В основе подготовки человека к предстоящей трудовой деятельности лежит разностороннее физическое развитие, которое создаёт прочную основу для совершенствования всех жизненно важных функций организма, двигательных качеств, умений и навыков. Вместе с тем, требования, предъявляемые к специалистам различных профессий, вызывают необходимость профилирования процесса физического воспитания в соответствии с особенностями профессиональной деятельности.
Основное назначение профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) — направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность.
Конкретное содержание ППФП обусловлено психофизиологическим соотношением трудового процесса и физической культуры и спорта. Выбор физических упражнений и методов и зависит от структурных компонентов ППФП, индивидуальных особенностей человека, природно-климатических условий, места проживания и работы.
Основными структурными компонентами профессионально-прикладной физической подготовки являются: формы (виды) труда; условия и характер труда, а также режим труда и отдыха.
Основные формы труда — умственный, физический и смешанный. Это деление условное, однако, с его помощью представляется возможным изучить динамику работоспособности, объективно определить кривую утомляемости в течение рабочего дня и подобрать адекватные средства физической культуры и спорта.
Условия и характер труда влияют как на подбор средств физической культуры для достижения высокой работоспособности, так и для дифференцирования психофизических нагрузок, что крайне необходимо для выработки разнонаправленных рекомендаций по включению физических упражнений и видов спорта в режим труда и отдыха.
Режим труда и отдыха во многом определяет рациональность выбора средств физической культуры и спорта для профессионально-прикладной физической подготовки.
Рациональным режимом труда и отдыха в любом учреждении или на предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность и результативность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье человека.
Для ППФП особо важным в профессиональной деятельности является оценка степени напряжения отдельных систем и функций организма человека.
Исследованиями доказано, что одним из самых существенных моментов в построении единой системы мер по физическому воспитанию с профессионально-прикладной направленностью является правильный подбор средств, позволяющий одновременно оказывать тренирующее воздействие на целый комплекс органов и функций человека или избирательно воздействовать на их развитие.
Таблица 1.4 — Средства физической культуры для развития физических и психических качеств (по Г. Г. Санояну, 1979)
Качества | Средства | Методические указания |
Общая выносливость | Преимущественно циклические упражнения: продолжительный бег, преодоление полосы препятствий, ускоренная ходьба на лыжах, плавание, спортивные игры, гребля, езда на велосипеде и др. | Темп выполнения упражнений средний, длительная продолжительность |
Сила и силовая выносливость | Силовые упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с эспандером, на тренажерах, тренажере «штанга» и т. д. | Многократное выполнение упражнений, требующих значительного и максимального напряжения |
Скоростная выносливость | Бег на короткие и средние дистанции | Продолжительные скоростные упражнения, многократное пробегание, проплывание коротких отрезков с небольшими перерывами. Скоростные упражнения в состоянии утомления |
Быстрота | Бег на короткие дистанции, спортивные игры, прыжки, метания, преодоление препятствий | Многократные повторения упражнений с максимально возможными результатами |
Ловкость, координация движений | Упражнения на гимнастических снарядах, преодоление препятствий, спортивные игры, прыжки в воду, спуски, повороты и прыжки на лыжах, акробатика, занятия на тренажерах «ловкость», «ручные захваты» и т. п. | Выполняется ряд сложных по координации упражнений, требующих быстрого переключения от одних точно согласованных действий к другим при внезапно меняющейся обстановке |
Точность движений, глазомер | Метание в цель, игра в баскетбол, волейбол, теннис, настольный теннис, городки, стрельба и др. | Многократные повторения упражнений, развивающих проприоцептивную чувствительность |
Эмоциональная устойчивость, смелость, решительность | Передвижение на значительной высоте по узкой опоре, прыжки вниз, через препятствия, акробатические упражнения, прыжки в воду, спуски и прыжки на лыжах, единоборства | Развиваются при выполнении упражнений повышенной сложности |
Основными средствами ППФП служат физические упражнения, соответствующие особенностям конкретной профессиональной деятельности. Целенаправленно используемые физические упражнения (как фактор адаптации к труду) имеют значительные преимущества в сравнении с трудовыми движениями. В таблице 1.4 представлены конкретные виды физических упражнений, использование которых развивает определенные, нужные для каждой из профессиональных групп качества.
Средства ППФП распределяются по группам по их направленности:
- прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;
- прикладные (приоритетные для специальной физической подготовленности) виды спорта (целостное использование);
- вспомогательные виды спорта, дополняющие учебный процесс по разделу ППФП;
- гигиенические факторы.
В ППФП подготовке студенческой молодежи широко применяются упражнения профессионально-прикладной гимнастики, базовые виды спорта, туризм, специальные упражнения на специальных тренажерах.