ГЛАВА 2. Особенности халатности при исполнении должностных обязанностей врача




 

Ошибаются все. Даже саперы. С ними, правда, все просто - в большинстве случаев претензии по поводу непрофессионализма и халатности предъявлять уже некому. Другое дело врачи. Претензий к ним много (уж глаз замылился, прости господи, смотреть на детишек-калек по телевизору), выводов - кот наплакал, из них истине соответствует, дай бог, два процента…

Для начала следует определиться с понятиями. Большинство СМИ во всех случаях оперируют одним-единственным термином - "врачебная ошибка". В контексте свежего триллера из больничной палаты, наперегонки транслируемого по всем каналам с целью "быть первыми, кто осветил", это как минимум некорректно. Потому что с юридической точки зрения такое определение может быть дано только после расследования инцидента. К тому же оно принципиально отличается от определения "преступная халатность".

Преступная халатность наказывается в уголовном и административном порядке. За врачебную ошибку ни врач, ни клиника ответственности перед пациентом НЕ НЕСЕТ. Причина, по которой обыватель не видит разницы между врачебной ошибкой и преступной халатностью, очевидна: результат в обоих случаях один и тот же. А значит, трансформировать одно в другое (в процессе того самого обязательного выяснения причин) не так уж сложно.

Дело в том, что причины летальных исходов, ятрогенных заболеваний и т.д. у нас выясняют всегда "свои". Россия - одна из немногих стран в мире, где патологоанатомы подчиняются руководству клиники. То есть, проводя вскрытие, эти специалисты всегда имеют в виду: документально зафиксировав, что в кишечнике пациента был найден забытый тампон, они тем самым подводят под статью своего коллегу или даже начальника. Говорите, круговая порука? А сами бы разве не так поступили?

Помимо штатных патологоанатомов существуют, конечно же, врачебные экспертизы. Однако толку от них немногим больше, поскольку подчиняются они, опять-таки, непосредственно Минздраву. Независимая экспертиза (как бы она ни называлась на бумажке) в России отсутствует как институт. То есть да, конечно, главврач госпиталя Бурденко, подчиненного Министерству обороны, может во всеуслышание обвинить во врачебной ошибке гражданских эскулапов, лечивших Сычева. Но обычный-то пациент, погон и автоматов не носящий, в Бурденко не попадет по определению, а значит, рассчитывать на подобное не может.

Любые неприятности, как правило, легче не допустить, чем исправить. Врачебных ошибок это, увы, не касается - даже самый продвинутый врач всегда может ошибиться с той же вероятностью, что и топ-менеджер при подсчете прибылей от внедрения нового бренда. Да и от халатности стопроцентное противоядие пока не найдено. Как правило, для создания правильного к себе отношения специалисты советуют пациентам выполнять ряд нехитрых правил, сводящихся к следующей заповеди: хочешь спать спокойно на больничной койке - подкуй себя научно. Любой врач якобы отнесется к вам серьезнее, если вы проявите хотя бы частичные знания в области медицины, поговорите с ним на его языке, задайте пару правильных вопросов: а вы уверены, что лечить надо медом? а если шалфеем? и т.д.

Звучит как-то не очень. В жизни такой подход можно наблюдать, изучая поведение пенсионеров в районной поликлинике. Вместе с "серьезным отношением" врачей.

Гораздо более полезное действие - изучить стандарты Минздрава. Их, правда, более 800, и для того чтобы запомнить хотя бы половину, надо быть совсем уж свободным человеком. Тем не менее эти внутриведомственные формуляры довольно четко регламентируют действия врачей. В них прописаны примитивные алгоритмы: диагноз такой-то - делай то-то. И если ваш врач назначил вам капельницу вместо предписанного перорального лечения, вы вправе ткнуть пальцем в стандарт и потребовать сделать так, как там сказано.

Кроме того, вы можете попросту поменять лечащего врача. Для этого вам надо получить согласие главврача и того специалиста, под крыло которого вы собираетесь перейти. Как правило, второе автоматически прилагается к первому. Как договариваться с главврачами, лишний раз объяснять не стоит.

Сменить можно и всю клинику. Для этого вы должны обратиться либо в свою страховую компанию, либо в компанию, клиентом которой является клиника, в которую вы хотите перебазироваться. Долго, нудно, но возможно.

Если же обезопасить себя (близких) от ошибок или халатности врача не удалось, у вас есть три варианта действий в зависимости от того, чего вы жаждете - денег, извинений или наказания виновных.

1. Написать жалобу в Департамент здравоохранения. В лучшем случае врач получит по шапке в служебном порядке, причем не факт, что вас об этом известят. В худшем - бумага сгинет в недрах инертной организации. Увы, так происходит чаще всего.

2. Подать на врача в суд. Как и в первом случае, вывод о том, как квалифицировать оплошность доктора, будет делать "независимая комиссия при Минздраве". Поэтому смысл это имеет только тогда, когда вас обидела платная клиника. Даже в случае врачебной ошибки у вас есть шанс получить компенсацию, особенно если клиника заботится о своем имидже. У государственной же клиники (в любом случае) на это попросту нет денег. А на нет и суда нет. В таких ситуациях обычная реакция Минздрава - увольнение главврача, который отнюдь не всегда виновен в ошибках подчиненных.

3. Призвать на помощь СМИ. Общественный резонанс хоть и незначительно, но все же влияет на меру наказания за преступную халатность. Впрочем, условный срок или год общего режима с последующим досрочным освобождением за хорошее поведение вряд ли может считаться адекватным наказанием за халатность с летальным исходом. (Если исход не столь фатален, самой страшной карой будет лишение диплома и запрет на медицинскую деятельность) Очевидный минус - на несколько дней вы станете для страны чемто вроде героя реалити-шоу. Вместе со своим недугом. И вас, и его будут узнавать на улицах.

4. Обратиться к правозащитникам. Они посоветуют вам примерно то же, только объяснения будут гораздо более пространными и конкретными.

5. Предварительно застраховаться от врачебной ошибки или халатности. По крайней мере вам выплатят деньги, которые вы сможете потратить на устранение этой самой ошибки.

Много писали об обязательном страховании врачебных ошибок и даже подготовили соответствующий законопроект. В пример приводились платные частные клиники, которые в погоне за клиентом уже давно перешли на передовые формы обслуживания. Все так, но есть как минимум три загвоздки. Во-первых, не было официально объявлено, кто должен платить за страхование государственных больниц. Во-вторых, сами страховые компании отреагировали на предложение как-то вяло: подсчитав возможную прибыль, они вывели жидковатую (для них) цифру 6 млрд. рублей в год, в то время как на одной авто-гражданке они поднимают почти 60 млрд. И, наконец, самое главное: страховаться будет не пациент, а клиника. Что это значит? А то, что пострадавшие от врачебных ошибок будут месяцами обивать пороги чужих (не своих!) страховых компаний, которые костьми лягут, но докажут, что вины клиники-клиента либо нет вообще, либо она сводится к абсолютному минимуму, оцененному в три тысячи рублей. Удовольствие знакомо каждому, кто хоть раз выбивал страховку за ДТП.

Здесь надо сказать, что основания для этого у страховых компаний есть, и немалые. Как только солидные клиники "не для всех" стали исправно выплачивать залеченным клиентам деньги, вокруг них тут же стали кучковаться ушлые люди, не брезгующие заработать на своем здоровье. Грубо говоря, ты идешь к хорошему стоматологу, он ставит тебе пломбу и предупреждает о том, что в течение двух часов тебе нельзя принимать пищу. Выйдя от дантиста, ты идешь к ближайшему ларьку и покупаешь пакетик ирисок. А через день-другой снова приходишь к тому же дантисту, но уже без пломбы. Если он следит за своей репутацией, вы договоритесь. А вот с его страховой компанией договориться будет куда сложнее.

Получается, что, как ни крути, шансов сохранить здоровье больше у пациентов платных клиник, к тому же застраховавших себя от ошибок и халатности эскулапов? Не совсем так. Большинство "дел врачей", выигранных пациентами в судах, связаны не с ампутацией здоровой конечности и не с селезенкой, вырезанной вместо аппендикса. Они связаны со стоматологией и пластической хирургией. А это, извините, как раз и есть та самая платная медицина. С другой стороны, именно поэтому рассматривать подобные прецеденты как показатель нельзя. Человек идет в суд тогда, когда надеется что-то отсудить. А в случае с госмедучреждениями люди, как правило, не надеются ни на что.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: