1) Общие положения.
Знакомство с педагогическим опытом даёт исследователю возможность ответить на вопросы: кто и как на практике решает обозначенную проблему.
Приступая к изучению опыта, важно представлять, чем продиктовано то или иное педагогическое действие, в чём его суть и каковы последствия (попытайтесь понять – для чего (цель), что (содержание), как (способы) педагог осуществляет своё воздействие, и какой результат он получает в итоге).
Сосредоточиться на исследуемом предмете поможет программа наблюдения (такая программа разрабатывается заранее, в ней определяются объекты наблюдения, способы изучения опыта тех или иных педагогов).
При разработке программы и в процессе изучения опыта следует соблюдать принцип «необходимого и достаточного»:
· наблюдать за деятельностью учителя достаточно продолжительное время (необходимое для того, чтобы утвердиться в своём мнении; разовые встречи могут дать ложные представления);
· использовать различные методы исследования (это позволит составить объёмное представление о деятельности учителя, увидеть отдельные грани опыта (иногда – обнаружить противоречия));
· анализируя деятельность педагога, производить отбор фактов (выделить главное и случайное, особенности и то, что характерно для массовой практики).
Порядок изучения опыта может быть такой: накопление и фиксация фактов – их осмысление (сравнение) – обобщение.
Делая выводы, попытайтесь определить: ведущие идеи и причины заблуждений педагога, несомненные факты действительности и неразрешённые противоречия, достоинства опыта и ограничения возможности его использования.
2) Методы исследования педагогического опыта.
|
При изучении педагогического опыта могут быть использованы следующие методы: наблюдение (посещение уроков, внеклассных мероприятий), собеседование (беседа), анкетирование, опрос, интервьюирование, тестирование, изучение (анализ) рабочей (педагогической) документации, изучение контрольных и творческих работ учащихся (ознакомление с продуктами деятельности учащихся). Каждый из методов обладает своими преимуществами.
А) Наблюдение – представляет собой целенаправленное восприятие исследуемого педагогического явления. В результате наблюдения исследователь получает конкретные данные – тот необходимый фактический материал, который и даёт основу для размышлений.
Б) Собеседование (беседа) – проводится для уточнения возникших при наблюдении вопросов, а также используется в качестве самостоятельного метода. Свободная форма, непосредственность общения (если этого удаётся достичь в ходе беседы) позволяют обнаружить детали, открыть неявные стороны учительского труда, почувствовать личностные нюансы деятельности педагога.
В) Интервьюирование – более «строгий» метод в сравнении с беседой. Здесь исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом могут открыто фиксироваться. Чёткость вопросов и стройность схемы разговора помогут «не уйти в сторону» от главной проблемы.
Г) Анкетирование – даёт возможность охватить более широкий круг педагогических работников (учащихся, родителей), соответственно, и получить более обширный материал. Возможны две формы анкет – закрытая (с вариантами ответов на вопросы) и открытая (иногда целесообразно использовать смешанную форму, где опрашиваемому предлагается выбрать готовый ответ или дать свой). Выбор формы зависит от того, к чему стремится исследователь – получить представление о многообразии решений того или иного вопроса или выявить стандартные варианты решений.
|
Во всех случаях (при проведении беседы, анкетирования, интервьюирования) важно стремиться к ясности, точности, однозначности, лаконичности вопросов.
Д) Изучение педагогической документации (классных журналов, ученических дневников, личных карточек и т. д.) – позволяет получить объективные данные о возможно большем (максимальном) количестве исследуемых (это могут быть данные об оценках, о пропусках учебных занятий; их соотнесение поможет выявить те или иные причины низкой (высокой) успеваемости учащихся).
Е) Изучение продуктов деятельности учащихся (контрольных, классных и домашних работ, сочинений, рефератов и т. д.) – поможет выявить индивидуальные особенности учащихся (способности, склонности, предпочтения, отношение к предмету и др.). Всё это даст основания судить об уровне развития детей (образовательном уровне и уровне их личностного развития), соответственно, и о результатах работы учителя.
3) Описание педагогического опыта.
Характеризуя педагогический опыт, необходимо:
· дать информацию о носителе педагогического опыта (ФИО, место работы, занимаемая должность, квалификация, стаж работы);
· отметить особенности контингента учащихся (возраст, уровень их образованности);
· описать содержание, формы, методы, технологии деятельности (на конкретных примерах);
· сопоставить исходные установки деятельности (например, задания, предлагаемые учителем) и её результаты;
· проанализировать идеи, побуждающие педагога действовать именно так, а не иначе и степень воплощения этих идей в жизнь.