МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ МОРАЛЬ РЕГУЛЯТОРОМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ?




МОРАЛЬ

Мораль существует ради утверждения межличностных, неэгоистических связей между людьми. Можно ли в этом смысле говорить, что она является регулятором обществен­ных отношений? На такой трактовке настаивала марксист­ская философия, а также практически все социологические теории. Но для того, чтобы регулировать, надо иметь оп­ределенную силу, позволяющую оказывать решающее вли­яние на проходящие процессы. Посмотрим, есть ли такая сила у морали.

Настоящим регулятором общественных отношений яв­ляется право. Оно призвано указывать на меру допустимо­го и недопустимого с точки зрения закона и устанавливать санкции за нарушение. За правом стоит сила государства, волю которого оно реализует. Казалось бы, требования морали и права во многом совпадают: то, что мораль на­зывает безнравственным, право считает преступным. Од­нако точки их соприкосновения не столь значительны. Право не наказывает за эгоизм, равнодушие, безжалост­ность, если они, конечно, не нанесли существенного вреда другому человеку. Кроме того, для права не существенно, почему человек не нарушает закон, а для морали важно, чтобы требование исполнялось не из страха или выгоды, а добровольно. Поэтому у морали нет надежной институ­циональной опоры, которая помогала бы ей регулировать отношения в обществе.

С другой стороны, справедливо утверждать, что мораль основана на силе общественного мнения. В определенные моменты оно способно оказывать серьезное влияние и на ведущие социальные практики (политику, экономику, биз­нес), и на поведение конкретных людей. Но общественное мнение – очень широкий и быстро изменяющийся институт. Трудно сказать, какое место в нем занимают нравственные ценности и не приносятся ли они в жертву идеологии, при­способленной к интересам господствующих на данный мо­мент групп. Конечно, мораль может пытаться использовать общественное мнение ради борьбы с несправедливостью, но все-таки она выступает от имени высших ценностей, а мнение большинства всегда ориентировано на сиюминут­ную выгоду.

Получается, что в социальном плане мораль не может быть регулятором. Если уж заниматься поиском того, что может выступить в этой роли, то следует признать: прагматический интерес, стремление к выгоде, наживе регулируют отношения между людьми значительно более эффективно, чем право, не говоря уж о нравственности. Современныii бизнес выглядит как уникальная, многоуровневая система регуляции отношений, достигающая грандиозных успехов.

Но все это далеко от сферы морали, которая укоренена в свободных межличностных, а не в социально-прагматических отношениях. Более того, приходится признать, что безнравственность также эффективнее добьется поставлен­ных целей, чем мораль, ибо не отягощает себя размышлени­ями над средствами их достижения. Очевидно, что для регулирования отношений надо исходить не только из силы и страха, но еще и обещать неизбежную награду. Но блага, которые дает мораль, не приходят к человеку моментально и не имеют очевидного материального выражения.

Если все же продолжать настаивать на понимании морали как регулятора наших поступков, то единственно воз­можный смысл этого слова касается решающего воздей­ствия на поведение самого человека. В данном случае мо­раль видится набором принципов, ради которых личность может пожертвовать указанными выше мотивами поведения. Но и здесь нельзя быть столь категоричным. Как и в социальной сфере, поведение человека также регулируется прагматическими соображениями. Суть морали как раз и заключается в том, чтобы уметь ограничить их ради подлинно человеческих отношений с другими людьми. В этом значении мораль правильно будет понимать не как регулятор, а как внутренний ориентир, требующий от человека стремиться к наилучшей жизни. Насколько это требование будет воплощено и поведение «отрегулировано» в соответствии с ним, зависит уже не от самой морали, а от воли и разума ее носителя.

Означает ли все сказанное выше, что мораль не имеет никакого социального значения, а существует только ради блага отдельного человека? Отнюдь нет. Во-первых, следует заметить, что индивида невозможно рассматривать и не общества, поэтому его благо непосредственно имеет отношение и к благу окружающего социума. Во-вторых, мораль также следует понимать как высший ориентир, существую­щий в обществе и напоминающий ему об идеале совершен­ства. Наконец, необходимо отметить феномен социальной морали, когда ее субъектом-носителем выступает не инди­вид, а коллектив людей. В этом случае они, воспринимая себя в качестве единого сообщества, добровольно наклады­вают на себя обязательства, исходя из преследуемых ими целей и ценностей. На этом основании строятся различные проекты современной корпоративной этики. Но можно ли данную практику в чистом виде считать регулированием? Скорее всего, здесь мы снова имеем дело с ориентиром, по­зволяющим упорядочить жизнь коллектива в соответствии с нравственными представлениями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: