III. Подготовка к написанию сочинения




 

Часть С в формате ЕГЭ - показатель культуры письменной речи. Этот тип задания выявляет не только общую грамотность автора сочинения (эссе), но и его умение логически мыслить, анализировать исходный текст, формулировать собственные взгляды на проблему и их аргументировать.

Общая характеристика критериев оценки сочинения (критерии оценки части С); требования к речевому оформлению работы.

 

Критерии оценивания ответа на задание С1 Балл
I Содержание сочинения  
К 1 Формулировка проблем исходного текста  
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.  
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.  
К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста  
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет.  
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста.  
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.  
К 3 Отражение позиции автора исходного текста  
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.  
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована.  
К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме  
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).  
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.  
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт.  
  Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе.  
II Речевое оформление сочинения  
К 5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения  
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.  
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.  
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.  
К 6 Точность и выразительность речи  
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.  
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли.  
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.  
III Грамотность  
К 7 Соблюдение орфографических норм  
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)  
допущена 1 ошибка  
допущено более 1 ошибки  
К 8 Соблюдение пунктуационных норм  
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)  
допущены 1 – 2 ошибки  
допущены 1 – 2 ошибки  
К 9 Соблюдение языковых норм  
грамматических ошибок нет  
допущены 1 – 2 ошибки  
допущено более 2 ошибок  
К 10 Соблюдение речевых норм  
допущено не более 1 речевой ошибки  
допущены 2 – 3 ошибки  
допущено более 3 ошибок  
К 11 Соблюдение этических норм  
этические ошибки в работе отсутствуют  
допущены этические ошибки (1 и более)  
К 12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале  
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют  
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале  
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1 – К12)  

 

При оценке грамотности (К7 – К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормативы оценки разработаны для сочинения объёмом в 150 – 300 слов.

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается (оценивается нулём баллов), задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7 – К10) уменьшается. 1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка); К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка); К9 – грамматических ошибок нет;

К10 – допущено не более 1 речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7 – К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1 − К12) оценивается нулём баллов.

При написании сочинения в формате ЕГЭ не следует прибегать к излишнему цитированию (переписыванию для объёма!) авторских фраз из предложенного текста. В работе ценится именно ваше умение рассуждать и создавать собственный текст, поэтому выберите для цитирования только те предложения (может быть, даже всего одно), которое, на ваш взгляд, действительно необходимо включить в сочинение с определённой целью. Цитирование должно быть оправданным.

 


IV. РАБОТА С ТЕКСТОМ

 

 

Работая с текстом, необходимо принимать во внимание его стиль: в текстах публицистического характера проблема, как правило, выражается открыто, в одном или нескольких предложениях, в нескольких суждениях автора (чаще всего в начале и в финале текста); если же текст представляет собой отрывок из какого-либо произведения художественной литературы, то проблему следует выявлять путём анализа описания и поступков героев, их речи, поведения, внутренних монологов и т. д.

 

Значимость проблемы в сочинении можно подчеркнуть с помощью следующих слов: общественно значимая, злободневная, животрепещущая, актуальная, жизненная, насущная, острая, важная, серьёзная, спорная, ключевая на современном этапе, назревшая в связи с…, неразрешимая (в условиях…), сложная, наболевшая, мучительная, первоочередная, принципиальная для … и т.д.

 

Комментируя проблему, можно опираться на такой план:

1) постарайтесь определить категорию проблемы (социальная, общественно–политическая, историческая, философская, идеологическая, мировая, международная, межнациональная, нравственная, нравственно-философская, морально-этическая, психологическая, эстетическая, культурно-эстетическая, экологическая, научная и др.);

2) подумайте, почему автор обратился к данной проблеме и интересна ли она читателю; типична она или нет; традиционна эта проблема или является новой;

3) проследите по тексту, как автор пытается привлечь внимание читателей к затронутой проблеме и какие факты приводит, исследуя её; что он особенно подчёркивает и к каким выводам приходит;

4) подумайте, о чём заставляет задуматься данная проблема, к каким выводам может / должен прийти читатель.

 

Помните, что комментарий – это рассуждения по поводу прочитанного, это изъяснение смысла текста (в то время как пересказ – это изложение содержательной стороны прочитанного).

Прокомментировать проблему исходного текста – это изложить собственные мысли по рассматриваемой проблеме с учётом аспектов, намеченных самим автором, так как комментарий должен объяснять авторский взгляд на поставленный вопрос.

Помните, что в комментарии не должно быть пересказа исходного текста! Не стремитесь рассуждать по поводу всех проблем текста, сосредоточьте свое внимание на его основной проблеме.

Вступление сочинения должно быть соотнесено с проблемой текста. В работе вы можете идти и от формулировки проблемы к её комментарию, и, наоборот, от комментария к формулировке.

 

Обратите внимание на управление! Проблема (тема) чего? (а не о чём?)

 

Характеризуя позицию автора, можно использовать такие конструкции (в зависимости от содержания текста):

автор утверждает / считает / полагает, что...;

пытается сделать читателя своим союзником / единомышленником;

убеждает в…;

усиливает / формирует у читателей положительное (позитивное) /отрицательное (негативное) отношение к…;

передаёт глубину проблемы при помощи…;

раскрывает / характеризует сущность поставленной проблемы через…; ставит ряд вопросов, требующих незамедлительного ответа;

пишет интересно и ново о старой / вечной проблеме;

приглашает к разговору о непростых проблемах жизни;

доказывает / обосновывает злободневность проблемы;

пытается найти причины этого явления;

подчёркивает остроту проблемы при помощи..;

обращается к традициям русской жизни / к примерам из русской истории / русской литературы и др.;

выражает мнение большинства / небольшой части населения / совсем немногих людей;

использует ряд убедительных аргументов;

указывает на истинное положение вещей;

иронически / саркастически / с юмором / с возмущением / с грустью / с тревогой … повествует о...;

показывает образец / антиобразец поведения человека;

открыто заявляет о своей (гражданской) позиции…

Бесспорно мнение автора о том, что...

Справедливость высказанных автором суждений несомненна, потому что…

Позицию автора наглядно иллюстрируют примеры...

Цель автора – заставить читателей обратить внимание на...

Задача автора – убедить читателей в том, что…

При помощи таких языковых средств выразительности / таких приёмов, как …, автор усиливает своё видение проблемы / своё отношение к...

Авторская позиция выражается через модальный план текста: через целый ряд риторических вопросов / лексические повторы / оценочную лексику, книжные / разговорные фразеологические обороты / многократное использование усилительных частиц и вводных конструкций…

Автор так определяет своё отношение к данному вопросу:…

… – вот итог авторских раздумий о… / вот прямая авторская оценка…

Резкая категоричность автора объясняется тем, что / связана с тем, что…

Аргументы, используемые автором, традиционны, но… / нетрадиционны / интересны / весьма оригинальны…

Новизна авторского взгляда на проблему в том...

Для подобной точки зрения есть веские основания, хотя…

Автор страстно отстаивает свою точку зрения, и его эмоциональность / взволнованность оправданна, так как…

Авторская позиция проявляется в гневном / в осуждающем / в неоднозначном / в отрицательном / в оптимистичном… отношении к изображаемому…

Таким образом, в сочинении надо попытаться отразить, почему / с какой целью автор обратился к данной проблеме, как он относится к этой проблеме, + /- какие видит пути решения этой проблемы.

(Работая над формулировками сочинения, как правило, можно опираться на материалы заданий А29 и В8.)

 

Прочитайте текст и выполните задания:

(1) Не бывает ни абсолютно одинаковых, ни совсем бездарных людей! (2) Каждый, кто рождается и приходит в этот мир, уже от рождения наделён какими-то способностями, имеет предрасположённость к развитию каких-либо талантов. (3) Потребность творчества так же естественна, как потребность пить или есть; она теплится в каждом из нас, причём даже когда человек находится в самых невероятно тяжких условиях. (4) Каждая личность по-своему талантлива, иными словами, своеобразна. (5) Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, абсолютно ни к чему не способных, к счастью, не существует.

(6) То, что потребность творчества свойственна каждому, видно хотя бы из того, что уже в детстве, даже в младенчестве, у ребёнка есть потребность в игре, а играя, дети что-то придумывают, фантазируют, изобретают. (7) Каждый ребёнок хочет играть, то есть жить творчески. (8) Так почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему же творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (9) Грубо говоря, потому что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, не поняли своего таланта), либо не научились жить и по-настоящему трудиться (не захотели развить свой талант). (10) Второе нередко зависит от первого, но и первое от второго не всегда бывает свободно. (11) Если не научишься трудиться, работать самозабвенно, так и не узнаешь, чем наградила тебя природа.

(12) Если же духовный потенциал человека слаб и если он ничего не предпринимает для того, чтобы больше знать и уметь, чтобы чего-то добиться в жизни, то личность стирается, нивелируется, человек постепенно утрачивает индивидуальность, теряет присущие ему одному черты, то есть перестаёт быть личностью. (13) Духовному развитию человека, творческому раскрепощению личности может помешать какой-либо душевный, семейный или общественный разлад, любая неурядица, которые, кстати, бывают разные. (14) Например, одно дело, когда нет обуви, чтобы ходить в школу (а то и самой школы нет в какой-нибудь глуши!), и совсем другое, когда кого-то силой заставляют постигать музыкальную грамоту, а его привлекает что-то совсем иное. (15) Конечно, второй случай предпочтительнее, но разлад есть разлад. (16) Не могу не заметить, что и общественная ориентация не всегда безошибочна, что мода на какие-либо занятия и профессии вообще вредна, когда дело касается нахождения себя, выбора того пути, где ты сможешь жить интересно.

(17) И почему, собственно, считаются творческими только профессии артиста или художника? (18) Ведь артистом или художником можно быть в любом деле! (19) И это должно быть нормой. (20) Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно – непочётно» или «интересно – неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и каждого. (21) А это, кстати сказать, вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых. (22) Но разве это правильно?

(по В. Белову)

1. Какое утверждение противоречит мнению автора текста?

1) Чтобы сохранить на протяжении жизни свою индивидуальность и врождённую талантливость, нужно обладать духовной силой.

2) В основе владения профессией должно лежать творческое начало.

3) Талант – дар природы, и он развивается сам по себе, не требуя никаких усилий со стороны самого человека.

4) Каждый человек наделён какими-либо талантами.

 

2. Какой тип (какие типы) речи представлен (-ы) в предложениях 6 – 11?*

*Задание опережающей трудности дает возможность сравнить полученный результат с ключами к правильным ответам, размещенным в конце занятия 2.

1) описание и повествование

2) описание

3) рассуждение

4) повествование

 

3. Из предложений 1, 3 и 4 выпишите (назовите) все словосочетания со связью примыкание: _________________________

____________________________________________________________

4. Из предложений 13 и 20 выпишите (назовите) все словосочетания со связью согласование:______________________________________

 

 

5. Из предложений 6 и 21 выпишите (назовите) все словосочетания со связью управление: _________________________________________

____________________________________________________________

 

6. В каком случае правильно указана грамматическая основа предложения (см. пр. 1 и 5):

а) не бывает людей (1)

б) не бывает (1)

в) людей не существует

г) не существует.

 

7. Найдите главные члены и укажите типы сказуемых в предложениях 4, 10, 13, 15 и 17. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

Данный текст содержит не одну, а несколько проблем, и ваша задача – как можно полнее охарактеризовать проблематику предложенного текста, а после этого выделить основную проблему, выявить аспекты этой проблемы, затронутые Василием Беловым; далее следует продумать комментарий к обозначенной проблеме и попытаться охарактеризовать авторскую позицию. Обратитесь, пожалуйста, ещё раз к материалам раздела IV занятия 2.

Работая с текстом, найдите и подчеркните так называемые ключевые слова, которые окажут вам определённую помощь при формулировках, а также обратите внимание на начальные предложения каждого абзаца (как правило, это сильные позиции текста, как, например, заглавие текста, его начало и конец и др.).

Если создание собственного письменного текста (в том числе написание сочинения) представляет для вас некоторую сложность, то:

1) попробуйте сначала выполнить задание устно (например, продумайте и проговорите несколько вариантов начальной фразы вашего сочинения; формулируя ту или иную проблему, старайтесь использовать синтаксические синонимические средства языка, а потом выбирайте более удачный, на ваш взгляд, вариант.

2) Используйте в сочинении (по мере необходимости) предложенные выше фразы-клише.

 

Напишите фрагмент сочинения на основе данного текста (вступление, проблема, комментарий к обозначенной проблеме, авторская позиция).

Ключи (правильные ответы)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: