Выбор области (направления) исследования




Содержание

 

Предисловие…………………………………………………………………………4

1. Общее представление о научном исследовании………………………………..5

2. Этапы исследовательской деятельности………………………………………...5

2.1. Выбор области (направления) исследования…………………………… 5

2.2. Выбор и формулировка темы исследования…………………………….6

2.3. Определение основных методологических характеристик

исследования……………………………………………………………………7

2.4. Составление плана работы…………………………………………… ….9

3. Работа с литературой по теме исследования…………………………………..11

3.1. Поиск литературы………………………………………………………..12

3.2. Составление библиографии……………………………………………...13

3.3. Последовательность работы с источниками………………………........14

3.4. Методика и формы работы с литературой……………………………...14

3.5. Анализ литературных источников…………………………………........15

4. Методы исследования……………………………………………………….......16

5. Исследование педагогического опыта………………………………………….20

5.1. Педагогический опыт…………………………………………………….20

5.2. Направления и способы исследования педагогического опыта…........23

6. Опытная (экспериментальная) работа…………….............................................26

6.1. Этапы опытной работы…………………………………………………..27

6.2. Интерпретация результатов опытной работы…………………………..29

6.2. Педагогический эксперимент………………………………………........31

7. Написание текста работы………………………………………………………..33

 

Список литературы………………………………………………………………....34

Приложения……………………………………………………………………........35

Предисловие

 

Учебный курс «Основы методологии и методики музыкально-педагогического исследования», являясь составной частью программы профессиональной подготовки учителей музыки, призван сформировать у студентов представление о сущности, характере, способах исследовательской деятельности, сориентировать их в направлениях педагогического поиска, дать необходимые знания и навыки ведения исследовательской работы.

Настоящее издание, согласуясь с общей направленностью курса, преследует двоякую цель: способствовать усвоению содержания самого курса и оказать практическую помощь в подготовке и написании студенческих исследовательских работ (курсовых и дипломных исследований).

Первая установка реализуется путём раскрытия основных методологических характеристик научного исследования, описания возможных методов исследовательской работы, разъяснения основополагающих категорий из области научно-педагогического знания.

Вторая – находит выражение в форме конкретных советов, касающихся подбора, анализа литературных источников, технологий изучения педагогического опыта, организации и проведения опытной работы, структурирования материалов исследования и изложения его содержания.

Обозначенные направления обусловливают содержание издания: теоретические выкладки здесь дополняются необходимыми пояснениями, логические умозаключения соседствуют с конкретными примерами.

Воспользовавшись данными материалами, студенты смогут грамотно организовать и качественно осуществить собственное педагогическое исследование.


Общее представление о научном исследовании

 

Научное исследование – особая форма процесса познания.

Признаки научного познания:

· характер целеполагания (ставится цель получения достоверных, обоснованных новых знаний об определённом педагогическом объекте);

· выделение специального объекта исследования (глубокая проработка лишь какой-то одной стороны, аспекта учебно-воспитательного процесса);

· применение специальных средств (способов) познания;

· однозначность терминов.

Цель научного исследователя – получить новое научное знание, объяснить, почему в том или ином случае получается положительный или отрицательный результат, и предсказать, в каких случаях результат будет именно таким.

Этапы исследовательской деятельности

Выбор области (направления) исследования

 

Выбирая направление исследования, задайтесь вопросами:

· В каком направлении вам хотелось бы заняться исследовательской работой?

· Что вам особенно интересно в области преподавания музыки?

· Что лучше всего (хуже всего) получается в практической деятельности (исходя из опыта учебной деятельности или педагогической практики)?

 

Виды исследований в музыкальной педагогике:

· исторические исследования;

· теоретико-методические исследования;

· исследования по изучению педагогического опыта;

· исследования, выполняемые на стыке наук.

Примеры тем дипломных исследований смотри в Приложении № 1.

2.2. Выбор и формулировка темы исследования («Как назвать научную работу?»)

 

А) Тема должна быть актуальной. Актуальность понимается как необходимость для дальнейшего развития науки, практики.

Обосновывая актуальность исследования, необходимо показать, какие задачи стоят перед образовательной практикой и педагогической наукой в аспекте избранной вами темы в конкретных социально-экономических условиях развития общества, как поставленный вами вопрос согласуется с особенностями современной социально-культурной ситуации («Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?»). При этом следует различать актуальность направления и актуальность темы, практическую и научную актуальность.

 

Б) В теме находит отражение конкретная педагогическая проблема «нечто неизвестное, требующее новых знаний» (М. Н. Скаткин) («Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?»).

Необходимо отличать научную проблему от практической задачи. (Избежать подмены понятий поможет вопрос какие научные знания нужны, чтобы решить практическую задачу?)

 

Научная проблема – это «объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целый комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес».

Философский энциклопедический словарь

 

В основе любой научной проблемы лежит противоречие (когда что-то одно исключает что-то другое, несовместимое с ним).

 

Противоречие – это «взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом, взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний…»

Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник

 

В педагогике противоречие понимается как несогласованность, несоответствие.

Обнаружить противоречие возможно между знанием и незнанием (констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний), между новыми фактами и существующей теорией, которая не может эти факты объяснить (появление новых запросов педагогической практики).

Таким образом, проблема вытекает из установленного противоречия, подходить к определению проблемы можно от запросов практики, от запросов науки. Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: