Основные принципы работы хормейстера




 

Зачастую обработки народных песен для академического хора выполняются самими дирижерами или композиторами, которые хорошо понимают специфику хорового коллектива. При чем дирижерские обработки зачастую имеют высокий профессиональный уровень, так как имеется огромный практический опыт и знание хорового состава, для которого они и пишутся. Случается, когда руководитель хорового коллектива взяв композиторскую обработку русской народной песни адаптирует ее под возможности своего хора. Основное требование при этом – свести до минимума те изменения, которые вносятся в хоровую партитуру, чтобы не нарушить замысел ее автора.

Как правило исполнение фольклорного материала академическим хором сопровождается естественной театрализацией, предполагающей использование особых средства музыкальной выразительности, применение приемов сценического движения, актерской игры, а также световых эффектов, костюмов и другого сценического реквизита. Но в контексте нашего исследования больший интерес представляет интерпретация народных песен в академическом коллективе.

Понятие «интерпретация» (от латинского «interpretatio» – «разъяснение, толкование») имеет достаточно широкий спектр значений в различных областях науки. Например, с точки зрения философии оно трактуется как «фундаментальная операция мышления, придающая смысл различным проявлениям духовной деятельности людей в знаковой или чувственной форме», что связывает данный термин с пониманием и осмыслением какой-либо информации»[5]. В психологии под «интерпретацией» понимают «субъективное искажение объективной действительности», что позволяет судить о возможности влияния на данный процесс жизненного и творческого опыта[6].

В.Н. Холопова выделяет художественную интерпретацию, определяя ее как «вариантную множественность индивидуального понимания и воспроизведения музыкального произведения»[7]. Музыкально-исполнительская интерпретация является отдельным видом художественной интерпретации, изучение которой осуществлялось в трудах Г.М. Когана, А. Корто, Г.Г. Нейгауза, С.Е. Фейнберга и многих других педагогов-музыкантов. Рассмотрению же самого процесса музыкально-исполнительской интерпретации уделяли внимание в своих работах М.Д. Корноухов, А.Ю. Кудряшов, И.Е. Молоствова, И.А. Хотенцева и др.

Выбор хоровой обработки русской народной песни должен учитывать разнообразие и неповторимость исполнительских коллективовпо их:

§ художественно-творческому уровню (высокий, средний, начальный),

§ профессиональной принадлежности (самодеятельный, учебный, профессиональный);

§ составу (хоровое, ансамблевое и сольное исполнение), возрастным особенностям (детские, молодежные и взрослые).

После выбора хоровой обработки народной песни для разучивания с коллективом хормейстеру необходимо самостоятельно ознакомиться с ним и наилучшем способом начала знакомства с партитурой будет изучение оригинальной народной песни. Однако, отметим, что прослушивание песни не может обеспечить ее дальнейший глубокий анализ, поэтому, по аналогии с авторскими хорами, необходим детальный анализ партитуры за фортепиано. Если имеется такая возможность, хормейстер должен познакомиться и с другими авторскими обработками изучаемой народной песни.

Непосредственно в процессе создания плана исполнительской интерпретации обработки русской народной песни от хормейстера требуется четкое понимание образной сути оригинального произведения, что в свою очередьпредполагает составление отчетливоепредставления о том,каким предназначением возникла данная песня, в «какой конкретной жизненной обстановке она исполнялась, было ли ее исполнениесопряжено с какими-либо действиями (движениями), сопутствовала ли она труду, обрядам,играм или отражала историческую жизнь народа»[8].Поэтому вначале важно верно определяется с жанром и стилистическими особенностями песни, досконально изучить эмоционально-образное содержание,архитектонику, соотношение метрики стихов и музыки, после чего можно наметить узловыемоменты развития образной драматургии.

При создании плана исполнительской интерпретации хормейстеру также необходимо помнить о том, что зачастую развитие музыкального образа в процессе исполнения представляет собой переинтонирование смыслового значения музыкального материала, который повторяется многократно. А именно, - постепенное развитие сюжетной линии русской народной песни или ее обработки требует постоянного обновления музыкально-исполнительских средств, максимально подходящих для раскрытия конкретного музыкального образа. Куплетная или куплетно-вариационная форма, в которой чаще всего излагается музыкальный материал как самой песни, так и ее авторской обработки предполагает повторение музыкального материала (даже с изменениями), при этом, как правило, местные и главная кульминация находится в одном и том же месте в структуре каждого куплета. При составлении плана исполнительской интерпретации, хормейстер должен учитывать степень интенсивности выражения кульминационного эпизода и намечать средства выразительности, которые могут представлять собой:

§ агогические нюансы (accelerando, ritenuto);

§ способы звукообразования (legato, marcato);

§ изменение динамики (pp, p, mp, mf, f, ff).

Кульминационные точки обязательно должны поддерживаться «характеристичностью тембровой окраски голосов, что также важно учитывать при создании партитуры хоровой обработки народной песни»[9]. Важным и необходимым является глубокое изучение хормейстером национально-речевой специфики: русские народные песни могут существенно отличаться друг от друга и в зависимости от географического положения их возникновения и бытования иметь различные манеры исполнения, тембровые характеристики голосов, а также общей музыкальную стилистику. Именно поэтому важно ознакомиться с оригинальным исполнением народной песни, хоровую обработку которой хормейстер планирует разучить со своим коллективом. И.И. справедливо Земцовский отмечает, что «прикосновение к фольклору – сложнейший творческий акт»[10], а всякий творческий акт, как известно, может протекать только в процессе творческой деятельности.

Из вышесказанного становится понятно, что в своей подготовительной работе с хоровой обработкой народной русской песни хормейстер академического хора должен учитывать принадлежность ее к какому-либо песенному стилю, региону бытования, местным традициям. Более того, необходимым является и учет специфики творческого почерка того композитора, который выполнил хоровую обработку.

Выведение фольклора на сцену требует также и понимания законов сцены, специфики сценического искусства. И здесь необходимо обратиться к опыту других видов зрелищного искусства – театру, эстраде, массовым действа и, конечно, опере. Всем им свойственно игровое действенное начало, истоки которого лежат в народных играх празднествах фольклорных обрядах, старинных играх и игрищах, во всем том, с чего начиналось собственно драматическое искусство. Именно поэтому проблема сценического исполнения народных песен чрезвычайно сложна и деликатна. С одной стороны, невозможно пренебречь законами сцены, когда на нее переносится фольклор; с другой – возникает опасность искажения подлинно народного духа песен.

Работая с музыкальным материалом, хормейстер должен попытаться найти и раскрыть в нем гамму тех или иных чувств, эмоций. Однако попытки передать те или иные чувства, заложенные в русской народной песне, нередко сводятся к общим рассуждениям о мире чувств, о каком-либо общем эмоциональном настрое песни, что в итоге приводит исполнителей к фальши, к передаче ложных эмоций, не оправданных истинным смыслом. Во-первых, очень часто текст народных песен представлен далеко не в полном варианте, так как авторы обработок не, порой, ограничиваются несколькими куплетами (поэтому необходимо изучить его отдельно); во-вторых, в нем встречается немало устаревших слов, значения которых современному исполнителю непонятны. Кроме того, поэтический строй многих песен полон символов (магико-психологических – в свадебных песнях, ассоциативных – в лирических, магических – в обрядовых песнях). Это тоже требует специальных знаний и умения прочесть поэтическую символику

В сценическом решении песни большую роль играет определение темпа и ритма, в которых будет исполняться песня. Известно, что в музыке темп – это скорость исполнения произведения, а ритм – чередование и соотношение музыкальных длительностей и акцентов. В совокупности ритм и темп определяют интенсивность и характер движения музыки, являются ярчайшими художественно-выразительными средствами. В одних песнях ритм и темп играют как бы ведущую роль, подчеркивая ритмическую характерность, особую упругость, подвижный характер мелодии. В других –темп и ритм словно отходят на второй план, уступая приоритет мелодическому началу (протяжные, лирические). В этих песнях музыкальная выразительность выдвигается на первый план, мелодия льется свободно, не скованная нормами стихосложения. Здесь бывает труднее определить и выдержать при исполнении нужные темп и ритм. Обычно в подобных случаях хормейстеры прибегают к дроблению длинных метрических единиц на более мелкие, к так называемой пульсации.

Одним из важнейших средств выражения идеи песни может быть мизансцена. Это – непрерывная цепь логических действий, находящих свое сценическое воплощение в расположении и движении актеров на сцене в тот или иной момент сценического действа. Художественная выразительность мизансцены определяется ее органической связью с идеей, содержанием и характерами действующих лиц песни. Мизансцена дает возможность действующим лицам через внешние (физические) проявления выразить свои взаимоотношения, действия и душевное состояние. В основе мизансцены всегда лежит ясно осознаваемая исполнителями задача, которую они осуществляют в своих внутренних и внешних действиях. Сценическое решение песни в пространстве может быть выражено различными мизансценами как статичными, так и динамичными: это могут быть разыгрывания действия по конкретному сюжету, пластика танца, запечатленная в хореографическом рисунке, либо одна закрепленная мизансцена, сохраняющаяся на протяжении всей песни (все определят жанр и содержание песни).

Таким образом, в сценическом воплощении песенного фольклора хормейстер-постановщик должен уметь сочетать понятия музыкальные и драматические.Путь к сценическому воплощению лежит через большой труд. Преодолеть сложности помогут любовь и заинтересованность вистинном творчестве. Вызвать же интерес к творческому процессу поможет углубленная работа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: