Оборачиваемость капитала характеризуется показателями: коэффициент оборачиваемости капитала, капиталоемкость, продолжительность 1-го оборота.
2005г: Коб.с.к. = 285565/ 7283=39,21 Ке.с.к.=7283/285565=0,026
Коб з.к =285565/69830=4,089 Ке.з.к.=69830/285565=0,245
Коб.к.=285565/77113= 3,703 Ке.к.=77113/285565=0,27
2006г: Коб.с.к. = 386693/(-12881,5)=-30,019 Ке.с.к.=(-12881,5)/386693=-0,033
Коб з.к =386693/84697=4,566 Ке.з.к.=84697/386693=0,219
Коб.к.=386693 /71815,5=5,385 Ке.к.=71815,5/386693=0,186
2007г: Коб.с.к. = 441490/(-37849,5)=-11,664 Ке.с.к.=(-37849,5)/441490 =-0,086
Коб з.к =441490/120253,5= 3,671 Ке.з.к.=120253,5 /441490=0,272
Коб.к.=441490/82404=5,358 Ке.к.=82404 /441490=0,187
Анализ динамики оборачиваемости капитала МУП "ХПАТП №1" за 2005-2007 г.г. | |||||||||||
Показатель | 2005г | 2006г | 2007г | Изменение абсолютное | Тр | Тпр | Общий прирост | ||||
06/05 | 07/06 | 06/05 | 07/06 | 06/05 | 07/06 | % | |||||
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала | 39,210 | - 30,019 | -11,664 | -69,229 | 18,355 | -76,561 | 38,856 | -176,561 | -61,144 | -50,874 | -129,75 |
Коэффициент оборачиваемости заемного капитала | 4,089 | 4,566 | 3,671 | 0,476 | -0,894 | 111,644 | 80,413 | 11,644 | -19,587 | -0,418 | -10,224 |
Коэффициент оборачиваемости всего капитала | 3,703 | 5,385 | 5,358 | 1,681 | -0,027 | 145,402 | 99,500 | 45,402 | -0,500 | 1,654 | 44,6756 |
Капиталоемкость собственного капитала | 0,026 | -0,033 | -0,086 | -0,059 | -0,052 | -130,616 | 257,359 | -230,616 | 157,359 | -0,111 | -436,15 |
Капиталоемкость заемного капитала | 0,245 | 0,219 | 0,272 | -0,026 | 0,053 | 89,570 | 124,358 | -10,430 | 24,358 | 0,028 | 11,3884 |
Капиталоемкость всего капитала | 0,270 | 0,186 | 0,187 | -0,084 | 0,001 | 68,775 | 100,502 | -31,225 | 0,502 | -0,083 | -30,88 |
Продолжительность 1-го оборота собственного капитала | 9,181 | -11,992 | -30,863 | -21,174 | -18,871 | -130,616 | 257,359 | -230,616 | 157,359 | -40,045 | -436,15 |
Продолжительность 1-го оборота заемного капитала | 88,032 | 78,850 | 98,057 | -9,181 | 19,207 | 89,570 | 124,358 | -10,430 | 24,358 | 10,025 | 11,3884 |
Продолжительность 1-го оборота всего капитала | 97,213 | 66,858 | 67,194 | -30,355 | 0,336 | 68,775 | 100,502 | -31,225 | 0,502 | -30,019 | -30,88 |
В течение всего анализируемого периода наблюдается увеличение скорости оборачиваемости совокупного капитала, на что указывает рост коэффициента оборачиваемости на 44,676% и сокращение продолжительности 1-го оборота капитала на 30,88%, что в свою очередь обеспечено ростом объема оказанных услуг на 54,602%. Так как, чем быстрее капитал совершит кругооборот, тем больше услуг окажет предприятие при одной и той же сумме капитала.
Задержка движения заемных средств, на что указывает снижение коэффициента оборачиваемости данных средств на 10,224% и увеличение продолжительности 1-го оборота, ведет к замедлению оборачиваемости заемного капитала, требует дополнительного вложения средств и может вызвать значительное ухудшение финансового состояния предприятия. Существенное снижение коэффициента оборачиваемости собственного капитала (на 129,75%) показывает тенденцию к бездействию собственных средств.
Предприятию нужно стремиться не только к ускорению движения капитала на всех стадиях кругооборота, но и к максимальной его отдаче, что достигается рациональным и экономичным использованием всех ресурсов, недопущением их перерасходу, потерь на всех стадиях кругооборота.
Анализ динамики и структуры объема оказанных услуг по их видам на МУП "ХПАТП №1" за 2005-2007 г.г. | |||||||||||||||||
Виды услуг | ед. измерения | 2005г. | 2006г. | 2007г. | Изменение абсолютное | Тр | Тпр | Общий прирост | |||||||||
т.р. | уд. вес,% | т.р. | уд. вес,% | т.р. | уд. вес,% | 06/05 | 07/06 | 06/05 | 07/06 | 06/05 | 07/06 | т.р. | % | ||||
т.р. | уд. вес,% | т.р. | уд. вес,% | ||||||||||||||
в стоимостном выражении | |||||||||||||||||
Перевозка пассажиров: | |||||||||||||||||
- город | т.р. | 150805,8 | 79,457 | 218156,9 | 83,264 | 83,951 | 67351,1 | 3,807 | 0,687 | 144,661 | 109,563 | 44,661 | 9,563 | 88212,6 | 58,494 | ||
-пригород | т.р. | 27891,6 | 14,696 | 16825,1 | 6,422 | 11817,1 | 4,151 | -11066,5 | -8,274 | -5008 | -2,271 | 60,323 | 70,235 | -39,677 | -29,765 | -16074,5 | -57,632 |
прочие платные услуги, в т.ч. столовая | т.р. | 11097,1 | 5,847 | 27024,2 | 10,314 | 33875,5 | 11,898 | 15927,1 | 4,467 | 6851,3 | 1,584 | 243,525 | 125,352 | 143,525 | 25,352 | 22778,4 | 205,264 |
Итого: | 189794,5 | 262006,2 | 72211,7 | - | - | 138,047 | 108,666 | 38,047 | 8,666 | 94916,5 | 50,010 | ||||||
в натуральном выражении | |||||||||||||||||
Перевозка пассажиров: | |||||||||||||||||
- город: | тыс. чел. | 41200,9 | 94,556 | 36450,7 | 96,885 | 38670,7 | 97,633 | -4750,2 | 2,329 | -2530 | 3,078 | 88,471 | 106,090 | -11,529 | 6,090 | -2530,2 | -6,141 |
в т.ч.: платные | тыс. чел. | 51,426 | 29327,6 | 77,952 | 38087,4 | 96,161 | 6919,6 | 26,526 | 15679 | 44,735 | 130,880 | 129,869 | 30,880 | 29,869 | 15679,4 | 69,972 | |
льготные | тыс. чел. | 18792,9 | 43,129 | 7123,1 | 18,933 | 583,3 | 1,473 | -11669,8 | -24,197 | -18210 | -41,657 | 37,903 | 8,189 | -62,097 | -91,811 | -18209,6 | -96,896 |
-пригород | тыс. пассажиро-км | 2372,3 | 5,444 | 1172,1 | 3,115 | 937,4 | 2,367 | -1200,2 | -2,329 | -1435 | -3,078 | 49,408 | 79,976 | -50,592 | -20,024 | -1434,9 | -60,486 |
в т.ч.: платные | тыс. чел. | 2091,8 | 4,801 | 772,2 | 2,052 | 745,2 | 1,881 | -1319,6 | -2,748 | -1347 | -2,919 | 36,916 | 96,503 | -63,084 | -3,497 | -1346,6 | -64,375 |
льготные | тыс. чел. | 280,5 | 0,644 | 399,9 | 1,063 | 192,2 | 0,485 | - | 0,419 | -88,3 | -0,158 | 142,567 | 48,062 | 42,567 | -51,938 | -88,3 | -31,480 |
Итого: | 43573,2 | 37622,8 | 39608,1 | -5950,4 | - | -3965 | - | 86,344 | 105,277 | -13,656 | 5,277 | -3965,1 | -9,100 |
Трбаз = 441490/285565=154,6
Трцеп = 441490/386693=114,2
Тср% = 3√(441490/285565)=1,156*100=115,6
За анализируемый период не смотря на то, что рост объема оказанных услуг в стоимостном выражении составил 50,01%, в натуральном – снизился на 9,1%. Причиной этому является рост цен на данную услугу. Наибольший удельный вес составляют городские перевозки (83,951%), развивается сеть оказания дополнительных услуг населению и сторонним организациям, в то время как пригородные перевозки сократились в 2,4 раза.
Также произошло увеличение перевезенных платных пассажиров и резкое снижение количества льготных. Причиной этому является, переход льготной категории граждан в платную в связи с введением с 01.07.05г. взамен натуральной формы предоставления льгот по проезду - единого социального проездного билета (ЕСБ) для отдельных категорий граждан.
Анализ выполнения плана оказанных услуг по их видам на МУП "ХПАТП №1" за 2005-2007 г.г. | |||||||||||||||||
Виды услуг | 2005г. | 2006г. | 2007г. | Выполнение плана | Выполнение плана в% | ||||||||||||
план | факт | %вып. | план | факт | %вып. | план | факт | %вып. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | |||
Перевозка пассажиров: | |||||||||||||||||
- город | 144627,8 | 104,272 | 207551,3 | 218156,9 | 105,110 | 108,566 | 10605,6 | 18859,4 | 4,272 | 5,110 | 8,566 | ||||||
-пригород | 21798,9 | 27891,6 | 127,95 | 18680,7 | 16825,1 | 90,067 | 17958,8 | 11817,1 | 65,801 | 6092,7 | -1855,6 | -6141,7 | 27,95 | -9,933 | -34,199 | ||
Прочие платные услуги, в т.ч. столовая | 11097,1 | 109,299 | 12882,8 | 27024,2 | 209,770 | 33875,5 | 135,719 | 944,1 | 8915,5 | 8915,5 | 9,299 | 109,77 | 35,719 | ||||
Итого: | 176579,7 | 107,484 | 239114,8 | 262006,2 | 109,573 | 263077,8 | 108,223 | 22891,4 | 21633,2 | 7,484 | 9,573 | 8,223 |
За анализируемый период предприятие перевыполнило план по оказанным услугам. Перевыполнение плана оказания платных услуг в 2006 г. на 109,77% связано с внедрением мероприятий по увеличению собираемости доходов от платных услуг и созданием в предприятии с апреля 2005г. ООО по перевозке пассажиров. При этом наблюдается снижение выполнение плана пригородных перевозок, которые носят сезонный характер. В 2007 г. выполнение плана по данным перевозкам составило лишь 65,801%. Вследствие этого в 2008г. планируется только перевозка на городских маршрутах, где МУП будет работать как холдинг, объединяющий ООО по разным направлениям деятельности.
Анализ состава, структуры и динамики себестоимости оказанных услуг на МУП "ХПАТП №1" за 2005-2007 г.г. | |||||||||||||||||
Элементы затрат | 2005г. | 2006г. | 2007г. | Изменение абсолютное | Тр | Тпр | Общий прирост | ||||||||||
т.р. | уд. вес,% | т.р. | уд. вес,% | т.р. | уд. вес,% | 06/05 | 07/06 | 06/05 | 07/06 | 06/05 | 07/06 | т.р. | % | ||||
т.р. | уд. вес,% | т.р. | уд. вес,% | ||||||||||||||
По элементам затрат | |||||||||||||||||
Материальные затраты | 30,964 | 28,701 | 27,758 | -2,263 | -0,943 | 121,990 | 21,990 | 39,971 | |||||||||
Затраты на оплату труда | 44,485 | 45,233 | 49,530 | 0,749 | 4,296 | 138,117 | 38,117 | 73,847 | |||||||||
Отчисления на социальные нужды | 14,865 | 11,866 | 12,466 | -557 | -2,999 | 0,600 | 132,513 | -1 | 32,513 | 30,939 | |||||||
Амортизация | 0,664 | 0,763 | 0,805 | 0,099 | 0,042 | 133,143 | 33,143 | 89,441 | |||||||||
Прочие затраты | 9,022 | 13,437 | 9,441 | 4,415 | -5965 | -3,996 | 88,628 | -11,372 | 63,392 | ||||||||
Итого: | - | - | 126,136 | 26,136 | 56,139 |
За анализируемый период себестоимость оказанных услуг увеличилась на 56,139%. Наибольший удельный вес составляют затраты на оплату труда (49,53%) и материальные ресурсы (27,758%). Данное соотношение вызвано спецификой деятельности предприятия. Рост затрат на заработную плату на 73,847% вызван увеличением среднегодовой заработной платы и среднесписочной численности предприятия. Но наибольший прирост составила амортизация –89,441%. Также произошел рост прочих затрат на 63,392% за счет увеличения общехозяйственных расходов.
Анализ состава, структуры и динамики себестоимости по маршрутным перевозкам на МУП "ХПАТП №1" |
Статьи затрат | 2005г. | 2006г. | 2007г. | Изменение абсолютное | Тр | Тпр | Общий прирост | ||||||||||
тыс.р. | уд. вес,% | тыс.р. | уд. вес,% | тыс.р. | уд. вес,% | 06/05 | 07/06 | 06/05 | 07/06 | 06/05 | 07/06 | т.р. | % | ||||
тыс.р. | % | тыс.р. | % | ||||||||||||||
По калькуляционным статьям расходов | |||||||||||||||||
ФОТ | 135921,1 | 45,397 | 46,909 | 239158,7 | 51,459 | 1,512 | 66511,6 | 4,549 | 127,02 | 138,525 | 27,020 | 38,525 | 103237,6 | 75,954 | |||
Отчисления от ФОТ | 45787,2 | 15,293 | 12,380 | 13,001 | -223,2 | -2,913 | 0,621 | 99,5125 | 132,611 | -0,487 | 32,611 | 14635,8 | 31,965 | ||||
Горючее, смазочные материалы | 68245,3 | 22,794 | 88320,9 | 23,997 | 99694,6 | 21,451 | 20075,6 | 1,204 | 11373,7 | -2,547 | 129,417 | 112,878 | 29,417 | 12,878 | 31449,3 | 46,083 | |
Износ шин | 3203,3 | 1,070 | 2530,8 | 0,688 | 3701,1 | 0,796 | -672,5 | -0,382 | 1170,3 | 0,109 | 79,006 | 146,242 | -20,994 | 46,242 | 497,8 | 15,540 | |
Ремонтный фонд | 8530,8 | 2,849 | 15284,8 | 4,153 | 8649,3 | 1,861 | 1,304 | -6635,5 | -2,292 | 179,172 | 56,588 | 79,172 | -43,412 | 118,5 | 1,389 | ||
Общехозяйственные расходы | 36720,5 | 12,265 | 40683,4 | 11,054 | 48980,2 | 10,539 | 3962,9 | -1,211 | 8296,8 | -0,515 | 110,792 | 120,394 | 10,792 | 20,394 | 12259,7 | 33,387 | |
Амортизация | 996,2 | 0,333 | 1874,8 | 0,509 | 2665,3 | 0,573 | 878,6 | 0,177 | 790,5 | 0,064 | 188,195 | 142,164 | 88,195 | 42,164 | 1669,1 | 167,547 | |
Выплата пособий по б/листам | - | - | 1137,2 | 0,309 | 1486,4 | 0,320 | 1137,2 | 0,309 | 349,2 | 0,011 | - | 130,707 | - | 30,707 | 1486,4 | - | |
Всего маршрутных затрат: | 299404,4 | 464758,6 | - | - | 122,93 | 126,278 | 22,925 | 26,278 | 55,228 | ||||||||
в т.ч: -город | 246010,1 | 82,166 | 90,420 | 92,957 | 86776,2 | 8,254 | 99237,7 | 2,536 | 135,273 | 129,820 | 35,273 | 29,820 | 186013,9 | 75,612 | |||
-пригород | 53394,3 | 17,834 | 35256,7 | 9,580 | 32734,6 | 7,043 | -18137,6 | -8,254 | -2522,1 | -2,536 | 66,031 | 92,846 | -33,969 | -7,154 | -20659,7 | -38,693 |
Себестоимость маршрутных перевозок увеличилась на 55,228%. При этом себестоимость пригородных перевозок снизилась на 38,693%. Наибольший удельный вес составляют затраты на оплату труда (51,459%) и затраты на ГСМ (21,451%). Но, если в абсолютном выражении износ шин и затраты на ГСМ растут, то в относительном выражении – снижаются. Причиной этому является рост цен на данные статьи расходов:
Показатель | Фактическая цена с НДС | Изменение абсолютное | Тр | Тпр | Общий прирост | ||||||
2005г. | 2006г. | 2007г. | 06/05 | 07/06 | 06/05 | 07/06 | 06/05 | 07/06 | т.р. | % | |
ГСМ, за 1 тонну | |||||||||||
-бензин | 101,021 | 1,021 | 19,205 | ||||||||
-дизтопливо | 110,795 | 10,8 | 38,494 | ||||||||
топочный мазут | 8499,5 | 2499,54 | 500,46 | 141,66 | 105,888 | 41,66 | 5,888 |
Анализ себестоимости показывает, что несмотря на рост цен на ГСМ, запасные части, шины, коммунальные услуги – фактические затраты по городским и пригородным перевозкам составляют 58,781% к плановым за 2007 год. Фактические затраты за 2006г. увеличились к затратам 2005 г. всего на 22,9% при том, что с 08 августа 2005 г. затраты предприятия были увеличены в связи с присоединением а/к «Восточная». Однако, по таким статьям как ремонтный фонд, шины фактические затраты значительно снижены, что отразилось на техническом состоянии предприятия.