Щетинина Евгения Александровна, учитель технологии




На протяжении 10 лет практика моей работы показала, что тема повышения эффективности образования представляет обширное поле для изучения. И этот вопрос всегда будет актуален и интересен. А обусловлено это тем, что с развитием человеческого общества происходит развитие всех форм деятельности. Хотелось бы отметить, что за это время уроки технологии очень изменились. Изменилась программа. Многие темы приходилось осваивать традиционными, словесными методами, что привело к снижению познавательной деятельности у некоторых учащихся и результаты обучения выявили неуспешность в изучении отдельных разделов. Также создание творческих проектов показалось ребятам неинтересным и утомительным, хотя они включают в себя большую практическую работу. А дети тянутся к яркому, новому, необычному и нетрадиционному.

В период с 2000г. по 2006г. можно отметить рост различных компьютерных программ, игровых технологий, которые привлекают подрастающее поколение. Они в свою очередь с интересом относятся ко всему новому. Вспомните пейджеры, тамогочи, а сотовые телефоны, которые для них не только средство связи, но и объект развлечений: игры, музыка, фото, Интернет. Что же видят они на уроке? Необходимость сосредоточиться, привлечение внимания учителем к новому материалу или практической работе, а это совершенно иная сфера деятельности, требующая прилежания, дисциплины, внимания. Все ли способны и имеют ли желание погрузиться в учебную познавательную атмосферу?

В связи с пониженной мотивацией к предмету некоторых учащихся, я выделила проблему: как сохранить интерес и потребность в познании.

А причиной данной проблемы считаю традиционные формы уроков, засилье словесных методов.

Решить данную проблему мне помогли различные курсы, литература, методические рекомендации. И в процессе работы я выделила идею ролевой игры как активной формы урока.

Моя система по реализации этой идеи опирается на следующее положение: современная педагогическая практика строится на использовании нестолько методики, сколько технологии, под которой понимается совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи учебного материала, его закрепления и применения в процессе обучения.

Мною освоены и внедрены следующие технологии: проектная деятельность, технологии деловых игр и вот вашему вниманию я представляю технологию ролевой игры в работе: «Ролевая игра как форма организации практики успеха и достижений на уроках технологии».

Я поставила перед собой цель: сохранение интереса к учению и потребность к активной познавательной деятельности.

Вашему вниманию представляю способ организации ролевой игры:

1. Прежде чем описать замысел игры, я определяю связь учебного материала с ситуацией игры. А игры могут быть различными по классификации:

- территориальными – настольные и происходящие на определённом месте;

- различными по уровню сложности, учитывая возраст

- различными по целевому признаку, т.е. игроки, достигают цели, объявляется результат,

- игра с продолжением (из урока в урок),

- нон-стоп (игра без остановки, а продолжение игры начинается с того места, где она закончилась) и т.д.

В своей работе я использую следующие формы уроков по организации ролевой игры, которые представляю вашему вниманию в данной схеме.

Идея игры заключается или в изучении Н.М., или проигрывании ситуации в качестве закрепления материала. Например, тема «Основы предпринимательства» в 8 классе. На уроке необходимо написать бизнес – план какой-либо фирмы или предприятия, отразив в нём вид деятельности, место работы, конкурентов, его сильные и слабые стороны, решить вопрос финансирования, составить финансовый план развития предприятия и т.д.

Игровую ситуацию можно разыграть на основе любой сказки по желанию ребят: «Буратино», «Белоснежка и 7 гномов», «Колобок» и др. после того как замысел игры раскрыт, определена цель игры и её результат, можно приступить к распределению ролей. Ученики на данном этапе должны осознать, что является результатом их работы и как можно его представить.

2. На следующем этапе учащиеся очень хорошо ориентируются в возможностях, способностях и талантах друг друга, если им понятна будет ролевая функция, т.е. что требуется от каждой роли.

3. На следующем этапе в качестве помощи может быть учебник, определённая литература или подготовленный учителем материал о создании документа, его содержании, оформлении. Представитель каждой роли знакомится с инструкцией своей деятельности и представлением конечного результата. Определяются место действия, костюмы, временные рамки и др. необходимые атрибуты. Разрабатывают сценарий предстоящего действия, игровой ситуации.

4. Далее они должны наполнить содержанием каждую роль. Здесь практически выполняют задания по созданию документа, подготавливают место действия. Проговаривают текст и ситуации. Определяют действия своих героев и т.д.

5. И конечный пункт, где представляются и оцениваются результаты каждой роли. Здесь учащиеся инсценируют известную сказку с новым содержанием. Представитель каждой роли имеет возможность самовыразиться, раскрыть свои способности, талант. В игре ученик может раскрыть те качества, которые в реальной жизни он будет скрывать, чувствуя себя некомфортно. Так же рассматриваются различные ситуации, порой импровизации. Формируются коммуникативные способности, умение выражать мысли, способности правильно строить речь, используя термины, определения. В ходе игры развиваются остроумие, возможность развить свой ум, воображение. Наблюдая друг за другом, слушая ролевую речь и результат учебного материала, учащиеся способны оценить каждого, критически выразить свои замечания и определить, выполнены ли поставленные перед ними задачи, и что ещё необходимо доработать или изучить дополнительно учебный материал.

Влияние технологии ролевой игры на результат обучения:

1. Увеличение познавательной активности, т.к. все учащиеся активны во время ролевой игры, нет пассивных.

2. Повышение качества успеваемости.

3. Расширение содержания самооценки детей за счёт того, что они могут говорить о своей роли.

4. Теоретический материал проигрывается через действие. Традиционная форма – знания, а нестандартные (игры) – знание через действие.


Заключение

Таким образом, при современном развитии науки и техники, при

увеличивающемся объеме информации, которую необходимо довести до сведения учащихся, недостаточно использовать традиционные способы обучения, необходимо их совершенствование. Одним из путей такого совершенствования является разработка и применение приемов моделирования обучения.

Моделирование обучения может быть элементом Этот метод обучения

развивает мышление учащихся как один из проблемных методов.

Моделирование обучения - это последовательность мыслительных операций, это логическое построение, которое раскрывает содержание и структуру мыслительной деятельности ученика при решении задач и служит практическим руководством для выработки навыков или формирования понятий.

 

Литература

1. Гузеев В.В. К построению формализованной теории образовательной технологии: целевые группы и целевые установки // Школьные технологии. - 2002. - №2. - С.3-10.

2. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. – М.: Наука, 2002. – 456 с.

3. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. - 2003. - №2. - С. 3-10.

4. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 240 с.

5. Ролевое моделирование [Электронный ресурс]: содержание ролевого моделирования в образовании / Электронные текстовые данные: -Точка доступа - https://www.rpg.ru/rpg/24519 - свободный

6. Содержание образования как культуросообразная модель жизнедеятельности [Электронный ресурс]: раскрывается содержание образования с точки зрения культуросообразности / Электронные текстовые данные: - Точка доступа: https://www.gpss.ru/paper/ryzhikov1/16.html - свободный.

7. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. - М. - 1975. - С.64.

8. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М.: Просвещение, 1990.

9. Салмина Н.П. Виды и функции материализации в обучении. - М., 1981.

10. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 11. - М.: Педагогика, 1974.

11. Штофор В.А. Моделирование и фи­лософия. - М.; Л., 1966.

12. Брянский учительский портал [Электронные ресурсы]: методическая копилка, список статей / Электронные текстовые данные – Точка доступа: https://www.bryanskedu.net/ - свободный

13. Ролевая игра как форма организации практики успеха и достижений на уроках технологии[Электронные ресурсы]: применение ролевых игр на уроках технологии / Электронные текстовые данные – точка доступа: https://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=415528)- свободный



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: