Метод делового портрета, разработанный в 1972, году В.К. Тарасовым, используется в персонал-менеджменте для формализованной объективной оценки и аттестации специалистов и руководителей. Деловой портрет состоит из составленных с помощью компьютера 16 фраз. Фразы отбираются экспертами: по одной из шести соответствующих каждому из 80, признаков, используемых для аттестации работника. Портрет должен создавать в воображении читающего живой образ конкретного человека, чтобы возникло ощущение знакомства с ним. Очевидность портрета должна показывать, а не доказывать сильные и слабые стороны работника, объяснять возможное его поведение и провоцировать конкретные управленческие решения.
Метод делового портрета существенно дополняется биографическим методом. В центре биографического исследования изучение течения всей жизни человека, ее внутренней динамики, ее «встроенности» в социум, субъективного управления и приобретенного опыта. При этом биографическое исследование 1 должно давать взгляд на жизнь индивида в целом; учитывать взаимосвязь индивидуальной истории жизни и истории общества; осмысливать интерпретационную активность исследуемых. Биографическое исследование предполагает, что все события в жизни индивида не являются как чисто случайными, так и результатом воплощения чисто субъективных замыслов. Правила личностной активности не осознаваемы в отдельных действиях, а сфера их влияния — жизнь в целом.
В исследовании Р. Тернера была поставлена задача: сравнить публичные биографии руководящих работников фирм, дающие представление о различных способах сделать карьеру: посредством покровительства или же соревнования. Проводились исследования «рекламных» биографий в популярных журналах. Специальные запросы посылались в ведущие американские и английские фирмы. Биографии анализировались по 10 тематическим рубрикам: дата и место рождения, происхождение, образование, профессиональный путь, общественная деятельность, профессиональные и связанные с ними качества, вознаграждения, личные качества, проведение досуга и место жительства. Контент-анализу были подвергнуты перечни наград и других поощрений, призванных создать впечатление о преуспевающей личности, о «культуре» продвижения в карьере.
|
Анализу автобиографий или описаний жизни в хронологическом порядке большое внимание уделяют специалисты по персоналу в Германии. Считается, что автобиография — это документ, наиболее пригодный для достаточно быстрого анализа профессионально-личностного развития и становления кандидата на должность. Большинство специалистов практически склоняется к единой структуре автобиографии, содержащей следующие позиции: имя, фамилия; место жительства; дата и место рождения; семейное положение; школьное образование (с результатами экзаменов); профессиональное образование (с результатами экзаменов); работа по профессии; профессиональный опыт и профессиональные способности; повышение квалификации, языковые знания.
Основным документом, характеризующим аттестуемого является характеристика. Она содержит описание специфических чёрт, свойств, присущих личности аттестуемого. В тексте характеристики указывается: Ф.И.О., год рождения, образование, занимаемая должность, структурное подразделение, стаж работы на предприятии, деловые качества, отношение к работе, профессиональный рост, наличие правительственных наград и поощрений, целевое назначение характеристики.
|
В характеристике содержатся сведения:
• как аттестуемый сотрудник справляется с возложенными на него должностной инструкцией обязанностями;
• степень его подготовленности к выполнению обязанностей по занимаемой должности;
• способность и склонность к руководящей, инженерно-технической, научной работе;
• умение планировать и контролировать свою работу и работу подчиненных;
• достигнуто ли выполнение им заданий в установленные сроки;
• качество выполненных работ, степень самостоятельности при их выполнении;
• инициативность, использование передовых методов труда, наличие элементов творчества, личный вклад в развитие науки и техники, знание достижений зарубежной науки и техники, производства;
• повышение своей профессиональной квалификации.
В характеристике на руководителя отражаются его организаторские способности и умение работать с людьми, состояние дисциплины в возглавляемом коллективе, объем, сложность и качество выполняемых работ, а также конечные результаты труда.
Оценивая личные качества, необходимо отметить основные черты характера, авторитет в коллективе, оперативность и аккуратность в решении вопросов, вежливость и тактичность в обращении с начальниками, подчиненными, равными по должности, дисциплинированность, индивидуальные склонности и привычки, отношение к критике, самокритичность, состояние здоровья и т. д.
|
В характеристике отражаются и недостатки, недоработки, которые необходимо устранить. Отмечается DO степень выполнения замечаний по прошлой аттестации. В заключение даются обоснованные конкретные предложения.
Порядок организации и проведения аттестации приведен в Постановлении Министерства труда РФ от 12.10.92. № 23, которым объявлено «Положение о порядке проведения аттестации государственных служащих органов исполнительной власти», Постановлением Министерства труда РФ и Министерства юстиции РФ от 23.10.92 № 27 «Об утверждении основных положений о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании».
1. Оценка работника — представляет собой процедуру, проводимую с целью выявления степени соответствия личных качеств работника, количественных и качественных результатов его деятельности определенным требованиям, предъявляемым должностными обязанностями, характером и содержанием труда, а также требованиям, обусловленным эффективной организацией производства, использованием наиболее рациональных методов работы, технических средств и т. д.
2. Процедура оценки — решает вопросы о месте, частоте оценки, оценщиках, выборе технических средств, оформлении результатов.
3. Методы оценки позволяют выявить элементы, составляющие содержание оценки и измерить величину (или степень наличия) оцениваемых качеств с помощью показателей.
4. Характеристика содержит описание специфических черт, свойств, присущих личности аттестуемо го работника.
Основная литература:
1. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом: Учеб. пособие для студентов экономических вузов и факультетов / Под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ПРИОР, 1998. — 512 с.
2. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие / Под ред. П.В. Шеметова. -М.: ИНФРА-М, НГАЭиУ; Новосибирск, 2000. —312 с.
Дополнительная литература
1. Шекшня СВ. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие. — М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. —336 с.
2. Делопроизводство в кадровой службе / Сост.А.В. Верховцев — М.: ИНФРА-М, 1999. — 192 с.
(Библиотека журнала «Трудовое право Российской Федерации»).
3. Азямова Л.В. Организация и проведение аттестации персонала по решению работодателя // Справочник кадровика. — 2001. — № 1. — С. 20-28.
4. Бершова Л.В. Оценка личного трудового вклада руководителя // Справочник кадровика. — 2001. —№ 1. —С. 95-104.
5. Полетаев Ю.Н. Нормативное регулирование аттестации работников // Справочник кадровика. —2001. —№ 4.— С. 33-39.
6. Словарь деловых характеристик // Справочник кадровика. — 2001. — № 3. —С. 101-110.
7. Сорокина Н.П. Оценка деятельности персонала // Справочник кадровика. — 2000.— № 1. —С. 21-24. Словарь