Осуществление таможенного контроля при процедуре экспорта товаров




 

Как отмечалось выше, основополагающим направлением, которое обеспечивает исполнение требований внешнеэкономического регулирования и защиту национальных экономических интересов при осуществлении внешней торговли товарами, является таможенный контроль. ТК ТС устанавливает формы таможенного контроля как отдельные мероприятия производства таможенного контроля.

Уполномоченные должностные лица при выполнении таможенных операций вправе применять следующие формы таможенного контроля:

а) документальный контроль, - т.е. проверку документов и сведений (ст. 111); проверку системы учета товаров и отчетности (ст. 121) таможенную проверку (ст. 122);

б) фактический контроль, - т.е. таможенный осмотр (ст. 115); таможенный досмотр (ст. 116) таможенное наблюдение (ст. 114); проверку маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков (ст. 118); таможенный осмотр помещений и территорий (ст. 119); личный таможенный досмотр (ст. 117); учет товаров, находящихся под таможенным контролем (ст. 120);

в) устный опрос (ст. 112);

г) получение объяснений (ст. 113).

При выборе объектов и форм таможенного контроля используется СУР. Система риск - менеджмента в сфере таможенных услуг России является достаточно новым инструментом государственного регулирования внешней торговли. Свое законодательное закрепление она получила только в 2003 году в статье 358 Таможенного кодекса РФ «Принципы таможенного контроля», которая определяет главные аспекты таможенного контроля в его обновленном значении, а также устанавливает основные начала системы управления рисками. Переход таможенной службы на новые принципы осуществления деятельности в 2005 году оказал положительное влияние на экономическую составляющую таможенной и в целом государственной политики России. Применение механизмов минимизации рисков при таможенном оформлении и таможенном контроле в значительной степени стало причиной увеличения доли таможенных платежей в федеральном бюджете, которая достигла в 2005 году 41,6%, увеличившись за год более чем в 1,7 раза».

Целями применения системы управления рисками являются:

) обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;

) сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;

) выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза:

имеющих устойчивый характер;

связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

подрывающих конкурентоспособность товаров таможенного союза; затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы;

) ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.

Сбор, обработка и анализ информации об эффективности принятых мер по минимизации рисков и результатах применения к конкретным товарам и (или) транспортным средствам отдельных форм таможенного контроля осуществляется таможенными органами на постоянной основе.

Порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками устанавливается законодательством государств - членов таможенного союза.

Содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначено для использования таможенными органами, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.

Специфика автоматизации в таможенном деле состоит в том, что необходимо обеспечить:

полноту контроля, движение денежных средств и т. п.,

предоставление достаточной информационной свободы менеджмента таможенных органов, таможенных посредников;

понятность (визуальность) информации, документации по декларированию и перевозке таможенных грузов;

ведение базы данных по таможенным грузам и их оформлению;
разработка АРМ (автоматизированных рабочих мест).

В России была выбрана схема создания собственной информационной системы. Начало интернет-декларированию было положено Приказом ФТС России от 24 января 2008 г. № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»». Данная технология была впервые применена 21 октября 2009 г. В дальнейшем, ЕАИС дорабатывалась и в настоящий момент успешно функционирует.

Таким образом, осуществление таможенного контроля основано прежде всего на системе управления рисками. В процессе повышения эффективности проведения таможенного контроля и повышения скорости обработки информации таможенные органы применяют различные информационные технологии. Технологии электронного документооборота - это универсальный ключ к оптимизации инфраструктуры и построения таможенных органов, к оптимизации информационных технологий таможенного оформления и контроля, к оптимизации внутренних финансовых потоков, в том числе и при контроле экспорта товаров.

В качестве приоритетных направлений государственной политики в области внешнеэкономической деятельности в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года указывается на содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг, обеспечение интеграции России в глобальную транспортную систему и реализацию транзитного потенциала российской экономики. В Концепции подчеркивается значимость развития торгово-экономических отношений с Китаем, Южной Кореей, Японией как наиболее сильными игроками на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, в отношениях с Китаем отмечается важность расширения экспорта российских товаров.

Товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта и фактически вывезенные с таможенной территории таможенного союза, утрачивают статус товаров таможенного союза.

Допускается применение таможенной процедуры экспорта в целях завершения (изменения) таможенных процедур:

переработки вне таможенной территории;

временного вывоза.

При завершении (изменении) любой из указанных выше таможенных процедур не требуется фактического предъявления товаров таможенным органам. То есть решение о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта принимается по результатам документального контроля (проверки документов и сведений).

При экспорте предоставляется освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Например, на основании ст. 164, 165 и 183 НК допускается применение налоговой ставки 0% по НДС и акцизам в отношении товаров, экспортированных за пределы Российской Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: