Родился Бах 21 марта 1685 г . 1685 - 1700 годы учений, в 10 лет осеротел, едет к брату.




Григорианский хорал.

Проф трад развивается изначально в русской церкви после утверждения христианства.

Музыкальный канон складывается изначально к 7-8 в. появляется первый муз жанр григ хорал. (от имени папы римского Григория 1 великого)

по его приказу самые распр гх былли собраны в собрания литургической книги Анттифонарий.

язык - латынь, голос бога, католич церкви

способ записи - невма (вместо нот)

нотная запись появл в 12 веке Гвидо из лореццо. в россии с 17 века

развитие гх. 1)псалмодия (нота слог) между звуками напева стали вставлять распевы (медизматическое пение, юбиляция) 2) появление многоголосия ч5 и ч4 (органум).

 

2) как и в любую эпоху существовала фольклорная и полуфольклорная традици

Франция - трубодуры и труверы (сочинаять стихи), Германия (майстерзингеры (мастер пения), миннезингеры (певцы любви)

Месса(11 век, аналог православной литургии) 1) кири элезон(господи, помилуй), глория (слава), кредо (верую в единого),санктус (свят), агнус(божий). пример:Моно месса нотер дам.

Мадригал (мадре мама). Карло джезуальдо - мадригал ты меня убиваешь. Вариант м фроттола (выдумка, шутка)

Мотет (слово, изобретающее слово)

3) протестанский хорал - развитие духовной церкви. кафолическая церковь, раскол(1054 г):западная католическая ц (ватикан, папа римский), восточная правосл ц (константинополь(Византия), патриарх)

в 16 в второй раскол: католизация, протестанство (Лютерани, Англиканская, гуситы (чехия), Тугиноты (франция)).

Мартин Лютер - католич свящ, выражаент протест против католичесива, богаства церкви и условностей в отпущении грехов.

хоральная фактура. Основной напев в верхнем голосе, дается его гармонизация в трех голосах, всего 4 голоса.

Хп бах фа минор - 3 голоса, верхний (символ неба), Средний (мир человеческих страстей), третий (бас земля).

4) Один из главных жанров Опера. Возникла из идеи флоренцийской камераты возрадить античную трагедию. если драм игра чередовалась репликами хора, то камерата превращает пьесу в полностью муз произведение. мелодия должна быть запоминающейся, эмоциональными, возникает новый склад ГОМОФОННО ГАРМОНИЧЕСКИЙ (Гомо человек фон голос), сопров оркестром, назывется драма пер музыка (музыкальная драмма).

Авторы Джулио каччини, якопо Пери, Венченсуо Галилей.

1 Драма 1597 Дафна

драма 1600 Эвредика (якопо перри) (Арфа, клавесин, затем реплика хора)фрагмент из эвредики.

Муз драма приобр попул очень быстро, распрост п домам(любители), для них стали строить театы в Внеции (17 театров), Для того, чтобы привлечь публику композиторам надо было очень много трудиться и каждый раз сочинять что то новое, отсюда появляется название Опера(труд, произведение, дело)

Именно в венеции появляются оперы, которые строятся как чередование арий, ансамблей(от 2 до 11), хоров (более 11), речитатив в сопровожд оркестров. Ранние оркестры (2-4 инструмента), оюязательно клавесин. пера способствовала появлению новых инструментов.

в опрере складываются разные типы арий.1) Ломенто (плач), аморозо(любовная), бовурная (героическая)

в 17 веке в италии складываются школы пения, которые до сих пор считаются лучшими, а техника пения получила название бедьканто (прекрасное пение).Вслед за италией о начала завоевывать всю европу (англия Фр Ит), у них появл новые оперные школы.

во фр опера стала называться лирическо трагедией, главный автор Жан батист Люлли.(опера армидо), фр о боолее эффектная за счет дух и ударн инструм, 5 действий с маршами, балетами, хорами

анг о 18 в. царила итал оп, ставились в домах, театрах, школах. самое яркое имя ГЕНДРИ ПЕРСЛ опера ДЕДОНА И ЭНЕЙ, напис для шк театра для девочек.

закл ария дедоны, плач дедоны. важна орк партия, она движется вниз по храматизму - симфол смерти,

Ария Ломенто. по форме это вариации, повторяющийся бас 11 раз, низх хр вниз. такой жанр называется пассакалья (проходить по улице, несут гроб или чакона (страдания страсти)

5)17-18 век, музыка освобожд от вокальной музыки так как появл новые инструменты, прежде всего струнная группа. Скрипичная группа мощно развивается в Италии благодаря мастерским Страдивари, Амати,Гварненри.

3 группы инстр: орган, клавир, струн инстр

орг муз появл в 17 веке из малой азии и востока, стал сопровождать службу католич и протестан церкв.

орг становится концинстр. в 17 веке в свободное от слубы время органист давал концерты (показывал свойф дар импровизации). этот новый конц стиль пышный, броский, эффектный, соотв эстетике борокко(жемчужина неровной формы, странное, причудливое, эффектное), роккоко, классицизм (образец).

для борочной орг муз характ экспрессия звучания (контрасты звуковых пластов, контрасты динамики, контрасты регистров, тембров, контраст способов изложения(свободно, вариационно)).

складывется несколько орг школ в италии. Гглава ит школ ФРИСКОБАЛЬДИ. складываются малые циклы (из частей, пьес(фуга, чакона, токатта)). ФРИСКОБАЛЬДИ- ФРОБЕРГЕР - СТАРШИЙ БРАТ БАХА-БАКСТЕХУДЕ

пахельбель. прилюдия фуга и чакона ре минор. это цикл из трех контрастных пьес, они объединены общей идеей и сюжетом. этот сюжет расшифрован музыкально риторическими фигурами - фигура креста, фигура смерти. Чакона - жанр указывет на смысл происходящего (траурное шествие). остенатный (повторяющийся) бас - символизирует хождение вокуруг гроба. 16 тем = 4 на 4 - тема креста. скрытый сюжет - крестные муки христа, его смерть и погребение.

6) 17-18 век, музыка освобожд от вокальной музыки так как появл новые инструменты. Борокко (жемчужина неправильной формы).Клавирная музыка. 17-18 век. клавир - обобщенное название клавишно - ударны представителей современного молоточкового фортепиано. клавир - клавесин(конц инстр)(клава - ключ. щипковый инструмент, звук извлекается щипокм пера), клаверкорд(учебный) (ударн инстр, звук излек ударом металич прастинки о струну, звук более мякгий, протяжный, тихий).

по хар клавирная музыка голантная, аристогратичная, изысканная, соответствует стилю роккоко.

Жанры:(фрискабальди)Кануона, ричеркар, токката,складываются малые циклы (прилюдия фуга, токката фуга, фантазия фуга).

 

7) Клавирная школа сложилась во франции. франсуа куперен,луи дакен, клод дакен, Рамо. Куперен Жнецы. это програмная пьеса, те название програмирует восприятие. характер - жизнерадостный, беззаботный.

Форма - типичная для фр клависинистов. это многочастное рондо. рондо фр клависинистов. основная тема А, которая повтор по кругу, назыв рондо (круг поворот), обозн буквой R (рефрен), темы б,ц,д эпизоды или куплеты. в исполнении кл муз изпользуются много украшений (трели, форшлаги, мордент)Рамо - курица, дакен кукушка

8)скрипичная музыка 17-18 в. виолы заменяются скрипками, альтами, виолончелями, контробасами(более мощные инструменты). скрипка (violino i), Альт (viola i), виолончель (violoncello i). Тартини, Вивальди, Корелли. в их музык складыв осн жанры- Сольная соната(скрипка и клавесин), Трио соната (2 скрипки, 1 виолончель, 1 клавесин), сольный концерт (Солист скрипка + струн инст+клавесин), кончерто гроссо (большой концерт 2-4 исполнител солист).

Корелли фолиа (тема несчастной любви). соната (то, что звучит на инструментах), 12 вариааций. в вариациях не меняется гармония, темп, форма темы. меняются мелод рис, ритм.

9)скрипичная музыка 17-18 в. виолы заменяются скрипками, альтами, виолончелями, контробасами(более мощные инструменты). скрипка (violino i), Альт (viola i), виолончель (violoncello i). Тартини, Вивальди, Корелли. в их музык складыв осн жанры- Сольная соната(скрипка и клавесин), Трио соната (2 скрипки, 1 виолончель, 1 клавесин), сольный концерт (Солист скрипка + струн инст+клавесин), кончерто гроссо (большой концерт 2-4 исполнител солист).

Тартини Трель Дьявола.По легенде к комп пришел Дьявол и сыграл сонату и комп записал ее. В сонате 4 части. 1 ч - медленная, тональность соль минор, медленный, покачивающийся ритм.. 2ч. - Алегро весело, бвстрый темп, резко контрастно, начинается с энерг затактовых кварт, рисунок мелодии широкий и броский.3ч. гран (медленно). 4ч Очень стремительная и энергичная часть, похожа на 2 ч. КОДЕНЦИЯ - заверш оборот. в конце периода, части и тд. исполняется в конце произведения - самый виртуозный момент, солист играет один. Именно этот момент определяет название сонаты.

10) скрипичная музыка 17-18 в. виолы заменяются скрипками, альтами, виолончелями, контробасами(более мощные инструменты). скрипка (violino i), Альт (viola i), виолончель (violoncello i). Тартини, Вивальди, Корелли. в их музык складыв осн жанры- Сольная соната(скрипка и клавесин), Трио соната (2 скрипки, 1 виолончель, 1 клавесин), сольный концерт (Солист скрипка + струн инст+клавесин), кончерто гроссо (большой концерт 2-4 исполнител солист).

Музыка Вивальди стала известна только после его смерти, когда стали пристально изучать творчество Баха. При жизни имя Вивальди юыло очень известно. он работал ком и учит муз в Венецианской женсуой консерв, преподавал там около 40 лет. он был выгнан из консерв, уехал по приглашению в вену и умер в безвестии. он оставил огромное колва произведений - 450 инструм конц, родоночальник инструментальных концертов. все конц трехчасные - быстр, медл, быстр. быстр ч рондо, медлнстаринная двухчастная форма.

Времена года - програмное произведение

 

 

1.ДЕТСТВО.Георг Фридрих Гендель родился 23 февраля 1685. Музыкальные способности генделя начали проявляться еще в детстве, но его отец был против работы музыканта, а хотел, чтобы он был юристом. но генделя тянуло заниматься музыкой и в возрасте 7 лет он поразил игрой на органе герцега и тот сделал так, чтобы гендель занимался с лучшими музыкантом города Галла - Цахау(органист). Под его руководством Гендель изучает органню полионию и импровизационный стиль нем комп. на 12 году он впервые едет в поездку в Берлин. ИТАЛИЯ. Весной 1703 года гендель переехал в гамбург. происходит знакомство с Маттесом - талантливым музыкантом. Г получает у него уроки и место второго скрипача в оркестре гамбургской оперы. Опера начинает терять свою значимость и Г отправляется в Гамбрг, чтобы овладеть универсальным итальянским оперным стилем, прожтл там около 4 лет, старается привыкнуть к новым музыкальным нравам и обычаям. первый этап вокального письма - работа над контаами, латинскими псалмами. в 1707 году дебютирует своей первой итальянской оперой "Родриго" с успехом. В Венеции знакомиться со Скарлатти - глава ит опер шк и его сыном.

2)ЛОНДОН. В 1710 г прибыл в Ганновер на должность придворного капельмейстера. в 1711 году опера "Ринально " производит фурор. С момента приезда в англию Г сосред изучает англ нац искусство и в первую очередь произведения Генри Перселла.Живет на положение капельмейстера у англ вельмож. изучает хоровое искусство англ. в результате появл 12 "Антемов" англ псалмов для хора, солист и орк, напис в традициях дух англ муз. в 1720 получает место руководителя оперного театра "Королевская академия музыки", дебютирует там новой оперой "Радомисто". под его руководством было поставлено около 500 опер. оратория Самсон и инструмент муз.

В Ирландии 1742 в г Дублин дебютирует ораторя Мессия. За несколько дней до смерти он дирежировал ораторией Мессия и во время исполнения силы оставили его, спустя недолгое время он скончался (14 апреля 1759 г).

 

3)Его творчество связано с первой половиной 18 века. это окончи=ание эпохи борокко и его кульминация. Важое значение в творчестве генделя занимает хоровая музыка. Гендель блестящий музыкант, импровизатор на клавире и органе, писал органную и клавирную музыку. Гендель объездил всю Европпу, изучая музыку Италии, Англии и умер В Англии.Г - художник оптимист, воплащающий радость бытия. Образы его в музыке броские, эффектные, его называют Бетховеном 18 столетия. Г воспитывал трад разных стран и жо в нем воспитал его педагог Нефе (немецкая органная хор и оперн муз, итальянская муз.). Г - блестящий мелодист,Юю при этом мелодии его очень просты, часто фанфарны, гаммообразные. любимый интерваал ч4. Ритм всегда очень выпуклый. любимые жанры - вокальная музыка - опера и оратория(опера без сценич действия). инструмент муз сончерто гроссо, орк сюиты (музыка на воде), клавирные сюиты, органный концерт, сонаты.

 

4)Г. орат Самсон. Одно из самых популярных произведений, исполн до сих пор. В 174 г в Лондоне имеет 2 редакции - 33 номера и 84. могут исполняться на англ и нем яз. В основе сюжета миф о судье Самсоне. Либретто написано поэтом Гамельтоном. (Либро - слово). В основе драмматургич конфл двух народов - израильтян и филистимлян. гл гер Самсон, его отез Маноа, друг самсона Миха, филистимляне, Далила, Харафа.

Для хар израильтян характерен сдержанный темп, благородный, строгий характер музыки. Для филистимлян - быстрые темпы, героич, ликующая, празд муз.

Увертюра состоит из 3 частей. 1) Анданте - медл, умерен, характ израильтян, полный величия, Тутти оркестра очень плотная, аккордовая. 2) Аллегро (весело, быстро) это фуга с барабанным ритмом. 3) Менуэт аристократич танец. часто опускается в соврем исполн.

 

5) Г. орат Самсон. Одно из самых популярных произведений, исполн до сих пор. В 174 г в Лондоне имеет 2 редакции - 33 номера и 84. могут исполняться на англ и нем яз. В основе сюжета миф о судье Самсоне. Либретто написано поэтом Гамельтоном. (Либро - слово). В основе драмматургич конфл двух народов - израильтян и филистимлян. гл гер Самсон, его отез Маноа, друг самсона Миха, филистимляне, Далила, Харафа.

Для хар израильтян характерен сдержанный темп, благородный, строгий характер музыки. Для филистимлян - быстрые темпы, героич, ликующая, празд муз.

№2. Хор филистимл "Звучи, труба, играй, тимпан" Характер - ликующий, радостный. Эффектное звучание создается тембрами труб, органа, литавра, четкий ритм, юбиляции у хора.

№4 Ария Самсона "Мрак, вечный мрак!". ария ломенто, тональность ми минор. Очень медленный темп, интонац движ вниз, паузы, вздохи. Однако, восходящ героич кварты, движ мелодии вверх характеризуют Самсона ккак героя.

№33 Хор израильтян характерен сдержанный темп, благородный, строгий характер музыки.

6) Г. орат Самсон. Одно из самых популярных произведений, исполн до сих пор. В 174 г в Лондоне имеет 2 редакции - 33 номера и 84. могут исполняться на англ и нем яз. В основе сюжета миф о судье Самсоне. Либретто написано поэтом Гамельтоном. (Либро - слово). В основе драмматургич конфл двух народов - израильтян и филистимлян. гл гер Самсон, его отез Маноа, друг самсона Миха, филистимляне, Далила, Харафа.

Для хар израильтян характерен сдержанный темп, благородный, строгий характер музыки. Для филистимлян - быстрые темпы, героич, ликующая, празд муз

№7 Ария Маноа. 2 части. ре минор 1) аллегро написана в духе героич арии, стремительные пассажи в быстром темпе. В вокал партии сложные юбиляции. 2) фа минор. Ларго. ария ламенто. нисходящ интон, в оркестре мягкий пульс.

№ 12Ария Михи "Вернись, о Бог". это молитва обращ к Господу. Ми бемоль мажор. символизирует возввышение духа. Аморозо - любовная ария. Мелодия певучая и опирается на самые песенные интервалы 6 и 3.

№29 Речитатив. хор филистимлян в сцене разруш храма. музыка наполнена муз рит фигур. партии голослов разорваны на короткие мотивы, возгласы.

7) Кончерто Гроссо. С этим жанром Г познак в Италии, заимствует этот жанр у корелли. У Г такое же кол во частей (от 3 до 7) и такой же состав исполнителей - 1)3 солиста: 3 скрипки + виолончель, 2) гроссо оркестр струнный (скрипки, альты, виолонч) 3) клависин.

5 частей, котор черед по принципу темпового и жанрового контраста. все части кроме первой в соль миноре, остальные в ля бемоль мажоре.

соль минор Г трактует драматично, энергично.

Ес дур - тональность любви.

1ч. Ларго -(очень медленно, экспрессивно) тоскливо, меланхоллично. Лирика с ноткой изящной тоски, размышление скорби. в этой части чередуются фрагменты тутти (все инструменты) и сольные - плотное прозрачное звучание, состязание звуковых пластов

2ч. Атемпо Джусто (верный темп). он должен соответ драм накалу страстей в этой музыке, кроме того вариации определяют интонации, темы - нихход храм - символ смерти, энергичные скачки. форма фуги всегда очень энергичн, динамезирует движ.

3ч. Музетта (валынка, дух инструм, сделаный из бычьего желудка. у него протяжный гулдящий звук). подражание валынки у контробаса и клавира (выдержанный ми бемоль). по жанру напоминает фр танец менуэт, размер три четверти.

4ч. Аллегро (драматическая, энергичная часть,) не фуга, плотное аккордовое звучание, соло нет

5ч. Алегро (подвижно) нет драм напора, звучит мягче, танцевальная часть, быстрый менуэт.

8) Все 6 частей звучат в соль миноре.1) увертюра, в ней 3 части (аба) характер скорбный, лирический

2) фуга с пунктирным ритмом.

3) анданте, размер 4 четверти. характер спокойный, немного отрешенный, форма старинная двухчастная. 1 часть модулирует из основной части в доминантовую

4) сарабанда. спокойный задумчивый, возвышенный

5) жига. самый сложный танец.

6) пассакалья. траурный обрядовый танец.

Родился Бах 21 марта 1685 г. 1685 - 1700 годы учений, в 10 лет осеротел, едет к брату.

1700-1709 Люнебург, учится в вокальн школе, играет на скрипке, органе, клавесине,

1700-1708 Веймор отрабатывает органную и клавирную технику.

Осень 1705. Люберг. Слушает Бакстехуде. вместо 28 дней отсутствует 4 месяца.

1707 женится на Марии Барбаре, должность церковного музыыканта.

1708 - 1717 второй Вейвергский период. помощник капельмейстера, придворный музыкант. Изучение итальянской музыки Вивальди, кореллт, Альбинони, перекладывает их произведения для клавира.

1717 соревнования Баха и Маршана



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: