмила Николаевна

Предмет: Литературное чтение

Класс:2б УМК: «Школа России»

Тема: Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».   Тип урока: открытие нового знания
Цель: создание условий для чтения и анализа стихотворений Елены Благининой «Посидим в тишине» и Эммы Мошковской. «Я маму мою обидел…».
Планируемые результаты
Предметные Знать содержание произведений, биографию поэтесс, произведения авторов Понимать главную мысль произведения. Применять чтение стихотворений Елены Благининой «Посидим в тишине» и Эммы Мошковской. «Я маму мою обидел…». Анализ: смысловой анализ стихотворения. Синтез: выборочное чтение, ответы на вопросы, работа с пословицей. Оценка: анализ содержания произведений для воспитания нравственных качеств личности   Метапредметные: Регулятивные · читают в соответствии с целью чтения (выборочное чтение, чтение по цепочке) · умение формулировать тему урока, ставить перед собой учебные задачи совместно с учителем учителя · самостоятельно организуют свое рабочее место Познавательные · ориентируются в учебнике · осмысливают произведения литературы · анализируют явления, факты Коммуникативные · понимают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); · строят диалог в паре или группе · задают вопросы · отвечают на простые и сложные вопросы учителя Личностные: · осуществляют эмоциональный отклик на произведение
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя   Деятельность учащихся
 
1.Организационный момент. Здравствуйте ребята! Меня зовут Людмила Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Проверьте свои рабочие места. Тихо сели девочки. Тихо сели мальчики.    
2.Актуализация Для начала давайте проведем небольшую речевую разминку.   Весна К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под её ногами. Чёрные проталины На полях видны. Верно, очень тёплые Ноги у весны.   Валентин Берестов -Прочитайте плавно, певуче. -Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп. -Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп. -Начните читать шепотом и постепенно усиливайте голос. -Прочитайте стихотворение выразительно. Молодцы.   Ребята, сейчас вы в парах выполните задания. Кто напомнит мне правила работы в парах.   У каждой пары на столе лежит конверт. В конверте даны слова. Ваша задача собрать из слов пословицу. Пара, которая будет готова, поднимите руки. Пословицы: 1.Всякой матери своё дитя мило. Прочитайте. Как вы понимаете эту пословицу? 2.Птица радуется весне, а мать деткам. 3Сердце матери лучше солнца греет.   Молодцы. С самого первого дня, с того самого момента, как малыш появился на свет, о нем заботится кто? (мама). Мама всегда рядом, всегда придет на помощь. А вы умеете заботиться о маме? Как вы это делаете?   Ребята, кому же будут посвящены сегодняшние стихи? Верно. Предположите, чему нас научат эти произведения.   Как вы думаете, какая цель нашего урока?   Верно, ребята, сегодня мы прочитаем два стихотворения разных авторов и подумаем, как же нужно относиться к нашему самому близкому человеку – к нашей маме.   Первое стихотворение написала поэтесса Елена Александровна Благинина. Елена Благинина родилась 27 мая 1903 года в селе Яковлево. Ребята, посмотрите на портрет Елены Александровны. Как вы думаете, каким она была человеком? Какой у нее характер? Что вы можете о ней сказать?   Прочитать стихи, научиться проявлять любовь к близким, заботиться о маме.
3. Подготовительная работа -Рассказ о жизни поэта Елена Александровна Благинина родилась 27 мая 1903 года в селе Яковлево Орловской губернии. Елена собиралась стать учительницей. Будучи студенткой Курского педагогического института, Елена пишет свои первые стихи. Понимая, что она не сможет оставить писательство, Елена поступает в высший Литературно-художественный институт в Москве. Произведения для детей Елены Благининой стали появляться в в детском журнале «Мурзилка», и тогда она стала любимицей детей, потому что ее стихи были им наиболее близки. Стихи в «Мурзилке» были только началом, в дальнейшем Благинина стала писать более крупные произведения, выпускать сборники и книги с отдельными произведениями для детей. Елена Благинина прожила долгую, наполненную творчеством жизнь, и не было дня, чтобы она не работала. Она посвятила всю свою жизнь тому, чтобы дарить детям радость своими произведениями. Ее стихи были разными: смешными и интересными и поучительными. - Перед тем как мы начнем работу со стихотворением давайте проверим, знаете ли вы значения слов, встречающихся в этом произведении (объяснение значения слов на слайде и опрос детей) Волчок, крадётся, метнулся, скользнул, шепнул.     Смотрят на портрет Елены Благининой, слушают рассказ учителя.
4.Первичное восприятие - Хорошо, теперь мы готовы к слушанию первого стихотворения. Сейчас я прочитаю вам стихотворение «Посидим в тишине». Слушайте внимательно, потому что потом я задам вам вопросы.      
5. Проверка читательского восприятия - Понравилось стихотворение? - А чем оно вам понравилось? - Какой момент запомнился больше всего?   Хорошо. Давайте немного разомнемся. (Физ. минутка на интер. доске)    
6.Повторное чтение, анализ. Ребята, откройте учебник на странице 119. Сейчас, мы прочитаем стихотворение по строфам. (Ученик) читай первые две строфы.   От чьего лица написано стихотворение?   (Ученик) Прочитай, следующие две строфы.     Почему девочке трудно сидеть в тишине? Почему девочка отказалась от своих желаний? (Да. Вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть. Девочка любит свою маму и поэтому не мешает ей отдыхать).   (Ученик) Читай последнюю строфу.     Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты? Что бы вы сделали на месте девочки?   Как нужно прочитать это стихотворение, каким голосом? Кто выразительно прочитает нам это стихотворение? (1-2).     Ребята, чему нас учит это стихотворение? Верно. Мы должны помнить, что наши мамы очень много трудятся, тратят много сил. Если мы видим, что мама устала, должны проявить свою любовь и заботу, дать ей отдохнуть, не мешать.     Мама спит, она устала… Ну и я играть не стала!   Я волчка не завожу, А уселась и сижу. Не шумят мои игрушки, Тихо в комнате пустой.     А по маминой подушке Луч крадется золотой. И сказала я лучу: – Я тоже двигаться хочу! Я бы многого хотела: Вслух читать и мяч катать, Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать, Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу.   Луч метнулся по стене, А потом скользнул ко мне. – Ничего, – шепнул он будто, – Посидим и в тишине!..     Тихо, спокойно. .   К маме нужно относиться с любовью и заботой.
7.Подготовительная работа -Рассказ о жизни поэта -Следующее стихотворение написала поэтесса Эмма Эфраимовна Мошковская. Рассмотрите портрет Эммы Мошковской. Как вы думаете, каким она была человеком? Эмма Мошковская русская поэтесса. Родилась в Москве. Эмма профессиональный музыкант, она окончила училище по специальности- оперная певица. Но не смотря на это всё сильнее проявлялся ещё один талант- она сочиняла стихи. Первые её стихи стали появляться на страницах детских журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый». Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес.   Ребята, что значит обидеть кого-то? Как можно обидеть? А вы когда-нибудь, кого-то обижали?   Наше следующее стихотворение называется «Я маму мою обидел…» Перед тем как мы начнем работу со стихотворением давайте проверим, знаете ли вы значения слов, встречающихся в этом произведении (объяснение значения слов на слайде и опрос детей)   Словарная работа. Тайга, руда, бурная река. - Хорошо, теперь мы готовы к слушанию второго стихотворения. Слушайте внимательно, потому что потом я задам вам вопросы     Словом, жестом, взглядом, физически.     (прослушивают аудиозапись)
8. Проверка читательского восприятия 9.Повторное чтение, анализ. – Понравилось ли вам стихотворение? – Какие чувства у вас оно вызвало?   – Ребята, как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найдите эти строчки и прочитайте.   – Кем мальчик представляет себя в будущем? Найдите эти сторчки.     – Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым? С какой интонацией будете читать это стихотворение? - Кто попробует прочитать стихотворение выразительно на оценку? (2-3 человека) – Какой совет вы бы дали мальчику? - Как вы думаете, чему хотела научить нас Эмма Мошковская? - Мама – самый близкий человек, самый родной. Воспитанный человек не обидит маму ни словом, ни делом. А если сказал что-то плохое, подойди тихонечко к маме, обними её, попроси прощение и скажи ласковые, нежные слов     Жаль мальчика, жаль маму     Я мамy мою обидел, Тепеpь никогда-никогда Из домy вместе не выйдем, Hе сходим с ней никyда. Она в окно не помашет, И я ей не помашy, Она ничего не pасскажет, И я ей не pасскажy... И бyдy я главный начальник, И бyдy я с боpодой, И бyдy всегда печальный И молчаливый такой... Обиженно, грустно. Читают.
10.Подведение итогов - Мы прочитали два стихотворения разных авторов - Что объединяет произведения? -Как мы должны относится к маме?       Они о маме.   С заботой, любовью..
11. Домашнее задание - Дома вам нужно будет…    
12.Рефлексия - Ребята, какую мы цель поставили в начале урока? На интерактивной доске предложения:   Я узнал на уроке… Мне было интересно… Пришлось задуматься… Теперь я…   Ребята, я даю каждому из вас цветочек, напишите с обратной стороны добрые слова любой маме и подарите ей когда придете домой.   На этом наш урок заканчивается, спасибо за работу.    
               

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: