Не оставил и после преставления блаженный Александр своей паствы, день и ночь о ней бдящий как живой, заступая ее от врагов видимых и невидимых; отселе начинается ряд его посмертных подвигов, столь же светлых, как и во дни временной жизни. Подобает святым Божиим, воссиявшим, как солнце, и других освещать зарями своих чудес, ибо не поставляют светильника под спудом, говорит Святое Писание, но на свещнике, да светит миру. То достойно внимания, что сей благоверный поборник земли Русской, всю свою жизнь подвизавшийся для ее спасения, действовал в том же духе и за пределами гроба, проявляя небесный покров свой в самые тяжкие годины испытания, как некогда великомученик Димитрий, щит древней Солуни,
Когда в лето 1380 года второй Батый, окаянный Мамай с полчищами агарянскими, поднялся против правнука его, великого князя Димитрия, названного Донским ради своей победы, как и блаженному Александру усвоилось имя Невского, явилось первое знамение от почиющего в престольном Владимире. Пономарь, благоговейно служивший при обители Рождества Богоматери, сподобился чудного видения: ночью стоял он на молитве в притворе церковном и со слезами молил Господа и Пречистую Его Матерь о избавлении от иноплеменных, призывая на помощь и витязя Невского как присного заступника своего народа. И вот он видит: зажигаются сами собою свечи у его гробницы, два святолепных старца исходят из алтаря и приближаются ко гробу Александра: "Княже Александре, восстани на помощь сроднику твоему великому князю Димитрию, одолеваемому от иноплеменных!" Так воззвали они к усопшему, и восстал скорый помощник против агарян как бы живой из гроба перед очами смятенного служителя церкви, и все три невидимы стали. Подобало светлому витязю, столько пострадавшему в Орде, явиться на поле ратном в тот день, когда спасенный его смирением народ впервые подымал оружие против неверных. В самое утро, последовавшее за видением сей таинственной ночи, одержана победа Донская, и высока была рука благоверного князя Димитрия на варваров. Когда же впоследствии возвестил сей пономарь митрополиту всея Руси о своем видении, пришел он из града Москвы в престольный Владимир со всем освященным собором и, с молитвою раскопав место, где погребено было тело святого князя, обрел его нетленным после стосемнадцатилетнего пребывания в земле. С честью положили его в раке, поверх земли, в храме Богоматери, и начали истекать от святых мощей многоразличные исцеления: слепые прозирали, хромые ходили, расслабленные укреплялись и бесы изгонялись.
|
Сто лет спустя, при предстоявшем бедствии страшного пожара во Владимире, опять явилось знамение от благоверного князя, возвестившее гнев Божий для возбуждения к покаянию. Это было в понедельник 23 мая 1491 года, как записано в летописях. На рассвете многие видели над главою церковного той обители, где почивал святой князь, легкое облако, белое, как иней, а внутри его подобие витязя Невского, возносящегося к небу. Ужасом объят был весь город, и зазвонили в колокола по всем церквам. В полдень вспыхнул страшный пожар, от которого погорел город со всеми его посадами и самая обитель Рождества Богоматери. В церковь ее стеклось множество народа, духовных и мирян, которые снесли в нее свое имущество; однако попущением Божиим и внутрь ее проник огонь; она сгорела со всеми людьми, но чудотворные мощи благоверного князя сохранились невредимы, так что и пелена, бывшая внутри раки, осталась неприкосновенною, ибо Господь, по выражению псалма, хранит все кости своих угодников (Пс 33:21).
|
Когда благочестивый царь Иоанн Васильевич шел завоевать Казанское царство, на пути остановился он во граде Владимире, чтобы испросить у мощей своего блаженного предка благословение на новый подвиг против агарян; витязь Невский явил ему знамение своего благоволения: он исцелил одного из спутников державного, Аркадия именем, который впоследствии был списателем жития святого князя. Сей Аркадий во время соборной молитвы у цельбоносной раки, видя малую скважню на церковном помосте, вложил в нее болящий перст свой и почувствовал, будто омокает его в некую масть благовонную, как миро; с той минуты не обрелось ни струпа, ни язвы на исцеленном персте его. Умилившийся царь принял сие знамение как благое для себя напутствие победы и, возвратившись со славою после покорения агарянского царства, возымел ревность прославить всенародным чествованием святого поборника земли Русской. Совещавшись соборно с богомольцем своим Макарием, митрополитом всея Руси, положили они исследовать подробно о житии и чудесах угодника Божия Александра и написать ему службу в назидание и утешение не одного града Владимира, где уже давно местно почиталась его память, но и всей спасенной им некогда земли Русской.
Тот же державный испытал сам благодатную помощь святого своего сродника во время бедственного на Москву нашествия крымского хана Девлет-Гирея (в 1571 году), как некогда предок его Донской против полчищ Мамаевых. Некто благоговейный инок Антоний сподобился чудного видения в обители Рождества Богоматери, где провел многие годы постнической жизни. Ночью бодрствовал он в келье своей и молил заступницу рода христианского и витязя Невского дать победу на варваров державному царю. Внезапно восхищенный в духе, видит он себя мысленными очами перед вратами своей обители, и двух светлых юношей на конях, быстро приблизившихся ко вратам. Оставив коней, входят они в церковь, где почивал святой Александр, и по сходству ликов с знакомою ему иконою страстотерпцев инок узнает благоверных князей Бориса и Глеба; вслед за ними устремился он в храм, которого двери отверзлись сами собою, и свечи возожглись у раки блаженного Александра. К нему воззвали светоносные юноши: "Восстали, брат наш, благоверный великий князь Александр, да ускорим на помощь сроднику нашему царю Иоанну, ибо ныне предстоит ему брань с иноплеменными", - и внезапно восстал из гроба своего чудотворец.
|
Все трое вышли из храма, и у врат обители обрелись никем не держимые три коня, снеговидные, вооруженные как бы на брань. Инок услышал и тайные речи святых витязей, воссевших на ратных коней своих: "Пойдем к Пречистой Богородице в ее соборную церковь, к сродникам нашим великим князьям Андрею, Всеволоду, Георгию и Ярославу, дабы и они с нами подвиглись на помощь". Сказав сие, устремились они к соборному храму, и за ними спешно, сколько мог, последовал инок. Прежде всех восстал из гроба Всеволод великий и после него три других великих князя, поборники земли Русской; их было уже семь с Александром и двумя страстотерпцами, и для всех обрелись кони у врат церковных; они понеслись высоко через городскую стену по направлению града Ростова, и их последние речи еще достигли слуха инока: "Пойдем в Ростов к поборнику нашему, царевичу ордынскому Петру, да и тот с нами поможет на безбожных израильтян сроднику нашему царю Иоанну". При сих словах все они скрылись от его взоров. В тот день высока была рука благовенчанного царя на полчища крымские агарян, и без вести пропало все их нечестивое сонмище заступлением святых сродников державного.
Говорить ли о всех исцелениях, истекавших от святых мощей блаженного Александра? Первые исцелились две жены слепые, с сокрушенным сердцем молившие святого князя, да испросит им прощение у Христа Бога, и прозрели. Потом имевший уже многие годы сухую ногу и напрасно искавший помощи человеческой, как только обратился с теплою молитвою к блаженному, внезапно у самой его раки встал на обе ноги перед глазами всех. И расслабленный руками и ногами, при молитве иерейской с окроплением святою водою от святых мощей, почувствовал разрешение всех своих членов. Два монаха той же обители, из коих один расслабленный уже многие годы по грехам своим, другой же, по имени Давид, одержимый лютым недугом на болезненном одре, воззвали оба со слезами к князю-иноку Алексию; и оба получили скорое исцеление. Не одни болящие, но и беснуемые избавлялись от тяжкого своего недуга, припадая к раке угодника Божия: один из живших в обители, по имени Терентий, и двое из окрестных сел, одержимые духом нечистым, страшными воплями наводили на всех ужас; но, как только приблизились к святым мощам, избавились от лютого беса, их терзавшего, и в полном разуме возвратились в дома свои, прославляя угодника Божия. Также и два сына боярских, Истома Головнин, уже отчаявшийся в жизни, и Симеон Забелин из Пскова, недвижимый всеми членами, когда принесены были к раке святого, получили от него внезапное исцеление.
Кто расскажет все чудеса, бывшие от угодника Божия в престольном Владимире, еще прежде его всенародного прославления? В 1541 году после праздника Успения, по отпусте вечерни, сама собою возожглась свеча в присутствии экклесиарха, у гроба святого князя, знаменуя скорое его прославление. Экклесиарх по простоте погасил свечу, но уведомил о том архимандрита Евфросина, который поспешил в церковь и осязал свечу еще теплую от огня; прежде же никогда она не была зажигаема. И после прославления угодника Божия последовали многие чудеса. В 1572 году один из граждан Владимира по имени Феодул, страдавший от духа нечистого, привезен был к вратам обители, где почивает святой, и внезапно получил исцеление; женщина слепая из подгородного села Красного прозрела у его раки; другая расслабленная из посада Владимирского, которую положили на ступенях ее, воззвала из глубины сердца к угоднику Божию: он явился духовным очам ее, взял за руку и велел встать и ходить; здравою возвратилась она в дом свой.
Еще слепой из города Владимира, по имени Давид, с умилением молившийся у святых мощей в день недельный, во время утреннего чтения Евангелия увидел внезапный свет и, окропленный святой водою, прозрел совершенно; так различны были образы исцелений. Недужный отрок Иоанн, сын дворянина владимирского Максима Никитина, не владевший членами, ни языком, получил разрешение, когда родители принесли его ко гробу блаженного князя. Позднейшее чудо, записанное в житии, совершилось 10 марта 1706 года, во свидетельство, что не оскудевает благодать Божия в телеси святого угодника: Владимирского уезда крестьянин Афанасий Никитин из монастырской деревни Угрюмовой внезапно у себя в доме впал в безумие, так что не узнавал никого из сродников, и многие дни не ел и не пил. Ему явился благоверный князь и велел идти в день воскресный ко гробу своему, где получит исцеление. Поверил болящий угоднику Божию и, несколько опомнившись, просил сродников вести его в обитель Богоматери; но еще не дошел до самой раки, как уже получил совершенное исцеление и, припав со слезами ко святым мощам, воздал хвалу великому чудотворцу.
Приспело время и еще большего прославления витязя Невского. Великий император Петр после двадцатилетней брани со шведами на суше и на водах, в тех пределах, где некогда подвизался против них и блаженный его сродник, заложил новую столицу во имя ангела своего апостола Петра, на той реке, которой именем назнаменовался великий князь Александр. Заключив наконец славный и давно желанный мир, усердствовал император запечатлеть оный торжеством в память древнего победителя шведов на берегах Невы; он пожелал освятить новую свою столицу и ее иноческую лавру перенесением честных мощей блаженного Александра из древнего Владимира, где еще много оставалось святых его сродников во утверждение древнего святилища и града.
По совещанию со Святейшим Синодом повелел он устроить великолепную раку от своих царских сокровищ и все нужное к перенесенью святых мощей, которые с духовным торжеством двинулись к северу из обители Владимирской, несомые священными руками, как некогда кивот завета. Когда же достигли Великого Новгорода, древней отчины святого Александра, нетленно почиющий князь поставлен был на богато убранную ладью, и вниз по Волхову продолжали шествие, как в те дни, когда воинствовал в сих пределах. На прославленной им реке встретил витязя Невского сам император и перенес его на великолепную галеру, которой руль принял в свои руки, державшие кормило государства. Сановники его сидели у весел и воспевали священные гимны в честь угодника Божия. Во вратах новой лавры во имя Живоначальной Троицы вышел в сретение святых мощей архиепископ Новгородский Феодосии с членами Святейшего Синода и всем освященным собором; своими руками внесли они священную раку во вновь устроенный храм по имени святого Александра. Три дня светло торжествовала столица, и день 30 августа, ознаменованный памятью славного мира и принесением святых мощей в столицу, избран был для ежегодного празднования сего радостного события в присутствии августейших особ царствующего дома. Благочестивая дочь Великого Петра, императрица Елизавета, в залог своего усердия устроила богатейшую раку из первого серебра, добытого в ее царствование во вновь открытых рудниках колыванских, а Великая Екатерина соорудила в Невской лавре новый величественный собор, куда перенесены были в 1790 году с великим торжеством мощи благоверного князя для их окончательного пребывания. Именем святого витязя Невского нарекла она и державного своего внука, которым благословил Господь не одну только Россию, но и всю Европу, познавшую через него силу благодати в избранниках Божиих.
Впервые опубликовано: Муравьёв А.Н. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских, 1859.
Муравьёв Андрей Николаевич (1806 - 1874) камергер российского императорского двора; православный духовный писатель и историк Церкви, паломник и путешественник; драматург, поэт. Почётный член Императорской академии наук (1836).
https://dugward.ru/library/muravyev_andrey/muravyev_alexandr_nevskiy.html