Опытная работа проводится с целью проверки эффективности различных педагогических воздействий (проверки выдвинутой гипотезы). В ходе опытной работы исследователь на практике подтверждает жизнеспособность своих идей, целесообразность предлагаемых новаций. Позиция исследователя будет убедительной, а его выводы доказательными, если установлена причинно-следственная связь между воздействиями и их результатами (судить об эффективности какой-либо методики можно в том случае, если у учащихся произошли определённые изменения – дети легче усваивают учебный материал, иначе относятся к своим обязанностям, качественнее выполняют те или иные действия и др.)
Таким образом, опытная работа предполагает:
· активное вмешательство в школьную практику с целью её преобразования (совершенствования);
· конструирование (созидание) нового педагогического опыта.
Этапы опытной работы
Деятельность исследователя включает в себя: планирование, организацию и осуществление работы, анализ и обобщение результатов.
На этапе планирования необходимо чётко сформулировать цель, задачи опытной работы, конкретизировать гипотезу, разработать программу исследования, установить критерии, по которым будут оцениваться результаты. Также следует определить необходимое и достаточное количество объектов исследования (обосновать пределы выборки), временные рамки работы (продолжительность).
Собственно осуществление опытной работы начинается с констатирующего этапа.
1) Констатирующий этап. Его задача – выяснить состояние дел в исследуемой области (конкретно по тому вопросу, который интересует исследователя). Для этого может быть проведена специальная диагностика; иногда достаточно ознакомиться с местными условиями (выбор определяется проблематикой исследования).
|
Уже на этом этапе вступают в действие оценочные критерии (те показатели, по которым определяется эффективность педагогических воздействий).
Критерий – (от греч. kriterion – средство для суждения) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.
Энциклопедический словарь
Критерии должны быть:
· объективными (позволять оценивать изучаемое явление однозначно, не допуская двоякого толкования);
· адекватными (валидными) (оценивать именно то, что исследователь хочет оценить);
· нейтральными по отношению к исследуемым объектам (нельзя судить об эффективности применяемого метода по знаниям учащихся, если эти знания приобретены ими из других источников, например, в музыкальной школе).
В совокупности критерии должны давать максимально полную картину, охватывать различные стороны изучаемого явления (нельзя оценивать квалификацию учителя музыки только по имеющимся у него историко-теоретическим знаниям).
В соответствии с установленными критериями констатируется исходное состояние объекта (например, уровень развития тех или иных музыкальных способностей).
2) Созидательно-преобразующий этап – этап непосредственного вмешательства исследователя в реальный образовательный процесс. На этом этапе осуществляются задуманные планы, реализуются новаторские идеи (апробируются новые формы, методы обучения и воспитания, вводятся новые элементы содержания и др.)
|
В ходе работы важно отмечать промежуточные результаты (например, проводить контрольные опросы учащихся) и, кроме того, отслеживать все нюансы происходящего – отдельные достижения, возникающие проблемы, неожиданные обстоятельства, непосредственные реакции учащихся на то или иное действие педагога и т. д.; фиксировать их и подвергать вдумчивому анализу. В результате такого наблюдения может возникнуть необходимость корректировки первоначального плана деятельности и даже уточнения гипотезы.
3) Контрольный этап – завершающее звено опытной работы. На этом этапе фиксируются окончательные результаты, обобщаются полученные данные, на основании чего и делаются выводы. Совершенно необходимо, чтобы диагностика производилась по тем же самым критериям, что и в начале работы (только так можно увидеть динамику изменений исследуемого качества).
6.2. Интерпретация результатов опытной работы
Результаты работы могут иметь количественное и качественное выражение. Количественные сопоставления (с использованием определённых величин) требуют особых измерительных шкал. В педагогических исследованиях применяются:
· шкала отношений – с её помощью исследователь определяет, во сколько раз (или на сколько) один результат больше (меньше) другого (или эталонного образца);
· дихотомическая шкала (разновидность шкалы интервалов) – содержит только два значения (да – нет), в силу чего способна фиксировать наличие (или отсутствие) какого-либо качества;
· шкала порядка, или шкала рангов – устанавливает некую последовательность в изучаемых объектах, упорядочивает их (например, определение рейтинга учеников в классе).
|
Отдельный вид оценки – комплексная (или векторная) оценка. Необходимость комплексной оценки возникает в том случае, если изучаемое явление характеризуется различными параметрами (так, рейтинг школ Пермского края определялся по следующим параметрам: качество образования, качество работы с финансами, экономическая эффективность, качество развития кадров). Каждый параметр получает отдельную оценку, затем показатели суммируются (конкурсное выступление хорового коллектива может оцениваться по различным показателям: артистичность, убедительность исполнительской трактовки, ансамблевая стройность и т.д.; место же присуждается по сумме баллов).
При использовании любой системы оценок главным требованием остаётся – объективность.
При интерпретации результатов исследования не стоит забывать и о корректности выносимых суждений (после относительно непродолжительного периода опытной работы вряд ли можно констатировать, что уровень эстетического вкуса у учащихся повысился в два раза; скорее, может идти речь о каких-то частных изменениях в системе предпочтений, о положительных тенденциях и т. д.). Данное требование напрямую связано с условностью результатов любого педагогического исследования, которая, в свою очередь, обусловлена сложностью, многоплановостью школьной действительности (в педагогике всегда существенен личностный фактор, на ребёнка оказывает воздействие вся окружающая среда, а не только педагог, сам процесс развития, становления каких-либо человеческих качеств не имеет чётких временных границ и др.).
Кроме того, в ходе опытной работы соединяются, иногда сталкиваются разнообразные факторы, учитель на каждом уроке использует комплекс приёмов, ему приходится одновременно решать самые разные вопросы. В такой ситуации трудно вычленить эффект от производимого действия. С целью уточнения результатов может проводиться изолированная проверка – специально организованный эксперимент.
Также необходимость проведения эксперимента может быть вызвана желанием отработать «в чистом виде» элементы какой-либо методики.