Выбор электродвигателя.
Электродвигатель выбирают из каталогов по требуемой мощности и частоте вращения. Электродвигатель не проверяют на нагрев, потому что для проектируемых приводов вал машины во время эксплуатации нагружен мало изменяющейся нагрузкой.
1.1.1. Определение требуемой мощности.
Требуемая мощность электродвигателя
Рэ.т.=РВ /hОБЩ;
где РВ - потребляемая мощность привода, т.е. на выходе для приводного вала;
hОБЩ - общий коэффициент полезного действия (КПД) привода.
1) Величину РВ (кВт) определяют в соответствии с исходными данными задания по одной из формул:
РВ = F×V = 15×0,5= 7,5 кВт.
2) Величину hОБЩ определяют в зависимости от КПД (h) звеньев кинематической цепи привода от вала электродвигателя до приводного вала машины.
hОБЩ=hЦ.Б.×hЦ.Т.×hМ.Б.∙hЦЕП×hОП ,
где hЦЕП - КПД цепной передачи; hЦ.Б.,hЦ.Т - КПД быстроходной и тихоходной цилиндрической передачи редуктора; hМ.Б. - КПД муфты быстроходного вала; hОП - КПД опор приводного вала машины.
По таблице 1: hЦЕП = 0,93, hЦ.Б = 0,97, hЦ.Т.= 0,97, hМ.Б.= 0,99, hОП = 0,99.
hОБЩ = 0,972×0,99×0,93×0,99 = 0,858
Требуемая мощность электродвигателя: Рэ.т.= 7,5/0,858 = 8,74кВт
1.1.2. Определение требуемой частоты вращения.
nэ.т.=nB × u¢ОБЩ
где nB - частота вращения приводного (выходного) вала;
u¢ОБЩ = ()-ожидаемое общее передаточное число привода.
1) Величину nв (мин-1) определяют в соответствии с исходными данными задания по формуле: nB = = = 30 мин-1
2) Величину u¢ОБЩ определяют в зависимости от передаточныхчисел передач, которые входят в кинематическую схему привода.
u¢ОБЩ = u¢ЦЕП× u¢Ц.Б.× u¢Ц.Т.
где u¢ЦЕП - передаточное число цепной передачи редуктора; u¢Ц.Б - передаточное число быстроходной цилиндрической передачи редуктора; u¢Ц.Т - передаточное число тихоходной цилиндрической передачи редуктора.
|
|
|
|
|
|
|
|
Требуемая частота вращения вала электродвигателя:
|
|
|
|
1.1.3. Выбор электродвигателя.
Для проектируемых машинных агрегатов рекомендуют применять трехфазные асинхронные короткозамкнутые двигатели. Эти двигатели наиболее универсальны и надежны в эксплуатации.
Электродвигатель выбирают с учетом условий:
1) Рэ Рэ.т
Мощность ближайшего двигателя Рэ =11 кВт > Рэ.т = 8,74кВт. По диапазону требуемой частоты вращения nэ.т. = (281,4... 3780) мин-1 подходят несколько двигателей. Предварительно выбираем два наиболее быстроходных двигателя, технические данные которых заносим в таблицу:
Тип электродвигателя | РЭ, кВт | nЭ, мин-1 | Тmax/Т | d1, мм |
АИР132M2 | 2,2 | |||
АИР132M4 | 2,2 |
1.2. Определение передаточного числа передач привода.
1.2.1. Общее передаточное число привода для выбранных электродвигателей:
uОБЩ = nЭ/ nB = 2910/30 = 97
uОБЩ = nЭ/ nB = 1447/30 = 48,23
1.2.2. Определяем передаточное число редуктора с учетом передаточного числа открытой зубчатой передачи, которое принимаем: uЗУБ = 2,0; uЗУБ = 2,5; uЗУБ = 3,15
Двигатель АИР132M2: Двигатель АИР132M4:
uРЕД= uОБЩ/ uЗУБ = 97/2,0 = 48,5; uРЕД = uОБЩ/ uЗУБ = 48,23/2,0 = 24,12;
uРЕД= uОБЩ/ uЗУБ = 97/2,5 =38,8; uРЕД = uОБЩ/ uЗУБ = 48,23/2,5 = 19,29;
uРЕД= uОБЩ/ uЗУБ = 97/3,15 = 30,79; uРЕД= uОБЩ/ uЗУБ = 48,23/3,15 = 15,31;
Результаты расчетов uРЕД заносим в таблицу:
Двигатель | Рэ, кВт | nэ, мин-1 | uОБЩ | uРЕД при | ||
uЗУБ = 2,0 | uЗУБ = 3,15 | uЗУБ = 5 | ||||
АИР132M2 | 48,5 | 38,8 | 30,79 | |||
АИР132M4 | 48,23 | 24,12 | 19,29 | 15,31 |
Выбираем для проектирования:
uРЕД = 24,12; uЗУБ = 2; uОБЩ = 48,23; nЭ = 1447 мин-1.
1.2.3. Определяем передаточные числа иБ быстроходной и uТ тихоходной ступеней редуктора.
uТ = 0,88× = 0,88× = 4,32
uБ = uРЕД/uТ = 24,12/4,32= 5,58
Расчетные значения uБ и uТ округляем до ближайшего стандартного
uТ = 4,5; uБ = 5,6.
Уточняем передаточное число редуктора: uРЕД = uБ× uТ = 4,5∙5,6= 24,12
1.2.4. С учетом принятых значений uБ и uТ уточняем передаточное число открытой зубчатой передачи:
uЗУБ = uОБЩ / uРЕД = 48,23/24,12 = 2.
Результаты расчета передаточных чисел передач заносим в таблицу:
Электродвигатель | Передаточные числа | |||
Рэ, кВт | nэ, мин-1 | uОБЩ | uРЕД = uБ× uТ | uЗУБ |
48,23 | 24,12 = 4,5∙5,6 |
1.3. Определяем частоту вращения, мощность, вращающий момент на валах привода:
1.3.1. Частота вращения:
1. вал электродвигателя: nЭ = 1447мин-1;
2. быстроходный вал редуктора: nБ = nЭ = 1447,00 мин-1;
3. промежуточный вал редуктора: nП = nБ / uБ = 1447,00/5,6 = 258,39 мин-1;
4. тихоходный вал редуктора: nТ = nП / uТ = 258,39 /4,5= 57,42 мин-1;
5. вал машины (приводной вал): пВ= пТ / uЗУБ = 57,42 /2 = 30,06 мин-1.
Полученное значение частоты пВ = 30,06 мин-1 совпадает с величиной
пВ = 30 мин-1, которую определяли выше по исходным данным.
1.3.2. Мощность:
1. вал электродвигателя: РЭ.Т = 8,74 кВт;
2. быстроходный вал редуктора: РБ = РЭ.Т×hМ.Б. = 8,74 ×0,98 = 8,65кВт;
3. промежуточный вал редуктора: РП = РБ×hЦ.Б .= 8,65×0,97 = 8,39кВт;
4. тихоходный вал редуктора: РТ = РП×hЦ.Т.= 8,39×0,97 = 8,14 кВт;
5. вал машины (приводной): РВ = РТ×hЗУБ×hОП = 8,14 ×0,93×0,99 = 7,49кВт.
Полученное значение мощности РВ = 7,49кВт совпадает с величиной потребляемой мощности РВ = 7,5 кВт, которую определяли выше по исходным данным.
1.3.3. Вращающие моменты:
1. вал электродвигателя: ТЭ= 9554×РЭ.Т / nЭ = 9554×8,74/1447 = 57,71 Н×м,
2. быстроходный вал редуктора: тб = ТЭ×hМ.Б. = 57,71 ∙0,99 = 57,13 Н×м;
3. промежуточный вал редуктора: ТП = ТБ×hЦ.Б. × uБ = 57,13 ∙0,97∙5,6 = 310,33 Н∙м;
4. тихоходный вал редуктора: ТТ = ТП×hЦ.Т. × uТ = 310,33 ∙0,97∙4,5 = 1354,59 Н∙м;
5. вал машины (приводной): ТВ = ТТ×hЗУБ×hОП ∙ uЗУБ = 1354,59 ∙0,93∙0,99∙2 = 2382,1 Н∙м.
Результаты расчета n, Р, Т заносим в таблицу:
Вал привода | n, мин-1 | Р, кВт | Т, Н×м |
Вал двигателя | 8,74 | 57,71 | |
Быстроходный вал | 8,65 | 57,13 | |
Промежуточный вал | 258,39 | 8,39 | 310,33 |
Тихоходный вал | 57,42 | 8,14 | 1354,59 |
Вал машины | 30,06 | 7,49 | 2382,1 |
Расчет тихоходной цилиндрической прямозубой передачи на прочность.
Исходные данные
Параметр | Тихоходная передача редуктора | |||
1. Кинематические и силовые параметры а) передаточное число u; б) частота вращения шестерни n1, мин-1; в) вращающий момент шестерни T1, Н×м; г) вращающий момент тихоходного вала TT, Н×м | u = 4,5 n1 = 258,39 Т1 = 310,33 ТТ = 1354,39 | |||
2. Сведения о схеме передачи: а) вид передачи б) расположение колес относительно опор | прямозубая симметричное | |||
3. Требуемая долговечность Lh, ч | Lh = L×365×KГ ×24×KC = 7×365×0,3×24×0,7 = 12877,2 | |||
4. Режим нагружения: | a1=1; b1=0,25; a2=0,5; b2=0,4; a3=0,2; b3=0,35. | |||
2.2. Проектировочный расчет.
2.2.1. Выбор материала и твердости колес.
Расчет выполняем для прямозубой цилиндрической передачи редуктора, тихоходный вал которого нагружен вращающим моментом TT = 1354,39Н×м. В соответствии с рекомендациями для прямозубой передачи и вращающем моменте TT > 1000 Н×м выбираем вариант № 12 материала колес передачи.
Зубчатое колесо | Сталь | Термообработка | Твердость расчетная | ![]() |
Шестерня | 40ХН | Закалка ТВЧ | Н1 = 48 HRC | |
Колесо | 40ХН | Закалка ТВЧ | H2 = 48 HRC |
2.2.2. Ориентировочное значение межосевого расстояния.
Степень точности передачи
1. Ориентировочное значение межосевого расстояния:
a'W = K×(u + 1)× = 6×(4,5 + 1)× = 135,3 мм,
где значение коэффициента К = 6 выбираем по таблице.
2. Определяем окружную скорость передачи:
V = 2p×a¢W×n1 = 2×3,14×135,3×258,39 = 0,664 м/с.
6×104×(u + 1) 6×104×(4,5 + 1)
Ориентируясь на передачи для общего машиностроение, принимаем степень точности nСТ = 8.
2.2.3. Допускаемые напряжения.
2.2.3.1. Допускаемые контактные напряжения
Для расчета допускаемых контактных напряжений определяем:
1. Пределы контактной выносливости колес передачи:
sHℓim1 = 17×HHRC + 200 = 17×48 + 200 = 1016 МПа,
2. Коэффициенты запаса прочности: SH1 = 1,2, SH2 = 1,2
3. Для расчета коэффициентов долговечности определяем:
а) по таблице базовое число циклов напряжений:
NHG1 = 7,38×107 циклов; NHG2 = 7,38×107 циклов;
б) действительное число циклов нагружения на заданный ресурс
NE1 = 60×n1×Lh = 60×258,39×12877,2 = 19,96×107,
NE2 = NE1/u = 19,96×107/4,5 = 4,44×107,
Коэффициенты долговечности
ZN1 = = = 0,85, принимаем ZN1 = 1,
ZN2 = = = 1, принимаем ZN2 = 1
Условие выполняется: ZN1 ³ 1; ZN2 ³ 1.
4. Коэффициенты шероховатости: ZR1 = ZR2 = 0,95.
5. Коэффициенты окружной скорости: ZV1 = 1, ZV2 = 1.
Допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса:
[s]H1 = sHℓim1×ZN1×ZR1×ZV1/SH1 = 1016×1×0,95×1/1,2 = 804,33 МПа,
Для расчета прямозубой цилиндрической передачи принимаем допускаемое контактное напряжение
[s]H = 804,33 МПа
1. Пределы выносливости зубьев колес при изгибе:
sFℓim1 = 600,00 МПа,
2. Коэффициенты запаса прочности: SF1 = 1,7; SF2 = 1,7.
3. Для расчета коэффициентов долговечности определяем:
а) показатели степени кривой усталости: q1= 9; q2 = 9;
б) эквивалентное число циклов нагружения зубьев колес:
NFE1 = NE1 =19,96×107, NFE2 = NE2 = 4,44×107
Коэффициенты долговечности: YN1 = = = 0,65,
принимаем YN1 = 1,
YN2 = = = 0,76, принимаем YN2 = 1.
4. Коэффициенты шероховатости переходной поверхности между зубьями принимаем YR1 = YR2 = 1 (полагаем, что RZ < 40 мкм).
5. Коэффициент влияния реверсивности нагружения, принимаем YA = 1 (при одностороннем приложении нагрузки).
Допускаемые напряжения изгиба для зубьев шестерни и колеса:
[s]F1 = sFℓim1×YN×YR×YA/SF1 = 600,00×1,0×1×1/1,7 = 352,9 МПа,
2.2.4. Межосевое расстояние передачи.
aW = 410×(u + 1)×;
1. Коэффициент ширины зубчатого венца: yba= 0,315
ybd= 0,5×ybа×(u + 1) = 0,5×0,315×(4,5 + 1) = 0,866
2. Коэффициент внешней динамической нагрузки принимаем KA = 1 (внешние динамические нагрузки включены в циклограмму нагружения, режим работы приводного вала конвейера является равномерным).
3. Коэффициент внутренней динамики нагружения: KHV = 1,020.
4. Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине зубчатого венца в начальный период работы: K°Hb = 1,04 (значение получаем интерполированием для менее твердого колеса при ybd= 0,866 и симметрично расположенной шестерни тихоходной передачи).
Коэффициент, учитывающий приработку зубьев: KHw = 0,63.
Коэффициент неравномерности распределения нагрузки после приработки:
KHb = 1 + (K°Hb - 1)×KHw = 1 + (1,04 - 1)×0,63 = 1,252
5. Коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями в начальный период работы:
K°Ha= 1 + 0,15×(nCT – 5) = 1 + 0,15×(8 – 5) = 1,45
Коэффициент распределения нагрузки между зубьями после приработки:
KHa= 1 + (K°Ha- 1)×KHw = 1 + (1,45 - 1)× 0,26 = 1,117
Коэффициент нагрузки при расчете контактной прочности:
KH = KA×KHV×KHb×KHa= 1×1,020×1,252×1,117 = 1,4264
Межосевое расстояние:
aW = 410×(4,5 + 1)× = 176,89 мм.
Принимаем стандартное межосевое расстояние aW = 180 мм
2.2.5. Модуль передачи.
Для расчета минимального значения модуля определяем:
1. Ширину зубчатого венца колеса b2 = yba×aW = 0,315×180 = 56,7 мм, принимаем b2 = 56 мм.
2. Коэффициент внешней динамической нагрузки KA = 1.
3. Коэффициент внутренней динамики нагружения KFV = 1,007.
4. Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине зубчатого венца:
KFb = 0,18 + 0,82×K°Hb = 0,18 + 0,82×1,04 = 1,033
5. Коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями: KFa= K°Ha= 1,45,
Коэффициент нагрузки при расчете изгибной прочности:
KF = KA×KFb×KFV×KFa= 1×1,033×1,007×1,45 = 1,509
Минимальное значение модуля:
m = Km×KF×T1×(u + 1) = 2,8×103×1,509×310,33×(4,5 + 1) = 2,027 мм
aW×b2×[s]F 180×56×352,9
где [s]F = [s]F2 – минимальное допускаемое напряжение изгиба.
Определяем интервал значений модуля по условию:
m = (0,01…0,02)×аW = (0,01…0,02)×180 = 1,80…3,60 мм, принимаем стандартный модуль m = 3 мм.
2.2.6. Основные размеры передачи.
1. Число зубьев.
а) Суммарное число зубьев:
ZS = Z1 + Z2 = 2aW/m = 2×180/3 = 120
б) Число зубьев шестерни и и колеса:
Z1 = ZS/(u + 1) = 120/(4,5 + 1) = 22, Z2 = ZS - Z1 = 120 - 22 = 98
2. Фактическое передаточное число: uФ = Z2/Z1 = 98/22 = 4,45
|uФ - u|/u×100 % = 1,11 % < 4 %
Для дальнейших расчетов принимаем u = uФ = 4,45.
3. Основные геометрические параметры:
1) делительное межосевое расстояние
а = ZS×m/2 = 120×3/2 = 180 мм
2) делительный диаметр шестерни и колеса
d1 = mZ1 =3×22 = 66 мм, d2 = mZ2 = 3×98 = 294 мм
3) диаметр вершин зубьев шестерни и колеса
da1= d1 + 2m = 66+ 2×3 = 72 мм, da2= d2 + 2m = 294 + 2×3 =300 мм
4) диаметр впадин зубьев шестерни и колеса
df1= d1 – 2,5m = 66– 2,5×3 = 58,5 мм,
df2= d2 – 2,5m = 294 – 2,5×3 = 286,5 мм
5) ширина зубчатого венца колеса и шестерни
b2 = yba×aW = 0,315×180 = 56 мм,
b1 = b2 + 5 =56 + 5 = 61 мм
2.3. Проверочный расчет передачи.
2.3.1. Расчет на контактную прочность
Контактные напряжения:
sH = × = × = 911,69 МПа
Контактная прочность обеспечена: sH = 911,69 МПа > [sH] = 804,33 МПа, перегрузка составляет 13% что допускается.
2.3.2. Расчет на прочность при изгибе.
1. Силы в зацеплении:
Окружная сила: Ft1= Ft2= 2×T1×103/d1 = 2×310,33×103/66 = 9404 H
Радиальная сила: Fr1 = Fr2 = Ft×tga = 9404×tg20° = 3423 H
2. Коэффициенты формы зуба:
YFS1 = 3,47 + 13,2/Z1 = 3,47 + 13,2/22 = 4,07,
YFS2 = 3,47 + 13,2/Z2 = 3,47 + 13,2/98 = 3,605
3. Коэффициент, учитывающий угол наклона зуба: Yb = 1 - b/100 = 1
4. Коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев:
Ye= 1,0 - для прямозубой передачи.
Напряжения изгиба для зубьев шестерни и колеса:
sF2 = Ft×KF ×YFS2×Yb×Ye= 9404×1,509·3.605×1×1,0 = 228,38
b2×m 56×4
sF1 = sF2×YFS1/YFS2 = 228,38 ×4,07/3,605 = 257,84 МПа
Прочность зубьев на изгиб обеспечена:
sF2 = 228,38 МПа £ [s]F2 = 300 МПа,
sF1 = 257,84 МПа £ [s]F1 = 300 МПа.