Определение основных методологических характеристик исследования




Объект исследования в теории познания это то, что противостоит познающему субъекту, то есть та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело («Что исследуется?»).

Объектом педагогического исследования должна быть часть именно педагогической действительности (а не области других наук – психологии, эстетики, социологии и др.). Правильное определение объекта уточняет область учебно-воспитательного процесса.

Нецелесообразно слишком широкое определение объекта.

 

Предмет исследования – это та сторона объекта, на которую направлено особое внимание исследователя (точка зрения, с которой он познаёт объект – «как рассматривается объект?»). Предмет указывает на тот аспект исследования, где будет получено новое знание. (Если объект – участок педагогической действительности, то предмет – новое знание об этом участке (об его особенностях)).

 

Цель исследования – научный результат, который должен быть получен в итоге исследования (это то, чего исследователь намерен достичь в итоге работы).

Следует избегать:

- слишком расплывчатых, неопределённых формулировок цели;

- подмены научной цели целями практическими.

Возможные варианты формулировок цели исследования смотри в Приложении № 2.

Задачи дают понимание того, что нужно сделать для достижения цели. Задачи могут формулироваться:

- как относительно самостоятельные законченные этапы исследования;

- как относительно самостоятельные законченные части исследования (временная последовательность в этом случае не просматривается, задачи выступают как частные цели по отношению к общей цели исследования).

Гипотеза это научное предположение, допущение, которое нуждается в доказательстве. (Формулируя гипотезу, вы строите предположение о том, каким образом вы намерены достичь поставленной цели работы).

В качестве предположений могут выступать утверждения о необходимых и достаточных условиях протекания педагогических процессов, о структурных элементах какого-либо вида педагогической деятельности и т. п.

Гипотеза, как правило, формулируется в виде сложноподчинённого предложения: если…, то…; или: чем…, тем… (если сделать то-то и так-то, то можно ожидать, что получится такой-то педагогический результат). Таким образом, в гипотетическом утверждении устанавливаются определённые связи (причинно-следственные) между явлениями.

2.4. Составление плана работы (определение логики исследования, структуры работы)

 

1) Определение общей логики исследования.

Структура работы должна отвечать определённой логике исследования: сначала даётся общая характеристика проблемы, обосновываются теоретические позиции и подходы к её решению, затем проверяются свои способы решения проблемы.

Намечая логику исследования, полезно ответить на вопросы:

· Каким должен быть конечный результат?

· Какими знаниями нужно обладать, чтобы достичь этого результата?

· Какие шаги нужно сделать, чтобы получить эти знания?

2) Составление предварительного плана работы.

Требования к построению работы:

· стройность и соразмерность частей;

· соблюдение баланса между необходимым и достаточным (всё необходимое и ничего лишнего);

· оправданность повторений и отступлений.

 

3) Основные разделы работы.

Введение содержит объяснение того, почему для исследования выбрана данная тема, её значение на сегодняшний день (актуальность), какие недостатки в образовательной практике (теории) она обнаруживает (противоречие), какие в связи с этим встают вопросы (вопрос) перед педагогической наукой (проблема). Здесь же автор заявляет – что он намерен сделать (цель) и какие шаги для этого предпримет (задачи).

Во введении также обозначаются границы исследования, та область педагогической действительности, на которую направлено всё внимание исследователя (объект, предмет), называются способы исследовательской деятельности (методы), указываются основные труды, на которые автор опирается в своей работе (методологическая база).

Как правило, во введении формулируется основная идея автора, его предположение о том, как можно улучшить педагогическую ситуацию, решить проблему (гипотеза). Иногда в дипломных работах гипотеза бывает заявлена в разделе, посвящённом опытной работе (если она касается непосредственно опытно-практической деятельности).

И, наконец, уже в данном разделе автор объявляет о своих достижениях – что нового ему удалось сделать (новизна) и какую пользу может принести его работа (практическая значимость).

 

Чаще всего дипломное исследование состоит из двух глав (курсовая работа из двух параграфов). В работах теоретико-методического характера целесообразно следующее деление:

А) 1-я глава содержит теоретический материал. Здесь раскрываются основные понятия, даётся их общая характеристика, прослеживается история развития проблемы. При этом следует стремиться избегать простого перечисления, необходимо осмысление (оценка) представленного материала. Недостаточно описать то, что сделано в науке по данному вопросу, важно найти аргументы в поддержку позиции автора.

Б) 2-я глава носит методический характер; здесь исследуются конкретные способы педагогической деятельности (педагогический опыт) и описывается собственная практическая работа по теме исследования.

Главы подразделяются на параграфы. Их количество зависит от сложности, многоаспектности рассматриваемой проблемы и от тех задач, которые ставит перед собой автор (названия параграфов могут быть созвучны отдельным задачам исследования).

Каждая глава завершается выводами. Они могут быть представлены в двух вариантах: буклетном (назывном) и содержательном.

Заключение – это обобщение всего исследования. В этом разделе подводятся его основные итоги, сообщаются его главные результаты. Заключение даёт представление о том, решены ли задачи, поставленные автором, достигнута ли цель исследования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: