лет «кабинету редкостей»: история Кунсткамеры в материалах Президентской библиотеки




«Я хочу, чтобы люди смотрели и учились» – эти слова Петра Великого можно считать неофициальным девизом Кунсткамеры. Потому что именно с этой целью 31 января 1714 года первый российский император основал в Санкт-Петербурге будущий Музей антропологии и этнографии, который известен на весь мир своим обширным фондом и поистине необыкновенной анатомической экспозицией. Множество редчайших материалов, посвящённых истории Кунсткамеры, содержится на портале и в фонде Президентской библиотеки.

Кунсткамеры (в переводе с немецкого «кабинет редкостей») в начале XVIII века были довольно модным развлечением в Европе. Западные дворяне открывали такие выставки в своих поместьях, чтобы показывать гостям. Экспозиция представляла собой, как правило, коллекцию редких книг, чучел животных и насекомых, привезённых из экзотических стран, а также научных инструментов. Во время своего «великого посольства» по Голландии и Англии (1697–1698) Пётр I впервые увидел такие кабинеты, а затем, вернувшись в Россию, основал свой. Его он наполнял диковинными предметами, которые скупал у европейских учёных или находил во время путешествий. «Сделал он это в подтверждение монаршего статуса в глазах Европы и ради просвещения подданных, создав первый общедоступный музей и библиотеку в России. Вокруг них и создавалась российская наука», – рассказывают авторы документального фильма «К 300-летию Кунсткамеры» (2011), который можно посмотреть на портале Президентской библиотеки.

До наших дней дошла опись экспонатов, которые можно было увидеть на заре существования Кунсткамеры. Ознакомиться с ней также можно на портале Президентской библиотеки в раритетном издании под редакцией одного из первых заведующих музеем И. Д. Шумахера «Палаты Санкт-Петербургской Императорской Академии наук, библиотеки и Кунсткамеры с кратким показанием всех находящихся в них художественных и натуральных вещей, сочинённое для охотников, оные вещи смотреть желающих» (1744): «В 1714 году состояла она токмо из нескольких сот в склянках сохранённых рыбах, птицах и гадах, которыя Пётр Великий при первом своем путешествии в 1698 году купил в Голландии; также и из нескольких уродов и анатомических вещей. В 1716 году прибыло к ней Алберта Себы славное собрание животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений натуры из Ост- и Вест-Индии, также из Гданскаго Доктора Готвалда минеральной кабинет. В 1717 году привезено было из Голландии славнаго Доктора Руйша собрание анатомических вещей, трав и бабочек. В 1721 году куплены в Гамбурге из Лидерова медального кабинета, золотыя и часть серебряных старинных и новых медалей; у Мушенброка многия физическия и математическия инструменты; а из кабинета господина Шевалье всякия смотрения достойныя старинныя и реткия вещи. В 1725 году отдан был в кунсткамеру Петра Великаго собственной кабинет натуральных вещей, и великое число дорогих инструментов и машин, которыя Его Императорское Величество через многие годы собирал».

К 1719 году Кунсткамера всё ещё была частным музеем российского императора. Но очень скоро Пётр пришёл к выводу, что экспонатам в прямом и переносном смысле становится тесно в отведённом для них кабинете. К тому же продемонстрировать их можно было лишь узкому кругу людей. Поэтому Пётр Алексеевич принял решение сделать Кунсткамеру общедоступной и выстроить для неё отдельное здание на Васильевском острове. По легенде, место для него выбрал сам государь, увидев сосну, ствол которой был причудливой неестественной формы. Дерево по указу Петра срубили. Его фрагмент можно увидеть в современной Кунсткамере.

Пока новое здание проектировали и строили, музей работал в Кикиных палатах, бывшем дворце адмирала-советника Петра I. Первым его директором был шотландец на русской службе Роберт Арескин, лейб-медик царя и один из его ближайших друзей.

В 1724 году по указу Петра Великого создается Санкт-Петербургская (будущая Российская) Академия наук, первыми учреждениями которой становятся Кунсткамера и созданная вместе с ней библиотека. Таким образом, «кабинет редкостей» превратился в крупнейший научно-образовательный центр Российской империи. Подробно об этом рассказывает И. Д. Шумахер в вышеупомянутой книге «Палаты Санкт-Петербургской Императорской Академии наук, библиотеки и кунсткамеры…»: «В гимназии учат безденежно разным языкам, Арифметике и первым основаниям наук, а именно Истории, Географии, Геометрии, Логике и Реторике, также танцованию и рисованию. Всякому ученику позволено так долго обучаться, как он сам желает; причём должен он только поступать по учрежденному там порятку, а больше ни к чему не обязывается, и может, ежели ево нужды того потребуют, объявя прежде о том надлежащим образом, всегда опять отстать. Из перваго класса гимназии производятся ученики в студенты, для слушания Профессорских лекций, и тогда тем наукам обучаются, которыя они впредь за полезныя себе почитают».

Но дожить до водворения Кунсткамеры в новое здание Петру Великому было не суждено. На берегу Невы оно открылось только в 1734 году – через девять лет после смерти императора.

Коллекция музея стремительно расширялась и очень скоро стала одной из богатейших в Европе. А сама Кунсткамера привлекала многих видных учёных. Здесь, например, работал М. В. Ломоносов, составляя опись минералов. Свои собрания в фонд передавали также известные путешественники и мореплаватели: И. Ф. Крузенштерн, С. П. Крашенинников, Ю. Ф. Лисянский, Н. Н. Миклухо-Маклай и многие другие.

Отдельно стоит упомянуть, пожалуй, самый необычный экспонат Кунсткамеры, который, правда, потом сменил «место жительства» и теперь находится в Эрмитаже. Это восковая фигура Петра I, выполненная знаменитым итальянским скульптором Бартоломео Карло Растрелли. Ранее она помещалась в так называемом Кабинете Петра Великого – зале Кунсткамеры, посвящённом царю-преобразователю. Вот её описание из раритетного издания «Опись предметам, сохраняющимся при Императорской Академии наук (в здании Кунсткамеры), в отделении, называемом: Кабинет Петра Великого, приведённом в новое устройство в 1837-м году» (1837), которое можно изучить на портале Президентской библиотеки: «Восковая статуя, во весь рост Государя Петра Великаго, на которой: парик, кафтан, голубой гродетуровой, камзол, исподницы, рубашка из голландского полотна, галстух батистовый, чулки шелковые пунцоваго цвета с серебренными стрелками, подвязки, башмаки с высокими передками и двойною подошвой, портепея, кортик, с зелёным яшмовым эфесом, который убран красными яхонтами и у коего конец образует конскую голову с небольшим продолговатым во лбу алмазом, с ножнами из шадриновой кожи, в которых находятся ножик и вилка. Статуя… в том самом одеянии, в котором Государь изволил быть в Коронацию Государыни Императрицы, в 1724 году… парик из Собственных Его Величества волос».

Стоит отметить, что эта восковая фигура считается одним из самых достоверных изображений Петра. Дело в том, что Растрелли лепил лицо по гипсовой маске, которую изготовил ещё при жизни государя. Наверное, именно поэтому до сих пор ходит старинная легенда о том, что восковой император – живой. Время от времени он встаёт со своего трона и прогоняет туристов за неподобающее поведение...

В 1903 году в дни празднования 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга Музею этнографии и антропологии присвоили имя создателя – Петра Великого.

На портале Президентской библиотеки можно обнаружить занятное издание «Русские этнографические музеи и собрания. 1. Музей антропологии и этнографии имени императора Петра Великого» (1912), в котором содержится статья из журнала «Живая старина». В ней говорится о планах сотрудников и руководства Кунсткамеры в начале XX века, которые, к слову, сбылись: «Музей, вероятно, получит новые штаты, его персонал должен увеличиться в два с половиной раза, бюджет – в три раза. Тогда осуществится мечта Музея – выступить на широкий путь самостоятельных больших экспедиций во все части света и начать полное опубликование всего научнаго материала Музея. В то же время Музей в ближайшем будущем надеется значительно расширить своё помещение».

В 1930-е годы на базе Кунсткамеры создаётся научно-исследовательский Институт этнографии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая (ИЭА АН СССР), который впоследствии внёс немалый вклад в науку. В ходе Великой Отечественной войны его сотрудники помогали нашей стране в получении аналитических материалов по народам, которые оказались вовлечены в зону стратегических интересов и боевых действий советской армии.

В 1997 году Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого стал одним из первых учреждений культуры, создавших электронный каталог своей коллекции. Об этом в октябре 2018 года рассказало руководство Кунсткамеры в рамках XI научно-практической конференции «Культурное наследие: интеграция ресурсов в цифровом пространстве», которая состоялась в Президентской библиотеке.

Сегодня фонд Кунсткамеры насчитывает свыше миллиона экспонатов, которые отражают многообразие культур народов Старого и Нового Света. Эта коллекция является одной из самых крупных и интересных в мире. А само здание Музея стало не только официальным логотипом РАН, но и одним из символов Санкт-Петербурга. В цифровом фонде Президентской библиотеки содержатся десятки редких фотографий разных лет, на которых запечатлена Кунсткамера, а также электронные копии чертежей, по которым возводили знаменитое здание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: