Личность есть системное социальное качество человека.




Тема 6.

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Человек как объект и предмет социологии. Понятие личности.

Структура и концепции развития личности.

Социализация личности.

Социальные типологии личности


• представители теологии смысл земной жизни человека усматривали в подготовке к загробной жизни путем веры в Бога, в Его постижение. Так, Августин считал, что освобождение человека от его греховной природы возможно через веру в Бога, являющуюся результатом Божественного Откровения. Напротив, у Аквината, вера в возможность постижения существования Бога возможна с помощью не Божественного Откровения, а рациональных процессов;
в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) появилсяиндивидуализм как мировоззрение. Эта эпоха пытается реабилитировать естественные радости земного существования в качестве смысла жизни человека. Человек видит цель жизни в самом себе, а ее смысл - в получении удовольствия;
• гуманистические идеи Возрождения развивались в эпоху Просвещения (XVIII-XIX вв.). И.Кант видел смысл жизни человека в развитии его как самоцели. Однако достигать своего счастья человек может лишь согласно универсальных моральных законов. Человека никогда нельзя использовать как средство для достижения чужого счастья;
• по теории утилитаризма (И.Бентам, Дж.Милль) цель и смысл жизни определялись по принципу " как можно больше счастья как можно большему числу людей ". Был определен порядок " расчета счастья ", который выводился из соотношения удовольствия и страдания. На основе данного принципа предполагалось разрабатывать законы в государстве. Милль разделил все удовольствия на высшие (интеллектуальные) и низшие (плотские);
• русская философская мысль видела цель жизни в духовном совершенствовании человека, а смысл - в любви к людям;
• экзистенциализм в сер. XX в. обосновал понятие субъективнойцели, основанной на индивидуальном опыте. Каждый индивид сам для себя определяет цель и смысл жизни, которые заключаются в существовании, т.е. выборе каждым своего бытия и ответственности за свое будущее.

В повседневном и научном языке часто встречаются термины: «человек », «индивид », «индивидуальность », «личность ».

 

1. «ЧЕЛОВЕК » - понятие самое общее, родовое, указывающее на принадлежность данной особи к человеческому роду - высшей ступени развития живой природы, генетически связанной с другими формами жизни.

ЧЕРТЫ, ОТЛИЧАЮЩИХ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ОТ

ОСТАЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННОГО МИРА

 

1) Человек - существо мыслящее (homo sapiens).
2) Человек - существо общественное (homo politicus).
3) Человек - существо творческое.
4) Человек - существо духовное.

 

ЧЕЛОВЕКодин из представителей человеческого рода, ведущее свое происхождение с момента выделения homo sapiens.

 

Человек - существо биосоциальное.

Как живое существо он подчиняется основным биологическим и физиологическим законам. Но в отличие от других живых существ он обладает членораздельной речью, разумом, сознанием, потребностью и способностью к практической деятельности. Именно с этих позиций рассматривает человека как личность философия.


2. В противоположность термину человек как представителя человеческого рода вообще понятие

Ø ИНДИВИД (лат. individ - неделимый, конечный)характеризует конкретного человека как единичного представителя человеческого рода, носителя всех социальных и психологических черт человечества, или Ø отдельного, обособленного члена социальной общностисо всеми присущими ему чертами, качествами, позволяющими отличать его от других людей.  

 


ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это совокупность черт, отличающих одного индивида от других на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.

 

Этому аспекту личности много внимания уделяет наука психология, котораяисследует «внутренний мир » людей, представленный совокупностью эмоций, чувств, познавательных и иных психических процессов.

 

 


 

Понятие ЛИЧНОСТЬ вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на активном социальном начале.

 

Социальная сущность личности заключается в том, что в процессе взаимодействия личности и общества человек выступает как продукт социальной среды и одновременно как активный субъект, оказывающий влияние на общество.

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫСОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Личность есть системное социальное качество человека.

2. Социальные качества человека:

1) целенаправленная деятельность;

2) социальные статусы и социальные роли;

3) ценности и нормы;

4) знания;

5) содержание и уровень профессионально подготовки;

6) мировоззрение, ценностные ориентации;

7) мера социальной активности и самостоятельности.

3. Социология изучает человека, как личность, в аспекте его связей с социумом, включенности в общественные институты.

4. Всеобщее в личности представлено родовыми социальными качествами;

особенное - мерой их персонификации индивидом;

единичное - характерными для конкретной личности свойствами, качествами, определяющими ее индивидуально-неповторимый облик, манеры, стиль.

5. Личность в социологии понимается как объект и субъект социальных связей, отношений.

6. Личностные качества человека не являются врожденными. Личностью становятся, включаясь в социальный мир. Личность не является статичной, неизменной, она изменяется и развивается.


ЛИЧНОСТЬ - это субъект социальных отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально значимых черт, характеризующих его как члена общества или общности.

Основныефакторы, определяющие социальную сущность личности

• накопленные обществом знания, опыт, обычаи, традиции; • совокупность общественных отношений; • общественная мораль; • государственное право; • социальный статус и социальная роль личности в обществе.

 

ТИПЫЛЮДЕЙ

• социально-исторический; • социально-классовый; • профессиональный (рабочий, инженер, бизнесмен); • этно-национальный (русский, украинец, татарин); • гражданский (китаец, россиянин, американец); • расовый (негроид, европеоид, монголоид); • общесоциальный (городской, деревенский жители, молодежь, пенсионеры); • психоневрологический (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик).

 

На процесс формирования личности влияют БИОЛОГИЧЕСКИЕ, ФИЗИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ:

1) биологическая наследственность;
2) физическое окружение;
3) культура;
4) групповой опыт;
5) уникальный индивидуальный опыт.

Обобщенно можно сказать, что человек представляет собой многоуровневую систему, опирающуюся на частные понятия «родовой человек», индивид, индивидуальность и личность, которые фиксируют сущность человека и личности.


СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

как СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(общая для психологии и социологии) на основе последовательного применения деятельностного подхода и принципа единства всеобщих (родовых), особенных (индивидных) и единичных (уникальных) качеств.

 

1) система общего ориентирования - направляет поведение человека во времени и пространстве (жизненные смыслы, ориентации и стратегии);  
2) система мотивации - оказывает стимулирующее и активизирующее воздействие на его поведение (потребности, интересы и мотивы);  
3) система целеполагания и волевого решения - обеспечивает устойчивые ориентации личности соответствующими решениями (цели и решения);  
4) технологическая система - обеспечивает реализацию его ориентации необходимыми способами и средствами деятельности (поведенческие технологии);  
5) поведенческая система - раскрывает потенциал субъекта в поведении (реальные акты поведения);  
6) рефлексивная система - регулирует и контролирует как сам «запуск», так и другие стадии деятельности (рефлексивное отражение).  

 


КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА

( человек рассматривается как система нужд, а общество - как система запретов /табу/)

 

 

В е р х н и й с л о й

Сверх-Я - Супер-Эго оценочный компонент, складывающийся под воздействием общества

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

С р е д н и й с л о й

Я - Эго сфера сознания Социальное поведение

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Н и ж н и й с л о й

Оно-Ид бессознательные импульсы

 

 

Ø верхний (Сверх-Я - Супер-Эго) - оценочный компонент, складывающийся под воздействием общества (нормы общества, воспринятые человеком), развивающая система личности, осуществляющая функции морального самоконтроля и репрезентирующая ценности и идеалы общества - социальная составляющая.Сверх-Я ” - это внутренний “надзиратель”, “критик”, источник нравственного самоограничения личности. Этот слой психики личности формируется в основном бессознательно в процессе воспитания, проявляясь в виде совести.  
Ø средний слой (Я - Эго) - сфера сознания (исполнительный орган личности, посредник между запросами организма и условиями среды). Главное его предназначение - сохранение и воспроизводство организма - психологическая составляющая. Здесь управляет принцип реальности, заставляющий человека слушаться рассудка.  
Ø низший слой (Оно-Ид) - бессознательные импульсы, «родовые воспоминания » - сфера подсознательного (бессознательного) (врожденные состояния и инстинкты человека, являющиеся источником психической энергии) - биологическая составляющая. Здесь особо выделяются либидозная (интимные побуждения) и агрессивная составляющие. Подсознанием правит принцип удовольствия  

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ по П.Сорокину

 

 

  Ø Наверху находится сверхсознание - сфера связи человека с Абсолютом, с Богом, в результате которой осуществляется укоренение человека в абсолютные ценности.  
  Ø Над ним возвышается Я (сфера сознания), которая разворачивается в горизонтальной плоскости всего многообразия социальных отношений, базирующихся на относительных ценностях.  
  Ø Низший слой (Оно-Ид)занимает большую часть человеческой личности.  

 

 


СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ по Карла Юнга

(личность состоит из нескольких дифференцированных систем)

 

  •бессознательное, которое многослойно и состоит из двух слоев:
¨ личное бессознательное (индивидуальные переживания, подавленные и вытесненные из сферы сознания) и его комплексы («ядро» этого слоя - организованная группа чувств и инстинктов);
¨ коллективное бессознательное (ведущая система, выступающая в качестве хранилища скрытых воспоминаний, унаследованных от предков) и его архетипы* - врожденный и более глубокий слой;
• эго (сознательный ум, центр сознания);
• установки (интроверсия и экстраверсия);  
• самость (центр всей личности);  
• функции (мышление, чувство, ощущение и интуиция).  
* архетипы - универсальные мыслительные формы или идеи, древние фундаментальные структуры, составляющие социальный генокод, сформированный множеством поколений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: