СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ




 

Биологические теории
Сводят природу человека к животному началу. Поведение человека обусловлено его инстинктами (Спенсер - инстинктом выживания, а Фрейд - инстинктом продолжения рода и инстинктом смерти).
Чезаре Ломброзо. Физические черты связаны с характером поведения (преступными наклонностями).Ввел понятие " криминальный тип " как результат деградации человека к более ранним стадиям эволюции.
У.Шелдон. Зависимость личностных черт от строения тела  
Теория развития личности (зеркального Я)
Ч.Кули. Эффект «зеркального отражения» у людей представлений о том, как их оценивают другие  
Марксистская теория
К.Маркс, Ф.Энгельс. Рассматривают личность как продукт общественных отношений, где главными являются материальные (экономические) отношения.  
Психоаналитические теории
Зигмунд Фрейд. Личность в развитии проходит ряд последовательных стадий, заканчивающихся половой зрелостью; на каждой стадии напряженность между «Я » и «Оно ».
Эрик Эриксон. Личность в ходе развития проходит стадии развития связанные с преодолением кризисов (теория кризисного развития).  

Теория развития познания
Жан Пиаже. Способность мыслить развивается по мере прохождения последовательных стадий, каждая из которых способствует овладению новыми навыками  
Теория нравственного развития
Лоренс Кольберг. Развитие личности включает несколько стадий, предполагающих развитие познавательной способности и пониманию чувств других людей.
Поведенческие теории
Б.Скиннер, Дж. Хоманс. Рассматривают личность как система реакций человека на внешние стимулы. Поведение людей обусловливается и контролируется соц. средой через язык, обычаи, соц. институты
Ролевые теории
Опираются на идеи структурного функционализма (Э.Дюркгейма, М.Вебера), где единицей социального анализа является роль, выполняемая индивидом в обществе в зависимости от ожиданий группы, в которую он включен.
Теория предписанных ролей - акцент на относительную четкость требований, предъявляемых к поведению в соответствии с определенным статусом. Здесь главное внимание уделяется способности личности к выполнению этих предписаний и степени соответствия поведения требованиям.
Теория субъективных ролей - выявление ожиданий со стороны личности, т.е. на то как воспринимаются и оцениваются в сознании индивида экспектации (ожидания)
Теория проигрываемых ролей - акцент на проявлении экспектаций и их восприятий в поведении человека  

Джордж Герберт Мид. Акцент на механизмах «научения ролей», освоения ролей в процессах межличностного взаимодействия (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны «значимых» для данного индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Развитие личности включает несколько стадий, связанных с принятием на себя роли др. людей и формированием «Я » и «Меня ».  
Роберт Линтон. Внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций.  

Ральф Дарендорф. Рассматривает человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний, что в свою очередь отражает отчуждение личности.
Толкот Парсонс. Один из первых попытался систематизировать социальные роли. Для любой роли характерен набор следующих пяти характеристик: • эмоциональнаясодержательность; • способ получения роли (предписывание или приобретение); • масштаб; • формализация (строго установленная или размытая); • мотивация.
Джордж Морено. Классифицирует социальные роли: • «психосоматические роли », когда поведение связано с основными биологическими потребностями, определенными культурой; • «психодраматические роли », когда поведение личности определяется согласно конкретных требований данного социального окружения; • «социальные роли », когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории.
Теории ролевых и статусных наборов
Человек рассматривается как совокупность социальных ролей и статусов. Социальная структура личности характеризует как «внешнюю », так и «внутреннюю » соотнесенность человека с социумом:
• «внешняя» (объективная) соотнесенность выражается в системе социальных статусов (как объективного положения человека в обществе) и моделей ролевого поведения (как динамической стороны статусов) - «объективных» позиций личности в социальном мире;
• «внутренняя» (субъективная) соотнесенность представлена совокупностью диспозиций (как субъективно осмысленных позиций) и ролевых ожиданий (как динамической стороны диспозиций) - «субъективные» позиции или субъективный срез статусов.
Роберт Мертон. Индивиды, занимающие те или иные статусы, находятся во взаимодействии с др. партнерами, обладающими разными ожиданиями из-за различий своих позиций в социал. структуре.

Деятельностные теории (культурно-историческая школа Л.С.Выготского /1896-1934/)
Изучение личности, по Л.С.Выготскому, сводится к:
определению доминантного вида деятельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т.д.), системообразующего звена;
выяснению принципа осуществления деятельности - вынужденная или свободная, отчужденная или неотчужденная;
изучению характера связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности;
исследованию уровня осуществления каждого из видов деятельности.  

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.
ОБЪЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ (СОЦИАЛИЗАНТ) - это тот, на кого направлен процесс социализации - отдельные люди или их группы.

 

СУБЪЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ - тот, кто осуществляет процесс социализации - индивид, социальная группа, социальный институт или организация, называемые еще АГЕНТАМИ СОЦИАЛИЗАЦИИ (СОЦИАЛИЗАТОРАМИ)  

 


Различают первичную и вторичную социализацию.

 

  • ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс формирования зрелой личности - от младенчества до формирования социально зрелой личности. Она связана с прямым воздействием на человека его непосредственного окружения, первичных социальных групп: семьи, родственников, ровесников, учебного и трудового коллектива, воспитателей, учителей, руководителя по учебе, работе и т.д.  

 

  • ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ - освоение специфических ролей, связанных с разделением труда, - период социальной зрелости и продолжается всю сознательную жизнь. Онаосуществляется вторичными социальными группами, институтами и организациями - представители государства и его органов (армии, милиции, суда, прокуратуры и др.), предприятий, вузов, школ, СМИ и т.д.  

ПРОЦЕССЫДЕСОЦИАЛИЗАЦИИИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ - отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей.  

 

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ - усвоение новых правил и норм взамен утраченных старых.  

 

 


Процесс социализации включает ряд стадий: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности.

 

СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ

1. СТАДИЯ АДАПТАЦИИ (от рождения до подросткового периода). Некритическое усвоение социального опыта, адаптация, приспособление, подражание.
2. СТАДИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ (появление желания выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения) – подростково-юношеский период. В подростковом возрасте - стадия самоопределения “мир и я” - промежуточная социализация, т.к. все неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) - устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3. СТАДИЯ ИНТЕГРАЦИИ (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если же нет, то возможны следующие исходы: а) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми и обществом; б)изменение себя, “стать как все”; в) внешнее соглашательство, адаптация.
4. ТРУДОВАЯ СТАДИЯ - весь период зрелости человека, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.
5. ПОСЛЕТРУДОВАЯ СТАДИЯ рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

 


Большой вклад в разработку концепта социализации внесла теория символического интеракционизма. Согласно ее основным положениям, содержанием социализации выступает интернализация социальных норм и ценностей. (Маргарет Мид и Чарльз Кули)

 

1) имитация - копирование поведения взрослых людей или представителей реферативной группы, механическое повторение наблюдаемых действий;
2) игра - проигрывание ролей, переход из роли в роль, отстранение от сыгранной роли;
3) групповое членство - осознание детьми ожиданий других людей на основе образа «обобщенного другого», освоение своей роли, но глазами группы, когда работает образ «меня» как механизм осознания ролевого соответствия игрока наблюдателями извне.

 

Концепция 3.Фрейда

(руководствуется биологическими побуждениями /сексуальными влечениями/). Ч етыре стадии, каждая из которых связана с определенной эрогенной зоной:

 

1. оральная - (ребенок получает удовлетворение от жизни через рот - от приема пищи и пр.),
2. анальная (ребенок учится ходить на горшок);
3. фаллическая - (осознание ребенком своей половой принадлежности);
4. генитальная (на этой стадии дети выражают озабоченность проблемами половой близости).

 


Концепция Э.Эриксона

 

На основе фрейдовских идей он предложил ввести критерии психического развития Я, связанных с формированием основных ориентиров по отношению к себе и своему окружению. Согласно критериев психического развития им выделяются

8 стадий человеческого развития и психосоциальных кризисов, переживаемых человеком на протяжении жизни.

Стадии Основные признаки Периоды жизни
1 стадия Доверие-недоверие - грудной возраст (младенчество)
I кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему миру, а во втором, - недоверие к нему.  
2 стадия Автономия-сомнение - возраст 1-2 лет
II кризис связан с первым опытом обучения, с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Слишком строгий или непоследовательный контроль приводит к развитию у ребенка стыда, сомнений, связанных со страхом потерять контроль над собственным организмом.  
3 стадия Инициатива-чувство вины - возраст 3-5 лет
III кризис соответствует 2-ому детству, когда происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, неудачи и безответственность могут привести его к покорности и чувству вины.

Стадии Основные признаки Периоды жизни
4 стадия Трудолюбие-неполноценность - младший школьный возраст (6-11 лет)
IV кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от атмосферы в школе и методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.  
5 стадия Идентификация-диффузия - юность (12-18 лет)
V кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, который он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации могут привести к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.  
6 стадия Интимность-одиночество - начало взрослого периода
VI кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл “работа - рождение детей - отдых”, чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.  

 


Стадии Основные признаки Периоды жизни
7 стадия Творческая активность-застой - средний возраст;
VII кризис, переживаемый человеком в сорокалетнем возрасте, характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося в “интересе к следующему поколению и его воспитанию”. Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью.  
8 стадия Умиротворение-отчаяние-старость - после 50 лет
  • VIII кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути и подведение итогов прошлой жизни и осознание того, что ее как единое целое уже изменить нельзя. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.  



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: