Ролевое моделирование в образовании и воспитании.




Прежде всего был выделен круг проблем и вопросов современной школы, которые с нашей точки зрения, разрешимы с помощью методики ролевого моделирования:

1. Проблема мотивации обучения, внутреннего ощущения потребности в знаниях. Она наиболее остро стоит в средней школе, но очевидно, что зарождается в начальной.

2. Проблема поля реализации знаний. Дело в том, что построение обучения в современной школе, приводит к отсутствию навыка использования знаний, формированию такого мышления, при котором теория и практика существуют отдельно друг от друга в мировосприятии человека.

3. Проблема формирования цельности мировосприятия. Разделение путей познания на предметные области влечет за собой, в частности, неспособность многих людей работать в межпредметных сферах. Для этой методики, реализующейся на построенных моделях игровых миров, взаимодействие явлений, описываемых в рамках разных наук, настолько явно и очевидно, что привычка видеть картину в целом возникает естественно и неизбежно.

4. Проблема учета психолого-физиологических особенностей при построении учебной деятельности. Всем известно, что значит игра для ребенка младшего школьного возраста - или возможность самореализации и самоутверждения для подростка. К сожалению, в реальной современной школе предоставить ребенку деятельность, созвучную его внутренним психолого-физиологическим потребностям часто оказывается весьма затруднительным. Методика Ролевого Моделирования значительно расширяет возможности для этого.

5. Многие задаются вопросом: "А не отнимает ли современная школа детство у ребенка?" У нас это противоречие снимается.

6. Проблема ассоциативно-образного построения обучения. Замечено, что при освоении логики преподаваемого материала, в лучшем положении оказываются те ученики, у которых обобщение и логика ложатся на уже имеющийся набор картинок-ассоциаций, касающейся данной области знаний. Поэтому актуальна задача построения ассоциативных рядов таких картинок на различные темы и области знания; нельзя не отметить, что даже одна Ролевая Игра дает целый веер таких ассоциативных рядов, касающихся самых различных областей.

7. При правильном использовании методики, когда педагоги отслеживают, чтобы ребята играли разные роли, значительно возрастает возможность формирования в мышлении ребенка способности ставить себя на место другого человека, способности представить себя "в его шкуре", умения понимать движущие им мотивы.

8. Для педагогов Ролевая Игра предоставляет возможность сплочения различных коллективов школы при подготовке к игре. В различных мастерских раскрывается необозримый простор для самоуправления детских коллективов в различных творческих позициях, на основе различных видов деятельности.

9. Проблема социальной адаптации. Ни для кого не секрет, что в условиях конкуренции, царящих в окружающем мире нередко встречаются жестокость и обман.

10. Наконец, Игры оказываются неплохим средством психологической диагностики, позволяющим раскрыть комплексы ребенка, определить характер завышенной или заниженной самооценки и так далее, и средством для соответствующей корректировки.

Идея моделирования образовательных систем вызывает всё большее внимание и интерес, как у исследователей, так и практиков. Иногда это формальная дань моде, следование требованиям, предъявляемым к диссертациям, но чаще - результат глубокого напряженного внутреннего поиска, выявление сущностных характеристик, свойств и тенденций развития образования. Можно ли модель, заданную для определённых условий, "проигрывать" в широком спектре ситуаций осуществления образовательной деятельности? Где исчерпываются возможности моделирования конкретной педагогической реальности и возникает новое состояние системы? Что может подсказать модель, в чём она ограничена и ущербна? Всегда ли надо моделировать, чтобы постичь новое? Принципиальным отличием социальных систем - а система образования такова, является многообразие оптимальных состояний её функционирования, что значительно сложнее моделирования, например, физических процессов, где оптимальное состояние - чаще единственное. Социальные системы подвержены многообразию случайных воздействий, они глобальны, и многое в их деятельности подчинено качественным оценкам, не допускающим количественных характеристик. В образовательной деятельности особо остро возникают тупиковые ситуации, когда требуется формализовать и прагматично вычислять те или иные характеристики нормативного регулирования. Однако столь же часто приходится искать истину через прохождение почти некорректных ситуаций, навеянных иррациональным мышлением в процессе духовных исканий. Разумная и точно просчитанная по модели ситуация оказывается мертва, так как реальная жизнь состоит из значимых специфических особенностей, придающих каждой образовательной реальности уникальность. Царство духа возбуждает красоту несовершенств, которыми полна жизнь. Многие философские вопросы образования требуют рефлексии над универсалиями культуры, в процессе которой истина мало предсказуема с точки зрения формальной логики рассуждения.

Создавая модель, мы пытаемся выделить сущностные характеристики статично заданной системы образования, и всякие вариации её параметров вовсе не приводят к непрерывности характеристик её вычисляемых свойств. Аналитическое продолжение такой системы в виртуальном мире может оказаться нереализуемым в практике. Образование отражает жизнь, а жизнь меняется стремительно, сама модель требует постоянного совершенствования. Происходит эволюция объекта - модельного симбиоза. Инвариантами этого процесса служат недетерминированные характеристики образовательной деятельности или динамические константы, выражающие суть процесса, в котором соразвитие общества и образования органично связаны между собой.

В образовательных системах многие характеристики случайны и, следовательно, экстраполяция модельных свойств действует в весьма ограниченных промежутках варьируемых параметров. Это существенно снижает прогностические возможности моделирования в образовании и доверительные интервалы целевых функций модели.

Моделирование образовательного пространства означает обобщение, перенос, проецирование характеристик, антологических признаков, выделенных в нём, на некоторую другую область или же новое состояние данной области.

Задача моделирования образовательных систем в обнаружении ресурса саморазвития, который корректирует возникающие проблемы и трудности за счет ресурса самосовершенствования - это капитал образовательного процесса, формирование которого необходимо наращивать.

Очень часто внутрисистемный образовательный язык оказывается непонятен представителям других сфер деятельности. Школьная жизнь, не совпадающая с обыденной, противоречива. Искусственность школьной образовательной среды, слабая восприимчивость к компромиссам, иногда невозможным в рамках действующей нормативно-правовой базы, приводит к необходимости экстраполировать модельный процесс в жёстких рамках - внешней границе и матрице ограничений, определяющей внутреннее состояние системы. Поэтому важнейшим требованием в описании современных образовательных систем должна быть максимальная гибкость моделей её функционирования. Модель, раскрепощающая внутренние ресурсы образовательной системы, способы взаимодействия с внешним миром и взаимодействия с социумом требуют создания метаязыка - строгого с точки зрения научности и свободного от самоуверенности и ложной простоты мультимедийных подходов. Очень часто педагогический язык излишне заформализован, а само стремление к технологичности образовательной деятельности разделяют на части неделимое - личность, в которой иногда непостижимым образом присутствует несовместимое. Многообразия форм организации условий протекания образовательной деятельности выстраивают, по представлениям Г. Лейбница, " множественность перспектив", которые, однако, весьма субъектны по отношению к создателям моделей, над которыми довлеет соблазн предвкушения наперёд заданного результата. Модели одного и того же образовательного процесса для отдельного человека, общества и государства оказываются различны. Требуются экспертные модели образовательного процесса - синтез представлений о моделируемых процессах как основание для принятия управленческих решений в масштабах глобальных систем. Стратегия реформирования образования состоит в интеграции идей, вытекающих от равно-значимых и поощряемых государством подходов к моделированию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: