Тема 6.
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Человек как объект и предмет социологии. Понятие личности.
Структура и концепции развития личности.
Социализация личности.
Социальные типологии личности
• представители теологии смысл земной жизни человека усматривали в подготовке к загробной жизни путем веры в Бога, в Его постижение. Так, Августин считал, что освобождение человека от его греховной природы возможно через веру в Бога, являющуюся результатом Божественного Откровения. Напротив, у Аквината, вера в возможность постижения существования Бога возможна с помощью не Божественного Откровения, а рациональных процессов; |
• в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) появилсяиндивидуализм как мировоззрение. Эта эпоха пытается реабилитировать естественные радости земного существования в качестве смысла жизни человека. Человек видит цель жизни в самом себе, а ее смысл - в получении удовольствия; |
• гуманистические идеи Возрождения развивались в эпоху Просвещения (XVIII-XIX вв.). И.Кант видел смысл жизни человека в развитии его как самоцели. Однако достигать своего счастья человек может лишь согласно универсальных моральных законов. Человека никогда нельзя использовать как средство для достижения чужого счастья; |
• по теории утилитаризма (И.Бентам, Дж.Милль) цель и смысл жизни определялись по принципу " как можно больше счастья как можно большему числу людей ". Был определен порядок " расчета счастья ", который выводился из соотношения удовольствия и страдания. На основе данного принципа предполагалось разрабатывать законы в государстве. Милль разделил все удовольствия на высшие (интеллектуальные) и низшие (плотские); |
• русская философская мысль видела цель жизни в духовном совершенствовании человека, а смысл - в любви к людям; |
• экзистенциализм в сер. XX в. обосновал понятие субъективнойцели, основанной на индивидуальном опыте. Каждый индивид сам для себя определяет цель и смысл жизни, которые заключаются в существовании, т.е. выборе каждым своего бытия и ответственности за свое будущее. |
В повседневном и научном языке часто встречаются термины: «человек », «индивид », «индивидуальность », «личность ».
|
1. «ЧЕЛОВЕК » - понятие самое общее, родовое, указывающее на принадлежность данной особи к человеческому роду - высшей ступени развития живой природы, генетически связанной с другими формами жизни.
ЧЕРТЫ, ОТЛИЧАЮЩИХ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ОТ
ОСТАЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННОГО МИРА
1) Человек - существо мыслящее (homo sapiens). |
2) Человек - существо общественное (homo politicus). |
3) Человек - существо творческое. |
4) Человек - существо духовное. |
ЧЕЛОВЕК – один из представителей человеческого рода, ведущее свое происхождение с момента выделения homo sapiens. |
Человек - существо биосоциальное.
Как живое существо он подчиняется основным биологическим и физиологическим законам. Но в отличие от других живых существ он обладает членораздельной речью, разумом, сознанием, потребностью и способностью к практической деятельности. Именно с этих позиций рассматривает человека как личность философия.
2. В противоположность термину человек как представителя человеческого рода вообще понятие
Ø ИНДИВИД (лат. individ - неделимый, конечный)характеризует конкретного человека как единичного представителя человеческого рода, носителя всех социальных и психологических черт человечества, или Ø отдельного, обособленного члена социальной общностисо всеми присущими ему чертами, качествами, позволяющими отличать его от других людей. |
|
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это совокупность черт, отличающих одного индивида от других на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. |
Этому аспекту личности много внимания уделяет наука психология, котораяисследует «внутренний мир » людей, представленный совокупностью эмоций, чувств, познавательных и иных психических процессов.
Понятие ЛИЧНОСТЬ вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на активном социальном начале.
Социальная сущность личности заключается в том, что в процессе взаимодействия личности и общества человек выступает как продукт социальной среды и одновременно как активный субъект, оказывающий влияние на общество.
КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫСОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Личность есть системное социальное качество человека.
2. Социальные качества человека:
1) целенаправленная деятельность;
2) социальные статусы и социальные роли;
3) ценности и нормы;
4) знания;
5) содержание и уровень профессионально подготовки;
6) мировоззрение, ценностные ориентации;
7) мера социальной активности и самостоятельности.
|
3. Социология изучает человека, как личность, в аспекте его связей с социумом, включенности в общественные институты.
4. Всеобщее в личности представлено родовыми социальными качествами;
особенное - мерой их персонификации индивидом;
единичное - характерными для конкретной личности свойствами, качествами, определяющими ее индивидуально-неповторимый облик, манеры, стиль.
5. Личность в социологии понимается как объект и субъект социальных связей, отношений.
6. Личностные качества человека не являются врожденными. Личностью становятся, включаясь в социальный мир. Личность не является статичной, неизменной, она изменяется и развивается.
ЛИЧНОСТЬ - это субъект социальных отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально значимых черт, характеризующих его как члена общества или общности. |
Основныефакторы, определяющие социальную сущность личности
• накопленные обществом знания, опыт, обычаи, традиции; • совокупность общественных отношений; • общественная мораль; • государственное право; • социальный статус и социальная роль личности в обществе. |
ТИПЫЛЮДЕЙ
• социально-исторический; • социально-классовый; • профессиональный (рабочий, инженер, бизнесмен); • этно-национальный (русский, украинец, татарин); • гражданский (китаец, россиянин, американец); • расовый (негроид, европеоид, монголоид); • общесоциальный (городской, деревенский жители, молодежь, пенсионеры); • психоневрологический (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик). |
На процесс формирования личности влияют БИОЛОГИЧЕСКИЕ, ФИЗИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ:
1) биологическая наследственность; |
2) физическое окружение; |
3) культура; |
4) групповой опыт; |
5) уникальный индивидуальный опыт. |
Обобщенно можно сказать, что человек представляет собой многоуровневую систему, опирающуюся на частные понятия «родовой человек», индивид, индивидуальность и личность, которые фиксируют сущность человека и личности.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
как СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(общая для психологии и социологии) на основе последовательного применения деятельностного подхода и принципа единства всеобщих (родовых), особенных (индивидных) и единичных (уникальных) качеств.
1) система общего ориентирования - направляет поведение человека во времени и пространстве (жизненные смыслы, ориентации и стратегии); |
2) система мотивации - оказывает стимулирующее и активизирующее воздействие на его поведение (потребности, интересы и мотивы); |
3) система целеполагания и волевого решения - обеспечивает устойчивые ориентации личности соответствующими решениями (цели и решения); |
4) технологическая система - обеспечивает реализацию его ориентации необходимыми способами и средствами деятельности (поведенческие технологии); |
5) поведенческая система - раскрывает потенциал субъекта в поведении (реальные акты поведения); |
6) рефлексивная система - регулирует и контролирует как сам «запуск», так и другие стадии деятельности (рефлексивное отражение). |
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА
( человек рассматривается как система нужд, а общество - как система запретов /табу/)
В е р х н и й с л о й
Сверх-Я - Супер-Эго | оценочный компонент, складывающийся под воздействием общества |
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
С р е д н и й с л о й
Я - Эго | сфера сознания | Социальное поведение |
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Н и ж н и й с л о й
Оно-Ид | бессознательные импульсы |
Ø верхний (Сверх-Я - Супер-Эго) - оценочный компонент, складывающийся под воздействием общества (нормы общества, воспринятые человеком), развивающая система личности, осуществляющая функции морального самоконтроля и репрезентирующая ценности и идеалы общества - социальная составляющая. “ Сверх-Я ” - это внутренний “надзиратель”, “критик”, источник нравственного самоограничения личности. Этот слой психики личности формируется в основном бессознательно в процессе воспитания, проявляясь в виде совести. |
Ø средний слой (Я - Эго) - сфера сознания (исполнительный орган личности, посредник между запросами организма и условиями среды). Главное его предназначение - сохранение и воспроизводство организма - психологическая составляющая. Здесь управляет принцип реальности, заставляющий человека слушаться рассудка. |
Ø низший слой (Оно-Ид) - бессознательные импульсы, «родовые воспоминания » - сфера подсознательного (бессознательного) (врожденные состояния и инстинкты человека, являющиеся источником психической энергии) - биологическая составляющая. Здесь особо выделяются либидозная (интимные побуждения) и агрессивная составляющие. Подсознанием правит принцип удовольствия |
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ по П.Сорокину
Ø Наверху находится сверхсознание - сфера связи человека с Абсолютом, с Богом, в результате которой осуществляется укоренение человека в абсолютные ценности. |
Ø Над ним возвышается Я (сфера сознания), которая разворачивается в горизонтальной плоскости всего многообразия социальных отношений, базирующихся на относительных ценностях. |
Ø Низший слой (Оно-Ид)занимает большую часть человеческой личности. |
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ по Карла Юнга
(личность состоит из нескольких дифференцированных систем)
•бессознательное, которое многослойно и состоит из двух слоев: |
¨ личное бессознательное (индивидуальные переживания, подавленные и вытесненные из сферы сознания) и его комплексы («ядро» этого слоя - организованная группа чувств и инстинктов); |
¨ коллективное бессознательное (ведущая система, выступающая в качестве хранилища скрытых воспоминаний, унаследованных от предков) и его архетипы* - врожденный и более глубокий слой; |
• эго (сознательный ум, центр сознания); |
• установки (интроверсия и экстраверсия); |
• самость (центр всей личности); |
• функции (мышление, чувство, ощущение и интуиция). |
* архетипы - универсальные мыслительные формы или идеи, древние фундаментальные структуры, составляющие социальный генокод, сформированный множеством поколений. |