Основы профессионально-прикладной физической подготовки




В основе подготовки человека к предстоящей трудовой деятельности лежит разностороннее физическое развитие, которое создаёт прочную основу для совершенствования всех жизненно важных функций организма, двига­тельных качеств, умений и навыков. Вместе с тем, требования, предъявляе­мые к специалистам различных профессий, вызывают необходимость профилирования процесса физического воспитания в соответствии с особенностями профессиональной деятельности.

Основное назначение профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) — направленное развитие и под­держание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требова­ния конкретная профессиональная деятельность.

Конкретное содержание ППФП обусловлено психофизиологи­ческим соотношением трудового процесса и физической культу­ры и спорта. Выбор физических упражнений и методов и зависит от структурных компонентов ППФП, индивидуальных особенностей человека, природно-климатических условий, места проживания и работы.

Основными структурными компонентами профессионально-прикладной физической подготовки являются: формы (виды) труда; условия и характер труда, а также режим труда и отдыха.

Основные формы труда — умственный, физический и сме­шанный. Это деление условное, однако, с его помощью представ­ляется возможным изучить динамику работоспособности, объек­тивно определить кривую утомляемости в течение рабочего дня и подобрать адекватные средства физической культуры и спорта.

Условия и характер труда влияют как на подбор средств фи­зической культуры для достижения высокой работоспособности, так и для дифференцирования психофизических нагрузок, что крайне необходимо для выработки разнонаправленных рекомен­даций по включению физических упражнений и видов спорта в режим труда и отдыха.

Режим труда и отдыха во многом определяет рациональ­ность выбора средств физической культуры и спорта для профессионально-прикладной физической подготовки.

Рациональным режимом труда и отдыха в любом учреждении или на предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность и результативность труда, индивидуаль­ную производительность, работоспособность и здоровье человека.

Для ППФП особо важным в профессиональной деятельности является оценка степени напряжения отдельных систем и функций организма человека.

Исследованиями доказано, что одним из самых существенных моментов в построении единой системы мер по физическому воспитанию с профессионально-прикладной направленностью является правильный подбор средств, позволяющий одновременно оказывать тренирующее воздействие на целый комплекс органов и функций человека или избирательно воздействовать на их развитие.

 

Таблица 1.4 — Средства физической культуры для развития физических и психических качеств (по Г. Г. Санояну, 1979)

Качества Средства Методические указания
Общая выносливость Преимущественно циклические упражнения: продолжительный бег, преодоление полосы препятствий, ускоренная ходьба на лыжах, плавание, спортивные игры, гребля, езда на велосипеде и др. Темп выполнения упражнений средний, длительная продолжительность
Сила и силовая выносливость Силовые упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с эспандером, на тренажерах, тренажере «штанга» и т. д. Многократное выполнение упражнений, требующих значительного и максимального напряжения
Скоростная выносливость Бег на короткие и средние дистанции Продолжительные скоростные упражнения, многократное пробегание, проплывание коротких отрезков с небольшими перерывами. Скоростные упражнения в состоянии утомления
Быстрота Бег на короткие дистанции, спортивные игры, прыжки, метания, преодоление препятствий Многократные повторения упражнений с максимально возможными результатами
Ловкость, координация движений Упражнения на гимнастических снарядах, преодоление препятствий, спортивные игры, прыжки в воду, спуски, повороты и прыжки на лыжах, акробатика, занятия на тренажерах «ловкость», «ручные захваты» и т. п. Выполняется ряд сложных по координации упражнений, требующих быстрого переключения от одних точно согласованных действий к другим при внезапно меняющейся обстановке
Точность движений, глазомер Метание в цель, игра в баскетбол, волейбол, теннис, настольный теннис, городки, стрельба и др. Многократные повторения упражнений, развивающих проприоцептивную чувствительность
Эмоциональная устойчивость, смелость, решительность Передвижение на значительной высоте по узкой опоре, прыжки вниз, через препятствия, акробатические упражнения, прыжки в воду, спуски и прыжки на лыжах, единоборства Развиваются при выполнении упражнений повышенной сложности

Основными средствами ППФП служат физические упражнения, соответствующие особенностям конкретной профессиональной деятельности. Целенаправленно используемые физические упражнения (как фактор адаптации к труду) имеют значительные преимущества в сравнении с трудовыми движениями. В таблице 1.4 представлены конкретные виды физических упражнений, использование которых развивает определенные, нужные для каждой из профессиональных групп качества.

Средства ППФП распределяются по группам по их направленности:

- прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;

- прикладные (приоритетные для специальной физической подготовленности) виды спорта (целостное использование);

- вспомогательные виды спорта, дополняющие учебный про­цесс по разделу ППФП;

- гигиенические факторы.

В ППФП подготовке студенческой молодежи широко применяются упражнения профессионально-прикладной гимнастики, базовые виды спорта, туризм, специальные упражнения на специальных тренажерах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: