| Ø семья |
| Ø групп сверстников и друзей |
| Ø детские дошкольные учреждения и школа |
| Ø высшие и средние специальные учебные заведения |
| Ø СМИ |
| Ø трудовые коллективы |
| Ø ассоциации по интересам |
| Ø армия |
| Ø церковь |
ТИПЫЛИЧНОСТИ
| • Еще в глубокой древности делались попытки выделить основные типы характеров и темпераментов человека с целью воздействия на него. Так, согласно Аюрведе и Чжуд-ши тело человека состоит из пяти элементов – ¨ эфира (пространства), ¨ воздуха (ветра), ¨ огня (жара), ¨ воды (жидкости) и ¨ земли (твердого вещества). На этом основании выделяются основные психосоматические типы - доши. ¨ Из эфира и воздуха образуется Вата, ¨ из огня и воды - Пита, ¨ из земли и воды - Капха. Эти три типа управляют всеми биологическими и психологическими функциями человека. ¨ Вата контролирует движения, ¨ Пита заведует обменом веществ, ¨ Капха поддерживает конституцию организма и форму его органов. Всего существует семь ярко выраженных типов людей, в т.ч. ¨ три типа монодошных («Желчь», «Ветер», «Слизь»); ¨ три типа двудошных («Ветер-Желчь», «Ветер-Слизь» и «Желчь - Слизь»), ¨ один тип уравновешенных людей, у которых все доши занимают относительно равные доли. |
| В Древнем Риме еще во II в. до н.э. можно встретить описание четырех основных темпераментов человека: ¨ холерический (греч. chol - желчь); ¨ меланхолический (греч. melas chol - черная желчь); ¨ сангвинический (лат. sanguis - кровь) и ¨ флегматический (греч. phlegma - лимфа). |
В психологических учениях XX в. наиболее известны типологии Э.Шпрангера, К. Хорни, Юнга и Фромма. Так, немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер (1882-1963), описал 6 типов личности, каждому из которых соответствует определенный вид активности:
| • теоретический (стремление к раскрытию истины, рационализм и критический подход); |
| • экономический (стремление к выгоде и практичность); |
| • эстетический (стремление к гармонии и образному построению мира); |
| • социальный (любовь к людям, склонность к самопожертвованию и служению людям); |
| • политический (любовь к власти и лидерству); |
| • религиозный (поиск смысла жизни и единства мироздания, вера в сверхъестественное). |
| У Э.Фромма типы личности исследуются сквозь призму характеров |
| ¨ • рецептивный, |
| ¨ • эксплуатирующий, |
| ¨ • накапливающий, |
| ¨ • рыночный |
| ¨ • продуктивный. |
| В зависимости от повышения или понижения активности |
| • инициативной личности, опирающейся на ответственность; |
| • инициативной личности, не опирающейся на механизмы ответственности; |
| • безынициативной, пассивной личности. |
| В зависимости от их ценностных ориентаций: |
| ¨ традиционалисты - ориентированы на ценности долга, дисциплины, законопослушания; уровень самостоятельности, креативности, самореали зации низкий; |
| ¨ идеалисты - критически относятся к традиционным нормам; твердая установка на саморазвитие; |
| ¨ фрустрированный тип - характеризуется низкой самооценкой, угнетенным самочувствием; |
| ¨ гедонистические материалисты - ориентированы на удовлетворение потребительских желаний; |
| ¨ реалисты - сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем |
Среди представителей социальной и культурной антропологии известны типы личности Р.Липтона, А.Каринера, М.Мид. Так, Ральф Липтон является не только одним из создателей ролевой теории личности, но и автором концепций базисной личности и статусной личности.
| БАЗИСНАЯ ЛИЧНОСТЬ - особый тип интеграции индивида в культурную среду на основе опыта социализации членов данной общности. Базисная структура личности передается из поколения в поколение посредством культуры. |
| СТАТУСНАЯ ЛИЧНОСТЬ - совокупность стандартизированных ролей, закрепленных за определенным статусом Конфигурация личности, свойственная большинству индивидов данного общества, занимающих данный статус. |
В дальнейшем концепция базисной личности была пересмотрена. С целью эмпирического обоснования базисных характеристик было введено понятие «модальная личность ». Ее авторами считают Франца Боаса (1858-1942) и Киру Дюбуа (р. 1903).
| МОДАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ - это наиболее часто встречающийся в данной культуре тип личности, а не базисная структура, разделяемая членами данного общества. |
Р.Мертон разработал социологическую типологию поведения личности в зависимости от отношения к целям и средствам, выделяя несколько его классов:
| • конформист - лояльный член общества, принимающий одобряемые в нем культурные цели и институциональные средства; |
| • новатор - член общности, достигающий своих целей неинституциональными (незаконными) средствами; |
| • ритуалист - человек, абсолютизирующий средства и игнорирующий цели ради осуществления деятельности; |
| • изолированный тип - личность, которая отходит (изолируется) как от культурных целей, так и от институциональных средств; |
| • мятежник - личность, отступившая от целей и средств, принятых в обществе, и противопоставившая им другие ценности и нормы. |
Р.Дарендорф, опираясь на термин Аристотеля homo politicus («животное общественное») и подчеркивая, что личность есть продукт развития культуры, социальных условий, дал свою типологию личностей, пользуется термином homo sociologicus:
| • homo faber - человек трудящийся (личность, создающая общественно полезные блага, напр., крестьянин, воин, политик и пр.) - в традиционном обществе; |
| • homo consumer - человек потребляющий (личность, сформированная массовым потреблением) |
| • homo universalis - человек универсальный (личность, способная заниматься разными видами деятельности, в концепции К.Маркса - меняющий всевозможные занятия); |
| • homo soveticus - человек тоталитарный (личность, зависящая от тоталитарного государства). |