Часть 1. Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП). Правовые основы оказания ПМСП.




Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи

Курсовая работа по учебной дисциплине «Медицинское право»

Выполнил: студент IV курса 404 группы Селявко Юрий Александрович

Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова

Москва, 2007

Введение:

Человеческая жизнь очень хрупка. В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате средств для существования. К таким обстоятельствам относятся: болезни, травмы, инвалидность и пр. Они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему здравоохранения, направленную на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Особое место в системе охраны здоровья граждан занимает оказание первичной медико-санитарной помощи, являющейся наиболее распространенным и одним из основных видов медицинского обслуживания населения.

Первичная медико-санитарная помощь, как один из видов медицинского обслуживания, является непосредственным источником правоотношений, которые регулируются соответствующими нормативно-правовыми актами.

Принятие множества федеральных законов, главным образом законов, разграничивающих и устанавливающих полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, привело к необходимости переосмысления структуры медицинских организаций, их принадлежности к определенному уровню власти, источников и механизмов финансирования и, как следствие, к изменению порядка их функционирования, в том числе и в сфере оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам. Это привело к необходимости изменений правового регулирования в сфере оказания первичной медико-санитарной помощи для обеспечения корректного функционирования данной компонента системы здравоохранения. Таким образом, совершенствование законов, регулирующих оказание первичной медико-санитарной помощи гражданам, стало одной из задач современного медицинского права.

Часть 1. Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП). Правовые основы оказания ПМСП.

1.1. Понятие ПМСП. Место ПМСП в системе охраны здоровья.

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья (ФЗ N 5487-1).[1]

Гражданам Российской Федерации (далее РФ) гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами РФ, Конституциями (уставами) субъектов РФ.

Особое место в системе охраны здоровья граждан занимает оказание первичной медико-санитарной помощи (далее ПМСП), являющейся одним из основных видов медицинского обслуживания населения.

Согласно Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан, ПМСП является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства (ФЗ N 5487-1). [2]

Однако вопрос о месте ПМСП в структуре медицинской помощи является долгое время оставался нерешенным. Согласно определению, данному на Международной конференции по первичной медико-санитарной помощи (Алма-Ата, 1978), ПМСП является первым уровнем контакта населения с национальной системой здравоохранения; она максимально приближена к месту жительства и работы людей и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны их здоровья (функциональный подход). Согласно другой концепции, ПМСП является видом медицинской помощи, четко привязанным к амбулаторно-поликлиническому учреждению (структурный подход).

Современное законодательство[3] не ограничивает механизм реализации нормы по организации оказания ПМСП типом учреждения. Таким образом, законодатель решил многолетний спор специалистов о том, каким видом медицинской помощи является первичная медико-санитарная помощь. Медицинской помощью, четко привязанной к амбулаторно-поликлиническому учреждению или медицинской помощью, предоставляемой амбулаторно-поликлиническими и больничными учреждениями в зоне первого контакта пациента с системой здравоохранения, как толковала Алма-Атинская конференция (1978).

Из толкования этого понятия Алма-Атинской конференцией следует, что медико-санитарная помощь, как технология медицинской помощи, предоставляется больному при его первичном обращении в медицинскую организацию. При этом отсутствуют жесткие указания на организационную форму (поликлиника, больница и др.) и форму собственности (государственная, муниципальная, частная) этой организации.

Таким образом, медико-санитарная помощь является основной формой организации медицинской помощи в амбулаторно-поликлиническом, стационарно-поликлиническом и больничном учреждении муниципального района и городского округа, и оказывается преимущественно по месту жительства.

1.2. ПМСП в системе медицинского права.

Совокупность нормативных актов, определяющих организационные, структурные, общеправовые отношения при оказании лечебно-профилактической помощи людям, проведении санитарно–противоэпидемиологических мероприятий и иных действий, связанных с деятельностью по охране здоровья, образует самостоятельную отрасль права – медицинское право.

Предметом медицинского права являются правоотношения при осуществлении лечебно-профилактической, санитарно-гигиенической деятельности и нормативно-правовые акты, определяющие правовой статус участников этих отношений. ПМСП, как один из видов медицинского обслуживания, является непосредственным источником правоотношений, которые регулируются соответствующими нормативно-правовыми актами.

Выделяют три субъекта медицинского права: медицинскую организацию (учреждение), медицинского работника и пациента. При этом медицинская организация, обеспечивая процесс оказания медицинской помощи, предоставляет для этой цели помещение, оборудование, аппаратуру, инструментарий, расходные материалы, медикаменты- все то, без чего невозможно оказание квалифицированной медицинской помощи и что поэтому является неотъемлемой частью существа этой услуги. Таким образом, медицинская организация является субъектом предоставления медицинской помощи. Субъектом оказания помощи является медицинский работник высшего или среднего звена, обладающий профессиональными знаниями. Вместе с тем, нужно отметить, что функции медицинской организации и собственно врача может совмещать одно лицо, например, частнопрактикующий врач. Пациент же является субъектом получения медицинской помощи.

Таким образом, правоотношения при ПМСП представляют собой возникающие на основе правовых норм связи трех субъектов медицинского права, которые характеризуются наличием у них определённых юридических прав и обязанностей в сфере медицинской деятельности.

Одним из базовых понятий в области права является понятие принципов правового регулирования. Принципы медицинского права - это руководящие идеи, определяющие сущность и направление развития всего комплекса правовых норм в сфере медицинского обслуживания как единого целого. Правовые принципы либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания. Принципы организации ПМСП являются внутриотраслевыми принципами медицинского права.

Основополагающие принципы организации ПМСП как основного вида медицинского обслуживания населения изложены в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (ФЗ N 5487-1)[4], это:

Доступность.

Бесплатность.

Обслуживание по месту жительства.

Обязательность обеспечения комплекса медицинских мероприятий:

лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и др. неотложных состояний;

медицинская профилактика важнейших заболеваний;

санитарно-гигиеническое образование;

проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам.

Осуществление ПМСП с соблюдением этих принципов реализуется благодаря существованию правовых методов регулирования в системе медицинского права. Регулирование общественных отношений, входящих в предмет медицинского права, осуществляется с помощью приемов и способов, существующих и в других отраслях права: административно-правового и гражданско-правового методов.

Учитывая, что административно-правовому методу присущи отношения власти – подчинения за счет наличия в качестве стороны правоотношений уполномоченного органа государства, а гражданско-правовому методу свойственно равенство сторон правоотношений, необходимо заметить комплексное использование в медицинском праве весьма различающихся методов правового регулирования. В качестве использования административно-правового метода в правовом регулировании общественных отношений в сфере здравоохранения и оказания ПМСП в частности, можно привести пример организации и управления в системе государственного и муниципального здравоохранения, когда руководители вышестоящих органов управления здравоохранением взаимодействуют с подвластными им представителями лечебно-профилактических учреждений. В то же время правовые отношения между пациентом и врачом при оказании медицинской помощи в системе частной медицины регулируются гражданско-правовым методом, проявлением чего служит равенство субъектов правоотношений и возможность самостоятельного определения своего поведения.

Таким образом, регулирование правоотношений в сфере оказания ПМСП осуществляется при помощи комплексного использования двух различных методов медицинского права.

1.3. Источники правового регулирования оказания ПМСП.

1.3.1. Понятие и классификация источников медицинского права.

Источники медицинского права — это способ внешнего закрепления правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности (и в сфере оказания ПМСП в частности). Различают следующие основные формы (источники) права: правовой обычай – санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в обществе в результате его многократного и длительного применения; юридический прецедент (судебная практика) – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение; нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти.

Следует выделить четыре критерия для классификации источников медицинского права:

Юридическая сила;

Предмет регулирования;

Характер правового регулирования;

Сфера действия.

В соответствии с первым критерием (юридическая сила), нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Закон – нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Подзаконные акты (общие, местные, ведомственные, внутриорганизационные) – правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему.

В зависимости от предмета регулирования источники медицинского права могут быть общие и специальные. По характеру правового регулирования источники медицинского права могут быть материальные и процессуальные. И, наконец, в зависимости от сферы действия источники медицинского права могут быть федеральными и субъектов Российской Федерации

1.3.2. Характеристика важнейших источников медицинского права.

Круг источников медицинского права многообразен. Отражая развитие отрасли, он постоянно расширяется. Законы РФ принимаются Государственной Думой при условии последующего одобрения Советом Федерации. Вне пределов совместного ведения субъекты РФ правомочны принимать законы и иные нормативные правовые акты, которые не могут противоречить федеральным законам.

Возглавляет систему законодательства в этой сфере Конституция Российской Федерации 1993 г. В ч.1 ст.41 Конституции РФ признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (ст. 25) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12).

Центральный правовой акт в сфере здравоохранения, составляющий первый (после Конституции РФ) уровень медицинского законодательства – Основы законодательства об охране здоровья граждан, принятые в 1993 г., с последующими изменениями и дополнениями[5]. В этом документе определены основные принципы охраны здоровья, основы организации и руководства здравоохранением, гарантии осуществления медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских и фармацевтических работников, определены виды медицинских экспертиз, ответственность за причинение вреда здоровью.

Второй уровень законодательства об охране здоровья граждан - специальные федеральные законы, непосредственно регулирующие важнейшие направления в этой сфере. На данный момент федеральный срез собственно медицинского законодательства составляют около полутора десятков законодательных актов. Кодекс законов об охране здоровья включает в себя следующие блоки: надзорные законы; законы профилактической направленности; законы, определяющие права и ответственность медицинских работников; законы, регулирующие финансирование здравоохранения; законы, регулирующие отдельные виды медицинской деятельности.

Третий уровень законодательства в области охраны здоровья граждан образуют законы, принимаемые субъектами РФ. Конституция России (ст.76) предусмотрела право субъектов РФ осуществлять законодательную деятельность по предметам совместного ведения и вне предметов ведения РФ. В соответствии с п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции лишь координация вопросов здравоохранения является предметом совместного ведения. А в исключительном ведении РФ находятся вопросы охраны здоровья граждан, которые связаны с производством и порядком использования наркотических средств и ядовитых веществ (п. «м» ст.71), а также установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития (п.«е» ст.71).

Работа над формированием законов об охране здоровья продолжается. В портфеле Комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту находится более 120 проектов федеральных законов, в том числе и законопроектов, прямо или косвенно регулирующих сферу оказания ПМСП.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: