Ингулецкое месторождение железистых кварцитов условно разделено на
три участка: 12,12 П и поле шахты "Центральная".
Участок 12 приурочен к мощной замковой части Лихмановской синклинали
южного замыкания Криворожской структуры. Участки 12П и поле шахты "Цент-
ральная" располагаются севернее участка 12 и являются естественным про-
должением.
В настоящее время участок 12 разрабатывается открытым способом-
карьером ИнГОКа. Участок 12П,являясь продолжением участка 12,будет так-
же разрабатываться открытым способом путем разноса северного борта карь-
ера.
По состоянию горных работ на 1.01.2005г. в карьере ИнГОКа вскрыт
горизонт-315 м. Горные работы ведутся одновременно на 7 вскрышных и
18 добычных горизонтах. Добычные горизонты с +- 0 до дна карьера.Пара-
метры карьера по состоянию на 1.01.05г.: длина-2960м.,ширина-2000м.,
глубина-373м.
Разработка полезных ископаемых производилась поуступно, с приме-
нением на рудоскальных породах, буровзрывных работ.
Погрузка горной массы из забоев производится экскаваторами
ЭКГ-8И\10\,ЭКГ-6,ЗУС в автосамосвалы БелАЗ-7519,БелАЗ-75122 и в думп-
кары 2ВС-105 с применением тяговых агрегатов ОПЭ-1А.
Общий фронт работ на 1.01.04г. составляет - по вскрыше-30,3 км.,
по руде-28,1км. Запасы руды по карьеру составляют:- вскрытые-196 млн.
тонн,-подготовленные-25 млн.т.,- готовые к выемке-7,8 млн.т. Ширина
рабочей площадки: по руде-32м.,по горной массе-39м.
Устойчивость откосов уступов и бортов карьера.
При открытой разработке месторождений полезных ископаемых исключи-
тельно важное значение имеет обеспечение устойчивости откосов уступов и
бортов в течении всего строительства и эксплуатации карьера.
Для обеспечения устойчивости бортов, откосов уступов и отвалов, для
нормальных условий работы людей и горного оборудования, уменьшения
влажности ПИ, на карьере осуществляются дренажные мероприятия,
контурные взрывания.
Так, дренаж устраняет или ограничивает обводненность экскаваторных
забоев и фильтрационные деформации отрабатываемых уступов, помогает бороться с образованием наледей на откосах, с обводнением буровых скважин.
Для укрепления откосов уступов отвала N1,производились работы по
возведению контрфорса между прудом балки "Скелеватая" и автодорогой,
расположенной вблизи отвала N1.
В районе конвейерного тракта "Западный",велись работы по укреплению
уступа -60м.Было пробурено 40 скважин, через 2м.,глубиной 28м.По всей
длине которых были опущены рельсы и залиты бетоном. Поверхность откоса
покрыли металлической сеткой и забетонировали.
После выполнения этих работ, разрушение откоса уступа прекратилось.
Длительная устойчивость откосов в осадочных отложениях обеспечи-
вается при обязательном выполнении противооползневых мероприятий, включающих пригруз откосов скальным материалом, в сочетании с дренажом,
биологическое укрепление техногенных и кайнозойских отложений.
Пригрузочная призма должна формироваться снизу вверх, соблюдая
порядок отсыпки кусков скальных пород, обеспечивающая их зацепление
и исключающая формирование слоистости в теле призмы, параллельной плоскости откоса.
В качестве материала пригруза, используется некондиционная скаль-
ная вскрыша.
Постановка скальных уступов в предельное положение выполняется с
применением заоткоски уступов, включающих буферное взрывание или
предварительное щелеобразование, вдоль конечного контура.
Минимальная ширина приконтурной зоны составляет: для скальных пород
-35-40м.,для полускальных-30-35м..Бурение скважин отрезной щели произ-
водится станками СБШ-250МНА.
Сдваивание 15-метровых уступов производится как обуривание всего
30-метрового уступа, так и с разделением на два подуступа по 15м. При вы-
боре наклона скважин отрезной щели, нужно руководствоваться углом паде-
ния основной системы трещин, с азимутом в сторону выработанного прост-
ранства.
Взрывание приконтурной ленты производится по диагональной схеме, с
углом наклона, по отношению к верхней бровке уступа-30-50º.
Время опережения взрыва скваженных зарядов контурного ряда, по отно-
шению к последующему взрыву зарядов дробления в противолежащих скважинах, должны находится в пределах 50-70мс.
Расстояние между скважинами отрезной щели до 2,5м.,длина забойки-
4-6м.
При отработке последней заходки, производится оборка верхней части
отрезной щели и заоткошенной части уступа, экскаватором по слоевой схеме.
Г О Р Н ЫЕ Р А Б О Т Ы
Вскрытие месторождения.
Проект I очереди вскрытия и разработки нижних горизонтов карьера
ИнГОКа для поддержания его мощности по сырой руде, утвержден Минчер-
метом СССР в 1982 году, который выполнен на основе запасов железистых
кварцитов Ингулецкого месторождения.
В 1985-86г.Центрально-Криворожский ГРП управления "Укрчерметгеоло-
гия" и комбинатом, проведена доразведка южной части месторождения.
Все эти изменения в сырьевой базе учтены в настоящей корректировке
проекта I очереди вскрытия и разработки нижних горизонтов карьера
ИнГОКа, для поддержания его мощностей.
С учетом существующего положения горных пород дальнейшее вскрытие
месторождения намечается осуществить двумя постоянными внутренними
автомобильными траншеями, расположенными по южному и западному
бортам
карьера и по восточному борту железнодорожными траншеями с поверхности
до гор.-90м.
Кроме того, рабочие горизонты карьера в процессе эксплуатации
вскрываются дополнительно временными въездными траншеями. Продольный уклон автомобильных траншей составляет 6-8%,железнодорожных-30-40%.
Ширина автомобильных траншей и транспортных берм-30м.
Глубокие горизонты карьера дополнительно вскрыты двумя наклонными
под углом 16 до отм.-270м. и вертикальным стволом глубиной 150м.
Система разработки
Порядок дальнейшей отработки месторождения от существующего положения
рабочего борта, принят в северном направлении, с одновременным понижением
горных работ и формированием западного борта карьера.
Отработка горизонтов осуществляется преимущественно поперечными
заходками, по всей ширине рудного поля.
После ликвидации шахты "Центральная"(1994),горные работы развиваются
по всему фронту карьера.
Разработка месторождения ИнГОКа в соответствии с его горно-техни-
ческими условиями залегания, производится транспортной системой с пере-
мещением вскрышных пород во внешние отвалы.
основные параметры системы разработки в проекте приняты согласно
НТП и составляют:
- высота уступа 12м-по известнякам(по западному бор-
ту в связи с перенарезкой водоносных горизонтов-12-14м.) и 15м-по скаль-
ным породам.
-ширина рабочих площадок на горизонтах по наносам и известнякам
принята 40-60м.,исходя из условий размещения экскаваторов, транспортной
полосы для двухстороннего движения автосамосвалов или ЖДТ и ЛЭП;
-ширина рабочих площадок на рудных и скальных вскрышных уступах
определяется с учетом количества одновременно взрываемых рядов скважин,
ширины развала горной массы и расстановки оборудования и составляет 45-
65м.
Средняя длина фронта добычных работ по одному уступу колеблется
от 100 до 800м.
Интенсивность продвигания уступов в горизонтальном направлении
составляет 70-80м. в год.
Величина годового понижения горных работ при соблюдении проектных
решений составляет 8-9м/год.