Группа А
К медицинской группе А по нозологической форме относят студентов, имеющих заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушения функции эндокринной и нервной систем, хронические синуситы, воспаление среднего уха, миопию.
Для студентов данной группы показаны следующие физические упражнения:
- общеразвивающие упражнения (ОРУ) на воздухе;
- ходьба и бег в медленном и среднем темпах;
- циклические виды спорта (ходьба на лыжах, езда на велосипеде,
гребля, плавание в сочетании с дыхательными упражнениями) с учетом реакции сердца на нагрузку;
- пешие прогулки и ближний туризм;
- пробегание небольших отрезков с ускорениями (можно
включать по мере повышения тренированности);
- статические дыхательные упражненияс ровным ритмичным
дыханием, урежение дыхания, изменение механизма дыхания и фаз дыхательного цикла, понижение уровня дыхания;
- динамические дыхательные упражненияв сочетании с
упражнениями, облегчающими выполнение фаз или всего дыхательного цикла; обеспечивающими избирательное увеличение подвижности и вентиляции легких, способствующими восстановлению или увеличению подвижности ребер и диафрагмы, формирующими навыки рационального сочетания дыхания и движений;
- упражнения с предметами, в парах;
- стретчинг (упражнения на растяжение мышц и связок);
- упражнения на расслабление.
В занятиях широко используется перемена положения тела, сочетание упражнений для туловища с упражнениями для конечностей, поднимание конечностей в положении лежа на спине для стимуляции венозного оттока крови, движения головой, упражнения для плечевого пояса с целью нормализации кровотока в сосудах головного мозга.
|
Студентам, имеющим миопию, показаны упражнения циклического, преимущественно аэробного характера, а также плавание (с исключением возможного раздражающего действия хлорсодержащих веществ на органы зрения), игры в настольный теннис, бадминтон.
Противопоказаны: значительные длительные нагрузки циклического и ациклического характера, выполняемые с высокой интенсивностью; статические напряжения, связанные с задержкой дыхания; метание снарядов, длительное выполнение упражнений с высокой скоростью. С большими ограничениями используются упражнения с отягощениями, прыжки, резкие перемещения, многократные повторения однообразных упражнений, вызывающие утомление; маховые упражнения с максимальной амплитудой движения; упражнения, сопровождающиеся значительным натуживанием, глубокими наклонами головы и туловища; подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа.В зависимости от типа нервной деятельности противопоказаны упражнения, усиливающие и без того преобладающие процессы возбуждения или торможения.
Из занятий студентов, имеющих близорукость, должны быть исключены упражнения со значительными мышечными напряжениями и интенсивностью, выполняемые на гимнастических снарядах или тренажерах, упражнения типа прыжков и соскоков, изменение положения тела вниз головой, а также резкие сотрясения тела.
Группа Б
В медицинской группе Б по нозологии объединены заболевания органов брюшной полости: дискинезия желчевыводящих путей (ДЖВП), хронический холецистит, хронический гастрит, язвенная болезнь в стадии ремиссии, колит и др. и малого таза: дисфункция яичников, гинекологические воспалительные заболевания и др., с нарушениями жирового, водно-солевого обменов и заболеваниями почек.
|
Показаны физические упражнения:для студентов, имеющих заболевания желудочно-кишечного тракта, рекомендуются общеразвивающие и общеукрепляющие упражнения с постепенно усложняющейся и повышающейся физической нагрузкой в различных исходных положениях (лежа на спине, боку, стоя на четвереньках, сидя и стоя), при выполнении которых через каждые 3 – 4 упражнения следует выполнять диафрагмальное дыхание. Упражнения с отягощениями предпочтительнее выполнять в положении лежа на спине или сидя, избегая чрезмерного напряжения мышц брюшной стенки и повышения внутрибрюшного давления. Полезны дозированная ходьба, бег в медленном и среднем темпах, лыжные прогулки, спортивные и подвижные игры средней интенсивности, плавание в теплой воде. При нарушениях обмена веществ рекомендованы физические упражнения, способствующие развитию общей выносливости. Студентам, имеющие заболевания мочеполовой системы, следует выполнять нагрузки умеренной интенсивности и различной направленности предпочтительно циклического характера. При хронических гинекологических заболеваниях полезны упражнения для укрепления мышц брюшного пресса в положении лежа, упражнения, способствующие улучшению кровоснабжения органов малого таза.
Противопоказаны: любые упражнения, выполняемые менее, чем через час после еды или на голодный желудок, а также упражнения, сопровождающиеся значительным натуживанием, задержкой дыхания, вызывающие сильное утомление. В начальном периоде занятий ограничиваются резкие движения (прыжки, бег на скорость, подскоки). С ограничениями используется исходное положение лежа на животе,в периоды обострений оно исключается полностью. При хронических воспалительных заболеваниях почек ограничиваются упражнения с резкими поворотами, наклонами, скручиванием туловища, прыжки. Не допускается переохлаждение организма, а в занятиях плаванием ограничивается пребывание в воде до 15 – 20 минут. Наличие нефроптоза предполагает ограничение упражнений (прыжков, длительного выполнения упражнений в вертикальном положении и др.), способствующих еще большему опусканию почки. При нарушениях жирового и водно-солевого обмена противопоказанными упражнениями являются прыжки (особенно с опорой одновременно на обе ноги), длительный бег, подскоки, упражнения высокой интенсивности, выполняемые с большим напряжением.
|
Группа В
Медицинская группа В включает заболевания связанные с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) и снижением двигательной функции.
Для студентов данной группы показаны физические упражнения:
- общеразвивающие и специальные упражнения, направленные
на укрепление различных мышечных групп;
- общеразвивающие и специальные упражнения, направленные
на увеличение подвижности поврежденных суставов;
- упражнения с отягощениями в сочетании с дыхательными и
релаксационными в положении лежа;
- упражнения, с использованием тренажёрных устройств;
- корригирующие упражнения, направленные на исправление
дефектов осанки;
- упражнения для развития координационных способностей;
- упражнения на равновесие.
При выполнении упражнений рекомендуются исходные положения при которых максимально разгружается позвоночник (лежа на спине, животе, стоя на четвереньках). Студентам, имеющим деформации позвоночника (сколиоз, кифоз, лордоз) показано плавание способом брасс, ходьба на лыжах, гребля, игра в волейбол, упражнения у гимнастической стенки и с гимнастической палкой. При плоскостопии используются упражнения с предметами (захват пальцами стоп карандашей, шариков, перекладывание их с места на место, катание палки подошвами, массаж стоп), различные виды ходьбы (на носках, пятках, наружном своде стоп). При изменении угла наклона таза рекомендуются упражнения, укрепляющие соответствующие мышцы (брюшной пресс и заднюю поверхность бедер — при увеличении угла; мышцы поясницы и переднюю поверхность бедер — при уменьшении угла таза). При наличии артрита нижних конечностей физические упражнения выполняются преимущественно в положении сидя и лежа.
Ограничить при сколиозе упражнения с сопротивлением, которые могут способствовать сближению крайних точек дуги искривленного позвоночника, а также упражнения, выполняемые с чрезмерным напряжением. Ограничения в занятиях физическими упражнениями зависят от локализации и тяжести повреждения органов движения.
Противопоказаны при сколиозе круговые движения туловищем и тазом, скрестные движения руками спереди и ногами в упоре сидя сзади; скручивание туловища с наклоном вперед, назад и в стороны; скрестные шаги; попеременные движения ногами и руками.
При наличии артрита нижних конечностей следует исключать упражнения, выполняемые в исходных положениях с опорой на больной сустав. Рекомендуется избегать чрезмерных напряжений. Студентам, имеющим диагноз пояснично-крестцовый радикулит или остеохондроз, противопоказаны резкие движения, наклоны в безопорном положении. При плоскостопии следует исключать отрицательное влияние нагрузки веса тела на свод стопы в положении стоя и при развернутых стопах. На начальных этапах занятий исключаются статические нагрузки.