Оперативный механизм финансового оздоровления должен привести к уменьшению размера финансовых обязательств в краткосрочном периоде и к увеличению денежных активов, которые обеспечат погашение этих обязательств.
Для этого используется следующая система мер:
1) ускорение ликвидности оборотных активов, обеспечивающее рост положительного денежного потока:
оптимизация ценовой политики предприятия
увеличение размера ценовой скидки за оплату по наличному расчету;
создание системы стимулов (скидок) для клиентов, приобретающих продукцию предприятия, в целях ускорения оплаты за продукцию (применение предоплаты, досрочная оплата по сравнению с договором, оплата в срок);
создание системы стимулов (скидок) клиентам, увеличивающим объем закупок продукции и своевременно ее оплачивающим;
рассмотрение отношений с клиентами их финансового состояния, потребляющих продукцию предприятия, с точки зрения возникновения возможных рисков и установление в зависимости от них возможных лимитов товарного кредита, предоставляемых каждому клиенту;
разделение поставщиков на категории по степени их важности для деятельности предприятия;
удлинение сроков платежей менее важным поставщикам;
нахождение альтернативных поставщиков, предлагающих более выгодные условия оплаты, или более качественную продукцию, уменьшающих затраты в производстве;
прекращение выплат дивидендов с целью увеличения чистой прибыли, направленной на производственное развитие.
2) сокращение размеров краткосрочных финансовых обязательств, обеспечивающее снижение объема отрицательного денежного потока в краткосрочном периоде:
пересмотр условий кредита (отсрочка выплаты основного долга, снижение процентной ставки), рассмотрение возможности рефинансирования полученного кредита в другом банке;
|
пролонгация краткосрочных финансовых кредитов;
отсрочка расчетов по отдельным формам кредиторской задолженности.
Цель оперативного механизма финансового оздоровления предприятия считается достигнутой если устранена текущая неплатежеспособность и ликвидирована угроза банкротства в текущем периоде, хотя она носит как правило отложенный характер.
Тактический механизмпредставляет собой систему мер, направленных на достижение точки финансового равновесия предприятия в предстоящем периоде.
В процесс реализации тактического механизма реализуются две основные задачи: увеличение объема генерирования собственных финансовых ресурсов, сокращение объема потребления собственных финансовых ресурсов:
1) увеличение объема генерирования собственных финансовых ресурсов:
проведение маркетингового исследования, наблюдений за различными оптовыми ценами за аналогичной продукцией в данном и соседних регионах;
определение групп продуктов, которые наилучшим образом подходят к изменившимся рыночным условиям, определение конкурентных преимуществ своей продукции и возможности извлечения выгоды из них;
поиск сегментов рынка профильной продукции предприятия или технологически - близких видов продукции, на которых существует неудовлетворенный платежеспособный спрос;
информирование потребителей о свойствах продукции, ее качестве, сервисе с упором на "сильные стороны" продукции;
|
формирование сбытовой и дилерской сети (агентские договора, договора с оптовыми покупателями, создание фирменных торговых точек и т.д.);
формирование системы послепродажного обслуживания продукции;
внедрение (применение) системы договоров с гибкими условиями поставки и оплаты (скидки по предоплате, скидки за своевременное и точное исполнение условий договоров, рассрочка платежей на условиях коммерческого кредита и т.д.);
развитие долгосрочных отношений с поставщиками для обеспечения качества поставок и снижения затрат;
сокращение суммы постоянных издержек;
снижение уровня переменных расходов (снижение материалоемкости продукции, энергоемкости, трудоемкости);
осуществление эффективной налоговой политики.
2) сокращение объема потребления собственных финансовых ресурсов: прекращение выплат дивидендов с целью увеличения чистой прибыли, направленной на производственное развитие, остановить инвестиционные проекты, которые стали менее эффективными в результате изменения внешних факторов, рассмотреть возможности возврата большей части вложенных средств; оптимизация объема инвестиционных вложений.