ПЛАН
Цели, задачи и критерии оценки.
Методы и процедуры оценки руководителей и специалистов.
Цель и задачи аттестации персонала.
Порядок проведения аттестации.
Новые слова и термины:
Деловая оценка, характеристика, аттестация, деловой портрет.
Совершенствование практики подбора и расстановки кадров, стимулирования их труда, продвижения работников, повышения их квалификации связано с объективной, построенной на научной основе деловой оценкой работников.
Оценка, касается всех категорий работников, хотя значимость её для отдельных категорий далеко не одинакова. Оценка персонала как важный вид работ в составе управления персоналом, прежде всего, касается руководителей, специалистов и служащих.
Оценка персонала происходит непрерывно, но важной формой оценки является аттестация, проводящаяся периодически. По результатам аттестации принимаются решения в отношении каждого аттестуемого.-
Специалисты в области менеджмента обязаны разбираться в принципах и методах оценки и аттестации персонала.
Оценка работника — представляет собой процедуру, проводимую с целью выявления степени соответствия личных качеств работника, количественных и качественных результатов его деятельности определенным требованиям, предъявляемым должностными обязанностями, характером и содержанием труда, а также требованиям, обусловленным эффективной организацией производства, использованием наиболее рациональных методов работы, технических средств и т. д.
Задачи оценки:
• оценка потенциальных возможностей работника;
• оценка профессиональной компетенции;
• оценка возможностей реализации потенций;
|
• оценка соответствия процесса выполнения работы запроектированному;
• оценка соответствия результатов труда нормативным требованиям, запланированным показателям, поставленным целям;
• стимулирование работника.
Решение задач оценки позволяет:
• совершенствовать расстановку кадров путем подбора наиболее подходящих кандидатур на ту или иную должность;
• улучшать использование кадров, осуществлять их служебно-квалификационное продвижение;
• выявлять направленность повышения квалификации работников;
• стимулировать их трудовую деятельность;
• совершенствовать формы и методы работы руководителей;
• формировать положительное отношение к труду, обеспечивать удовлетворенность трудом и др.
На результатах оценки кадров базируются:
1. Подбор кадров
• оценка личных качеств претендентов;
• оценка квалификации претендентов.
2. Определение степени соответствия занимаемой должности
• переаттестация работников;
• анализ рациональности расстановки кадров;
•оценка полноты и четкости исполнения должностных обязанностей;
•оценка после стажировки, испытательного срока.
3. Улучшение использования кадров
•определение степени загрузки работников, использование в соответствии с квалификацией;
•совершенствование организации управленческого труда.
4. Выяснение вклада работников в результаты организации
• организация поощрения работников;
• установление меры взыскания.
5.Продвижение работников, необходимость повышения квалификации
• прогнозирование продвижения по службе работников;
|
• формирование резерва на выдвижение;
• отбор для выполнения ответственных заданий;
• необходимость повышения квалификации и ее направленность;
• разработка программ повышения квалификации работников управления;
• оценка эффективности обучения и повышения квалификации.
6. Улучшение структуры аппарата управления
• обоснование численности аппарата управления, специалистов и служащих в подразделении;
• проверка нормативов численности;
• обоснование структуры кадров по должностям, уровню квалификации;
• разработка и уточнение должностных инструкций.
7. Совершенствование управления
• совершенствование стиля и методов управления;
• повышение ответственности работников;
• укрепление взаимосвязи руководителей и подчиненных.
Деловая оценка должна соответствовать таким требованиям, как:
• объективность — достаточно полная система показателей, охват достаточно длительного периода работы и учет динамики результатов деятельности на протяжении этого периода;
• оперативность — своевременность и быстрота оценки, регулярность ее проведения;
• гласность — широкое ознакомление работников с порядком и методами проведения оценки, доведение ее результатов до всех заинтересованных лиц;
• демократизм — участие общественности, привлечение к оценке коллег и подчиненных;
• единство требований оценки для всех лиц однородной должности;
• простота, четкость и доступность процедуры оценки;
• результативность — обязательное и оперативное принятие действенных мер по результатам оценки;
• механизация и автоматизация процедуры оценки.