Источники самообразования личности




Источник самообразования Деятельность по самообразованию Результаты самообразования
Жизнь во всём её многообразии своих проявлений
  • Анализ жизн. ситуаций, ситуаций выбора и принятия решения;
  • Ретроспективный анализ своего опыта;
  • Сравнение своего опыта с опытом других;
  • Жизненная мудрость;
  • Личностное мировоззрение;
  • Индивидуальный стиль жизнедеятельности;
  • Самопознание, самосовершенствование.
Книги, периодическая печать, СМИ, интернет • Знакомство с актуальными и «свежими» публикациями; • знакомство с мнениями ведущих ученых, высказываниями по телевидению, радио; • обладание информацией о конференциях, семинарах, выставках • Бытие в курсе важнейших событий; • информированность; • компетентность
Исследовательская деятельность • Курсовое проектирование, конкурсные проекты; • исследовательская работа в научных кружках • Упорядоченность знаний, личностное мировоззрение, свой стиль деятельности; • знакомство с миром ученых
Обучение на разных курсах • Параллельно основному курсу освоение дополнительных программ (стенография, иностранный язык, имиджмейкер, ораторское искусство и др. • Личностный рост; • профессиональная компетентность; • ответственность; • самоорганизация
Работа (по основной или сопутствующим специальностям) • Участие и организация конференций, семинаров по профессиональным проблемам • Самопознание; • самореализация; • самосовершенствование
Хобби • Занятия в хоре, театре, хореографическом кружке, спорт, туризм, краеведение, фото- и кинодело и др. • Способность «блистать» в какой-то сфере деятельности, непосредственно не связанной с профессией; • контакты с широким кругом людей

 

Профессиональное самообразование как самостоятельно осуществляемая деятельность, направленная на повышение профессионализма, включает:

• овладение новыми ценностными установками, подходами в профессиональной деятельности;

• профессиональное просвещение, т. е. освоение новых идей, технологий;

• осмысление (рефлексию) собственного опыта и прогнозирование дальнейшей работы.

Важным результатом самообразования человека являются развитые рефлексивные способности, которые обеспечивают ему отчетливую рефлексию теоретических знаний, методов, используемых для решения профессиональных задач (интеллектуальную рефлексию); рефлексию коммуникативных программ, личностных установок (личностную рефлексию); методологическую смелость, позволяющую отказываться от выверенных, но исчерпывающих свои объяснительные и прогностические возможности средств, методов, работы; потребность и способность ставить новые цели и разрабатывать новые программы их достижения.

Высокий профессионализм человека, его компетентность и конкурентоспособность не могут вырасти только из занятий совершенствованием профессиональных знаний, умений. Важнейшим условием достижения высокого уровня профессионализма является личностный рост специалиста. H. Битянова рассматривает эффективность личностного роста профессионала через саморазвитие, в процессе которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать продуктивные, открытые отношения с людьми, мужественно и последовательно отстаивать свои взгляды, воспринимать жизнь во всем многообразии, противоречивости и красоте.

Отличительными признаками такой развитой личности являются:

• способность и потребность брать на себя ответственность за свои действия;

• умение удовлетворять свои потребности, нужды, не принося ущерба другим;

• достижение значительных успехов в профессиональной деятельности, так как она является средством самовыражения;

• энергия и жизнестойкость в повседневной жизнедеятельности;

• открытость профессиональным переменам и новому жизненному опыту.

Механизмами личностного роста являются: самопознание, самопобуждение, программирование профессионального и личностного роста, самореализация.

Точкой отсчета личностного роста, самовоспитания человека является выбор идеала — образца, на который хотелось бы равняться. Это может быть конкретный человек или собирательный образ. Наличие идеала-образца является первопричиной, толчком самовоспитания.

Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение индивида к себе, «достраивание» самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, нейтрализацию «несовершенств» своей личности. Стартом самовоспитания, личностного роста является самопознание. Исследователи проблемы самообразования и самовоспитания (А.Я. Арет, А.А. Бодалев, А.И. Кочетов и др.) ввели понятие «самопознающая деятельность», которое подчеркивает сложность этого процесса, его глубинный психологический резонанс: человек должен выявить и вербализовать (проговорить) свои несовершенства и сильные стороны. Приемами самопознания являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, самооценка.

Важнейшим фактором, определяющим непрерывность пополнения, изменения знаний о себе, является динамизм самой профессиональной деятельности, изменение ее участников, характера взаимодействия с ними. Это постоянно побуждает профессионала обращаться к своему «Я», совершенствовать знания о себе.

Для решения различных профессиональных задач человек постоянно оценивает себя, свои возможности, соотносит их с конкретными. Если при этом формируется неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка, создается ситуация психологического напряжения и для самого профессионала, и для его коллег и близких. Завышенная самооценка сопровождается недооценкой реальных обстоятельств деятельности, что приводит его в стрессовое состояние, когда человеку трудно справиться с собой.

Заниженная самооценка сопряжена с переоценкой внешних обстоятельств. Она порождает апатию, неуверенность человека в себе и также отрицательно влияет на него. Для формирования адекватной самооценки существует множество методик.

Культура самовоспитания проявляется в устойчивой потребности работать над собой и владении оптимальными для личности приемами самовоспитания. Эта потребность реализуется в умении разработать программу самовоспитания (выбрать те качества, совершенствование которых необходимо в первую очередь, сформулировать цели и пути их достижения, определить, по каким реальным признакам можно судить о динамике развиваемого качества).

Объектом самовоспитания человека являются как профессионально необходимые качества, отсутствие которых препятствует профессиональной деятельности, так и желательные, хотя и не необходимые свойства. Выделяют еще свойства, мешающие профессиональной деятельности, а также недопустимые в ней. Возьмем в качестве примера педагогическую деятельность.

Недопустимы в профессиональной педагогической деятельности: жестокость, деспотизм, наличие вредных привычек (алкоголизм, наркотическая зависимость), рукоприкладство, непримиримость, нравственная нечистоплотность.

Мешают плодотворной педагогической деятельности такие качества, как неуверенность в себе, мстительность, высокомерие, самовлюбленность, рассеянность, несобранность, завистливость, некомпетентность.

Желательные для педагогической деятельности качества: обаяние, артистизм, элегантность, чувство юмора, внешняя привлекательность, современность, приветливость.

Культура самовоспитания предполагает знание приемов самопобуждения, способствующих реализации разработанной программы. Приемами самопобуждения являются: самокритика, самоприказ, самообязательство, самопринуждение. Выбор приемов самопобуждения, включение их в практику повседневной жизнедеятельности, самореализации предполагает упражнения, т. е. многократное повторение тех или иных состояний, действий, ситуаций, которые закрепляются как новые качества личности.

Человек, избравший определенную сферу деятельности, рассчитывает на перспективную карьеру.

Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения

1. «Самообразование как вид духовной деятельности считают самым свободным путем направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного "Я"» (А.С. Роботова). Почему самообразование относят к «духовной деятельности личности» и считают свободной деятельностью?

2. Назовите основные источники профессионального и личностного самообразования. Проранжируйте их в порядке значимости для себя.

3. Культура самообразования и ее проявления. Какие из ее показателей Вы оцениваете у себя самым высоким, а какие — самым низким баллом?

4. Проранжируйте в порядке личностной значимости функции самообразования (по М. Князевой).

5. Самовоспитание профессионально значимых качеств. Охарактеризуйте эти качества. Какое из них у Вас развито в наибольшей мере? Что в себе будете воспитывать в первую очередь?

6. Структура самовоспитания и его характеристики. Дайте развернутый ответ на этот вопрос.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: