Биологические теории |
Сводят природу человека к животному началу. Поведение человека обусловлено его инстинктами (Спенсер - инстинктом выживания, а Фрейд - инстинктом продолжения рода и инстинктом смерти). |
Чезаре Ломброзо. Физические черты связаны с характером поведения (преступными наклонностями).Ввел понятие " криминальный тип " как результат деградации человека к более ранним стадиям эволюции. |
У.Шелдон. Зависимость личностных черт от строения тела |
Теория развития личности (зеркального Я) |
Ч.Кули. Эффект «зеркального отражения» у людей представлений о том, как их оценивают другие |
Марксистская теория |
К.Маркс, Ф.Энгельс. Рассматривают личность как продукт общественных отношений, где главными являются материальные (экономические) отношения. |
Психоаналитические теории |
Зигмунд Фрейд. Личность в развитии проходит ряд последовательных стадий, заканчивающихся половой зрелостью; на каждой стадии напряженность между «Я » и «Оно ». |
Эрик Эриксон. Личность в ходе развития проходит стадии развития связанные с преодолением кризисов (теория кризисного развития). |
Теория развития познания |
Жан Пиаже. Способность мыслить развивается по мере прохождения последовательных стадий, каждая из которых способствует овладению новыми навыками |
Теория нравственного развития |
Лоренс Кольберг. Развитие личности включает несколько стадий, предполагающих развитие познавательной способности и пониманию чувств других людей. |
Поведенческие теории |
Б.Скиннер, Дж. Хоманс. Рассматривают личность как система реакций человека на внешние стимулы. Поведение людей обусловливается и контролируется соц. средой через язык, обычаи, соц. институты |
Ролевые теории |
Опираются на идеи структурного функционализма (Э.Дюркгейма, М.Вебера), где единицей социального анализа является роль, выполняемая индивидом в обществе в зависимости от ожиданий группы, в которую он включен. |
• Теория предписанных ролей - акцент на относительную четкость требований, предъявляемых к поведению в соответствии с определенным статусом. Здесь главное внимание уделяется способности личности к выполнению этих предписаний и степени соответствия поведения требованиям. |
• Теория субъективных ролей - выявление ожиданий со стороны личности, т.е. на то как воспринимаются и оцениваются в сознании индивида экспектации (ожидания) |
• Теория проигрываемых ролей - акцент на проявлении экспектаций и их восприятий в поведении человека |
Джордж Герберт Мид. Акцент на механизмах «научения ролей», освоения ролей в процессах межличностного взаимодействия (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны «значимых» для данного индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Развитие личности включает несколько стадий, связанных с принятием на себя роли др. людей и формированием «Я » и «Меня ». |
Роберт Линтон. Внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций. |
Ральф Дарендорф. Рассматривает человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний, что в свою очередь отражает отчуждение личности. |
Толкот Парсонс. Один из первых попытался систематизировать социальные роли. Для любой роли характерен набор следующих пяти характеристик: • эмоциональнаясодержательность; • способ получения роли (предписывание или приобретение); • масштаб; • формализация (строго установленная или размытая); • мотивация. |
Джордж Морено. Классифицирует социальные роли: • «психосоматические роли », когда поведение связано с основными биологическими потребностями, определенными культурой; • «психодраматические роли », когда поведение личности определяется согласно конкретных требований данного социального окружения; • «социальные роли », когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории. |
Теории ролевых и статусных наборов |
Человек рассматривается как совокупность социальных ролей и статусов. Социальная структура личности характеризует как «внешнюю », так и «внутреннюю » соотнесенность человека с социумом: |
• «внешняя» (объективная) соотнесенность выражается в системе социальных статусов (как объективного положения человека в обществе) и моделей ролевого поведения (как динамической стороны статусов) - «объективных» позиций личности в социальном мире; |
• «внутренняя» (субъективная) соотнесенность представлена совокупностью диспозиций (как субъективно осмысленных позиций) и ролевых ожиданий (как динамической стороны диспозиций) - «субъективные» позиции или субъективный срез статусов. |
Роберт Мертон. Индивиды, занимающие те или иные статусы, находятся во взаимодействии с др. партнерами, обладающими разными ожиданиями из-за различий своих позиций в социал. структуре. |
Деятельностные теории (культурно-историческая школа Л.С.Выготского /1896-1934/) |
Изучение личности, по Л.С.Выготскому, сводится к: |
• определению доминантного вида деятельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т.д.), системообразующего звена; |
• выяснению принципа осуществления деятельности - вынужденная или свободная, отчужденная или неотчужденная; |
• изучению характера связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности; |
• исследованию уровня осуществления каждого из видов деятельности. |
СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. |
ОБЪЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ (СОЦИАЛИЗАНТ) - это тот, на кого направлен процесс социализации - отдельные люди или их группы. |
СУБЪЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ - тот, кто осуществляет процесс социализации - индивид, социальная группа, социальный институт или организация, называемые еще АГЕНТАМИ СОЦИАЛИЗАЦИИ (СОЦИАЛИЗАТОРАМИ) |
Различают первичную и вторичную социализацию.
• ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс формирования зрелой личности - от младенчества до формирования социально зрелой личности. Она связана с прямым воздействием на человека его непосредственного окружения, первичных социальных групп: семьи, родственников, ровесников, учебного и трудового коллектива, воспитателей, учителей, руководителя по учебе, работе и т.д. |
• ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ - освоение специфических ролей, связанных с разделением труда, - период социальной зрелости и продолжается всю сознательную жизнь. Онаосуществляется вторичными социальными группами, институтами и организациями - представители государства и его органов (армии, милиции, суда, прокуратуры и др.), предприятий, вузов, школ, СМИ и т.д. |
ПРОЦЕССЫДЕСОЦИАЛИЗАЦИИИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ - отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей. |
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ - усвоение новых правил и норм взамен утраченных старых. |
Процесс социализации включает ряд стадий: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности.
СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ
1. СТАДИЯ АДАПТАЦИИ (от рождения до подросткового периода). Некритическое усвоение социального опыта, адаптация, приспособление, подражание. |
2. СТАДИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ (появление желания выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения) – подростково-юношеский период. В подростковом возрасте - стадия самоопределения “мир и я” - промежуточная социализация, т.к. все неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) - устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. |
3. СТАДИЯ ИНТЕГРАЦИИ (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если же нет, то возможны следующие исходы: а) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми и обществом; б)изменение себя, “стать как все”; в) внешнее соглашательство, адаптация. |
4. ТРУДОВАЯ СТАДИЯ - весь период зрелости человека, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность. |
5. ПОСЛЕТРУДОВАЯ СТАДИЯ рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. |
Большой вклад в разработку концепта социализации внесла теория символического интеракционизма. Согласно ее основным положениям, содержанием социализации выступает интернализация социальных норм и ценностей. (Маргарет Мид и Чарльз Кули)
1) имитация - копирование поведения взрослых людей или представителей реферативной группы, механическое повторение наблюдаемых действий; |
2) игра - проигрывание ролей, переход из роли в роль, отстранение от сыгранной роли; |
3) групповое членство - осознание детьми ожиданий других людей на основе образа «обобщенного другого», освоение своей роли, но глазами группы, когда работает образ «меня» как механизм осознания ролевого соответствия игрока наблюдателями извне. |
Концепция 3.Фрейда
(руководствуется биологическими побуждениями /сексуальными влечениями/). Ч етыре стадии, каждая из которых связана с определенной эрогенной зоной:
1. оральная - (ребенок получает удовлетворение от жизни через рот - от приема пищи и пр.), |
2. анальная (ребенок учится ходить на горшок); |
3. фаллическая - (осознание ребенком своей половой принадлежности); |
4. генитальная (на этой стадии дети выражают озабоченность проблемами половой близости). |
Концепция Э.Эриксона
На основе фрейдовских идей он предложил ввести критерии психического развития Я, связанных с формированием основных ориентиров по отношению к себе и своему окружению. Согласно критериев психического развития им выделяются
8 стадий человеческого развития и психосоциальных кризисов, переживаемых человеком на протяжении жизни.
Стадии | Основные признаки | Периоды жизни |
1 стадия | Доверие-недоверие | - грудной возраст (младенчество) |
• I кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему миру, а во втором, - недоверие к нему. | ||
2 стадия | Автономия-сомнение | - возраст 1-2 лет |
• II кризис связан с первым опытом обучения, с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Слишком строгий или непоследовательный контроль приводит к развитию у ребенка стыда, сомнений, связанных со страхом потерять контроль над собственным организмом. | ||
3 стадия | Инициатива-чувство вины | - возраст 3-5 лет |
• III кризис соответствует 2-ому детству, когда происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, неудачи и безответственность могут привести его к покорности и чувству вины. |
Стадии | Основные признаки | Периоды жизни |
4 стадия | Трудолюбие-неполноценность | - младший школьный возраст (6-11 лет) |
• IV кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от атмосферы в школе и методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей. | ||
5 стадия | Идентификация-диффузия | - юность (12-18 лет) |
• V кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, который он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации могут привести к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах. | ||
6 стадия | Интимность-одиночество | - начало взрослого периода |
• VI кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл “работа - рождение детей - отдых”, чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе. |
Стадии | Основные признаки | Периоды жизни |
7 стадия | Творческая активность-застой | - средний возраст; |
• VII кризис, переживаемый человеком в сорокалетнем возрасте, характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося в “интересе к следующему поколению и его воспитанию”. Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью. | ||
8 стадия | Умиротворение-отчаяние-старость | - после 50 лет |
• VIII кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути и подведение итогов прошлой жизни и осознание того, что ее как единое целое уже изменить нельзя. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново. |