Акмеологические основы самосовершенствования личности.




Проблемы самосовершенствования и реализации творческого потенциала человека изучает акмеология.

Акмеология (от греч. акме.- вершина) — наука о развитии и реализации творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности.

Появление акмеологии как самостоятельной науки и всё возрастающий интерес к ней – закономерное явление. Предпосылкой к этому явилась систематизация исследований о человекознании Ананьева. Учёный усомнился в верности сложившихся представлений о возрастных границах активного периода жизни человека.

Полученные данные опровергли существовавшие представления: 1)никакой психической устойчивости в активном периоде жизни человека не обнаружено; 2) был получен богатый материал для конкретного изучения цикличности развития психического состояния активного периода жизни человека. Было обнаружено 2 типа психического развития человека в его активном периоде жизнедеятельности.

1 тип (таких большинство) – человек, достигнув 25-35-летнего возраста, останавливается в своём психич. развитии, а перешагнув 55-60-летний рубеж (после ухода на пенсию), начинает резко утрачивать психич. норму (проявляется развитие слабоумия, наступает соматически преждевременная смерть).

2 тип (таких немного) – человек не только не останавливается в своём психич. развитии. Но, пройдя критический рубеж 55-60-летнего возраста, начинают набирать такую активность дальнейшего психич. развития, которая недоступна предшествующим возрастным периодам и которая издавна характеризуется как старческая мудрость.

При этом было установлено: 1) к 1ому типу относятся те люди, которые закончив своё образование, прекращают процесс познания; 2)ко 2ому – те, которые не прекращают процесс на протяжении всей дальнейшей жизни.

Прекращают процесс познания после завершения образования те люди, у которых остались неразвитыми навыки искусства общения, а также те, кто насильственно продолжает познание, и те, кто владея искусством общения, достиг в науке звание академика.

Борис Герасимович Ананьев подчёркивает, что акмеология – «наука о закономерностях развития зрелых людей под влиянием образования». В более широком значении акмеологию правомерно рассматривать как науку о становлении проф. мастерства, науку об условиях успешной деятельности зрелой личности.

Объектом акмеологии является растущий и взрослый человек, его самодвижение к зрелости и самореализации творч. потенциала.

Предметом является поиск следующих закономерностей: саморазвитие зрелого человека; самореализация его творческого потенциала в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям; факторы объективные и субъективные, содействующие и препятствующие достижению вершин; закономерности обучения вершинам жизни и профессионализма в деятельности; самообразование, самоорганизация и контроль; самокоррекция и самореорганизация деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки и культуры, техники, так и особенно изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков собственной деятельности.

В настоящее время в акмеологии выделилось два основных направления: профессиональная акмеология (Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев и др.) и акмеология личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Д. Брунер, Ж. Пиаже и др.).

Предметом профессиональной акмеологии является познание закономерностей становления профессионализма личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения.

Акмеология личности исследует закономерности достижения акме физического, интеллектуального и духовного развития человека.

Главным способом существования человека является деятельность. Изменение характера деятельности имеет для человека определяющее значение. Чем она разнообразнее и богаче по содержанию, тем больше возможностей для формирования различных способностей саморазвития личности.

Акмеологические характеристики специалиста — это внутренние побудители, обусловливающие потребность человека в активном саморазвитии, продуктивной самореализации творческого потенциала в труде и продвижении к собственным вершинам профессионального совершенства.

Практическая задача, на решение которой в настоящее время направлена акмеология, - воспитание профессионалов и оказание им помощи в достижении вершин профессионального мастерства – фактически стоит перед человечеством на протяжении всей истории. Задачей акмеологии оказывается создание эффективных методик для практической подготовки большого числа специалистов высокого уровня профессионального мастерства.

Можно выделить следующие стадии профессионального становления личности:

1. Возникновение и формирование проф. намерений под влиянием общего развития, первоначальной ориентировки и приобщения к различным сферам труда в общеобразовательной школе.

2. Собственно проф. обучение, т.е. целенаправленная подготовка к проф. деятельности.

3. Процесс вхождения в профессию, характеризующийся активным её овладением и нахождением своего места в коллективе.

4. Полная или частичная реализация личности в проф. труде:

А) психологически обоснованный выбор профессии.

Б) проф. самоопределение.

В) высокие показатели деятельности.

Г) мастерство – наивысший уровень овладения операциональной стороной деятельности, её творческое выполнение и сформированность индивидуального стиля.

Дональд Сьюпер, представитель одного из направлений теории проф. деятельности, выдвинул свою концепцию стадий проф. жизни.

1. Стадия роста (до 14 лет) представляет собой выбор молодым человеком своей будущей профессии на основании:

-фантазии (4-10 лет),

-осознания собственных интересов (11-12 лет),

-способностей (13-14 лет).

2. Стадия разведки (от 15 до 24 лет)

-временное занятие определённой профессией (15-17 лет),

-переходный период (18-21 год),

-апробирование избранной профессии в процессе реальной трудовой деятельности (22-24 года).

3. Пробная стадия (25-30 лет).

4. Стадия стабилизации (30-44 года).

5. Стадия сохранения (45-64 года).

6. Стадия ухода (после 65 лет).

Условием развития акме в сфере профессионального труда является целенаправленное развитие такого интегрального качества, шкинтрогенная активность, когда человек за счет своей постоянной работы, своего внутреннего мира стремится к самостоятельно выношенным решениям, к их обязательному осуществлению.

В студенческом возрасте интрогенная активность уже сформирована и обнаружила себя в момент принятия ответственного решения в выборе сферы профессиональной деятельности, в выборе вуза. Дальше это будет выбор уровня образования: бакалавр, специалист, магистр; затем — выбор места работы, должности в сфере профессиональной деятельности; и т. д. Акмеологическая характеристика личности, например, в профессиональной педагогической деятельности, связана с творческим ее уровнем и непрерывным самообразованием.

Как отмечалось выше, «человек в системе образования» — это перманентное (постоянное, непрерывное) состояние человека XXI века. Государственными институтами, обеспечивающими возможность непрерывного образования, самосовершенствования, являются: общеобразовательная школа, учебные заведения профессионального (профессионально-технического, среднего специального, высшего) образования, институты повышения квалификации и дополнительного образования.

Непрерывное образование в отечественной педагогической культуре рассматривается в нескольких контекстах: 1) это концепция, согласно которой образование охватывает всю жизнь. человека; 2) образовательная практика, представляющая собой непрекращающееся целенаправленное освоение социального опыта с использованием всех имеющихся образовательных систем; 3) образование взрослых за пределами базового образования, приобретение и повышение квалификации, переподготовка в процессе смены профессий. В мировой педагогике синонимом непрерывного образования являются термины: «продолжающееся образование», «пожизненное образование», «возобновляющееся образование». Философские основы непрерывного образования разработаны Платоном и Аристотелем и рассматриваются как непрерывное духовное самосовершенствование личности.

Непрерывное образование включает в себя специально организованное обучение в учебных заведениях и самообразование.

Самообразование рассматривается обычно в двух значениях: как «самообучение», «самонаучение» и как «самосозидание», «достраивание себя», «практикование себя» (В.И. Слободчиков), «самосовершенствование».

Поскольку «самообучение» является частным случаем самообразования (самостоятельное обучение игре на гитаре, игре в шахматы и т. п.), подчинено тем же закономерностям, что и самообразование личности в целом, подробнее остановимся на анализе сущности самообразования как процесса самосовершенствования личности.

Самообразование в профессиональном бытии человека, в его непрерывном образовании выполняет роль связующего звена между профессиональной подготовкой и последующим повышением квалификации. Функции самообразования представлены в таблице 5.

Таким образом, самообразование реализует потребность профессионала быть состоятельной, независимой, конкурентоспособной личностью.

Самообразование может осуществляться как самосовершенствование специалиста и как «свободное движение в культуре, как полное, многостороннее, естественное бытие человека в знании» (А.С. Роботова).

Основным источником самообразования учащейся молодев жи является вся человеческая культура. Сгруппированные по целевым установкам источники самообразования представлены в таблице 6.

 

Таблица 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: