ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ




Талион означал совершение мести, равной проступку, но ведь на него можно посмотреть и с другой стороны. Отвечать равным воздаянием требовалось не только за пpеступление, но и за благо. Допустим, одна община помогла другой справиться с голодом, соответственно, та, в свою очередь, должна была ее отблагодарить. Взаимная благодарность укрепляла связь между племенами и давала им новые возможности в борьбе за выживание.

Важную роль играл также обычай дарения. Дар должен был сопровож­дать практически любую форму коммуникации между об­щинами. Удивительно, но даже перед схватками стороны нередко обменивались подарками. Община, получившая дар, считала себя обязанной преподнести не менее ценный подарок. Оба указанных проявления благорасположения - благодарность и дар - делали отношения между племенами более устойчивыми и неравнодушными к судьбе друг дру­га. Очевидно, что обе стороны талиона - месть и благодар­ность испытали взаимное влияние и отныне связи между соседствующими родами не могли сводиться только к эквивалентному механическому возмездию. Трудно указать точный алгоритм, проливающий свет на разложение тали­она, но нет сомнения, что месть в некоторых случаях мог­ла быть заменена милостью и прощением. Таким образом, справедливость восстанавливалась не насилием, а открытой декларацией, что нанесенный общине вред не может стать причиной разрушения добрых отношений с соседями.

В уже указанных выше сводах древних законов встре­чается не только формулировки талиона, но и ясные сви­детельства отхода от принципа равного воздаяния в угоду чему-то высшему. Например, право прощения могло быть предоставлено правителю именно в качестве удостоверения его неограниченной власти либо община могла простить своего родича из-за нежелания провоцировать распри. Но главное, что в государствах древних цивилизаций появля­ются публичные суды, где при рассмотрении дел выясня­лось множество обстоятельств - смягчающих или отягоща­ющих, не позволявших строго применить принцип талиона. Цель суда заключалась в восстановлении справедливости, и не самое важное, каким способом это возможно сделать: проводя идею строгого равенства между преступлением и наказанием либо учитывая достоинство одного из подсуди­мых, которое давало ему право на снисхождение.

Идея равного воздаяния за поступки, рассматриваемая в отношении личной вины, в итоге приводит к идее равенства самих людей. Осознав свою индивидуальность, человек по­нимал, что в отношение с ним вступает такая же личность, имеющая схожие с ним чувства и интересы. Зрелой формой морали, предполагающей сочетание непреложного требова­ния и идеального представления об истинных отношениях между людьми, стало «золотое правило нравственности».

В нем различают две формулировки: положительную – «поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступил по отношению к тебе», и отрицатель­ную – «не делай другому того, что не хочешь, чтобы при­чинили тебе».

Изучение истоков появления золотого правила приво­дит нас к одной удивительной вещи: во всех древних куль­турах, оставивших после себя письменные свидетельства, мы находим те или иные формулировки этого нравствен­ного требования. Древняя Индия и Китай, Греция, Библия, Авеста и Коран – все, не сговариваясь, формулируют зо­лотое правило как эталон человеческих отношений. На­иболее развернутая его формулировка, содержащая все от­тенки смыслов, находится в Евангелии: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7,12).

Повсе­местное распространение золотого правила в древнем мире позволяет нам говорить об его универсальном, общечело­веческом значении. Что оно означает? Во-первых, оно ра­дикальным образом ограничивает эгоизм, требуя считаться с целями и желаниями другого человека. Во-вторых, оно призывает свободно строить отношения с другими людь­ми, организуя их в соответствии с собственным представлением о правильности, а не навязанными извне требованиями. Далее золотое правило открывает другого человека как личность, испытывающую похожие с нами желания, заслуживающую заботы о себе. Наконец, оно устанавливает подлинно нравственное, а не юридическое равенство между людьми, связывая их обязательствами взаимного уважения и признанием достоинства друг друга. Стоит заметить, что именно появление золотого правила нравственности позволяет говорить об окончательном освобождении человека от уз коллективного сознания и закрепляет его статус как самостоятельного в моральном плане существа.

Несмотря на то, что гуманистический пафос золотого правила очевиден, у него находилось немало критикой. Так, Ницше утверждал, что последовательное его исполнение делает из морали разменную монету, заставляя людей действовать по принципу «ты - мне, я - тебе». Якобы человек, желающий собственной выгоды, будет поступать ради интереса другого, чтобы тот, в свою очередь, помог ему достичь желаемого. Иными словами, золотое правило выражает прагматические, а не моральные отношения.

Доля правды в этом замечании есть. Действительно, дан­ная универсальная норма не исключает прагматизма, но, с другой стороны, она не исключает и моральности. Ницше прав в том, что золотое правило нельзя считать последним и окончательным моральным требованием. В дальнейшем нравственное сознание выдвинуло еще множество других представлений о сущности человечности. В частности, следующим по значению великим нравственным завоеванием человечест­ва стала заповедь любви, сделавшая акцент уже не на лич­ное желание, а на требование относиться к другому так, как нам заповедал Господь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: