Содержание
Предисловие…………………………………………………………………………4
1. Общее представление о научном исследовании………………………………..5
2. Этапы исследовательской деятельности………………………………………...5
2.1. Выбор области (направления) исследования…………………………… 5
2.2. Выбор и формулировка темы исследования…………………………….6
2.3. Определение основных методологических характеристик
исследования……………………………………………………………………7
2.4. Составление плана работы…………………………………………… ….9
3. Работа с литературой по теме исследования…………………………………..11
3.1. Поиск литературы………………………………………………………..12
3.2. Составление библиографии……………………………………………...13
3.3. Последовательность работы с источниками………………………........14
3.4. Методика и формы работы с литературой……………………………...14
3.5. Анализ литературных источников…………………………………........15
4. Методы исследования……………………………………………………….......16
5. Исследование педагогического опыта………………………………………….20
5.1. Педагогический опыт…………………………………………………….20
5.2. Направления и способы исследования педагогического опыта…........23
6. Опытная (экспериментальная) работа…………….............................................26
6.1. Этапы опытной работы…………………………………………………..27
6.2. Интерпретация результатов опытной работы…………………………..29
6.2. Педагогический эксперимент………………………………………........31
7. Написание текста работы………………………………………………………..33
Список литературы………………………………………………………………....34
Приложения……………………………………………………………………........35
Предисловие
Учебный курс «Основы методологии и методики музыкально-педагогического исследования», являясь составной частью программы профессиональной подготовки учителей музыки, призван сформировать у студентов представление о сущности, характере, способах исследовательской деятельности, сориентировать их в направлениях педагогического поиска, дать необходимые знания и навыки ведения исследовательской работы.
|
Настоящее издание, согласуясь с общей направленностью курса, преследует двоякую цель: способствовать усвоению содержания самого курса и оказать практическую помощь в подготовке и написании студенческих исследовательских работ (курсовых и дипломных исследований).
Первая установка реализуется путём раскрытия основных методологических характеристик научного исследования, описания возможных методов исследовательской работы, разъяснения основополагающих категорий из области научно-педагогического знания.
Вторая – находит выражение в форме конкретных советов, касающихся подбора, анализа литературных источников, технологий изучения педагогического опыта, организации и проведения опытной работы, структурирования материалов исследования и изложения его содержания.
Обозначенные направления обусловливают содержание издания: теоретические выкладки здесь дополняются необходимыми пояснениями, логические умозаключения соседствуют с конкретными примерами.
Воспользовавшись данными материалами, студенты смогут грамотно организовать и качественно осуществить собственное педагогическое исследование.
Общее представление о научном исследовании
|
Научное исследование – особая форма процесса познания.
Признаки научного познания:
· характер целеполагания (ставится цель получения достоверных, обоснованных новых знаний об определённом педагогическом объекте);
· выделение специального объекта исследования (глубокая проработка лишь какой-то одной стороны, аспекта учебно-воспитательного процесса);
· применение специальных средств (способов) познания;
· однозначность терминов.
Цель научного исследователя – получить новое научное знание, объяснить, почему в том или ином случае получается положительный или отрицательный результат, и предсказать, в каких случаях результат будет именно таким.
Этапы исследовательской деятельности
Выбор области (направления) исследования
Выбирая направление исследования, задайтесь вопросами:
· В каком направлении вам хотелось бы заняться исследовательской работой?
· Что вам особенно интересно в области преподавания музыки?
· Что лучше всего (хуже всего) получается в практической деятельности (исходя из опыта учебной деятельности или педагогической практики)?
Виды исследований в музыкальной педагогике:
· исторические исследования;
· теоретико-методические исследования;
· исследования по изучению педагогического опыта;
· исследования, выполняемые на стыке наук.
Примеры тем дипломных исследований смотри в Приложении № 1.
2.2. Выбор и формулировка темы исследования («Как назвать научную работу?»)
А) Тема должна быть актуальной. Актуальность понимается как необходимость для дальнейшего развития науки, практики.
|
Обосновывая актуальность исследования, необходимо показать, какие задачи стоят перед образовательной практикой и педагогической наукой в аспекте избранной вами темы в конкретных социально-экономических условиях развития общества, как поставленный вами вопрос согласуется с особенностями современной социально-культурной ситуации («Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?»). При этом следует различать актуальность направления и актуальность темы, практическую и научную актуальность.
Б) В теме находит отражение конкретная педагогическая проблема – «нечто неизвестное, требующее новых знаний» (М. Н. Скаткин) («Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?»).
Необходимо отличать научную проблему от практической задачи. (Избежать подмены понятий поможет вопрос – какие научные знания нужны, чтобы решить практическую задачу?)
Научная проблема – это «объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целый комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес».
Философский энциклопедический словарь
В основе любой научной проблемы лежит противоречие (когда что-то одно исключает что-то другое, несовместимое с ним).
Противоречие – это «взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом, взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний…»
Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник
В педагогике противоречие понимается как несогласованность, несоответствие.
Обнаружить противоречие возможно между знанием и незнанием (констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний), между новыми фактами и существующей теорией, которая не может эти факты объяснить (появление новых запросов педагогической практики).
Таким образом, проблема вытекает из установленного противоречия, подходить к определению проблемы можно от запросов практики, от запросов науки. Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса.