Надежный и эффективный бухгалтерский учет готовой продукции и операций по ее реализации возможен только при условии грамотной организации документооборота, который охватывает большой перечень разнообразных бланков, ведомостей, карточек и других документов. В настоящее время на практике при учете готовой продукции и процесса ее продажи используются как унифицированные, так и старые традиционные документы, например: • сертификат соответствия;
• гигиеническое заключение; • качественное удостоверение на продукцию; • товарный ярлык; • приемо-сдаточный акт; • приемо-сдаточная накладная; • приходный ордер (форма № М-4); • требование - накладная (форма № М-11); • накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма № ТОРГ-13); • журнал учета товаров на складе (форма № ТОРГ-17); • накладная (форма № 19); • накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15); • приказ-накладная; • счет фактура; • счет (форма № 868); • товарно-транспортная накладная (форма № Т-1), • путевой лист грузового автомобиля (форма № П-4); • акт инвентаризации продукции отгруженной (ИНВ-4); • акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути (ИНВ-6).
Основными документами, без которых предприятие не может вывести свою продукцию на рынок товаров, являются: сертификат соответствия, гигиеническое заключение, качественное удостоверение на продукцию, товарный ярлык.
Сертификат соответствия подтверждает безопасность продукции предприятия для жизни и здоровья потребителей, а также невозможность нанесения вреда их имуществу и окружающей среде.
Гигиеническое заключение свидетельствует о безопасности данной продукции для здоровья граждан в период всего жизненного цикла товара: при его производстве, эксплуатации и утилизации.
|
Качественное удостоверение на продукцию характеризует важные качественные показатели партии отгруженной продукции и содержит сведения о количестве товара в партии, весе, таре и упаковке.
Товарный ярлык описывает существенные свойства и параметры товара, связанные с его изготовлением, использованием и стоимостью.
Приемо-сдаточный акт, приемо-сдаточная накладная и приходный ордер (форма № М-4) - это документы, применяемые для учета движения товарно-материальных ценностей между структурными подразделениями организации. Они используются для оформления выпуска и приемки готовой продукции на соответствующий склад. Этой же цели служат: требование - накладная (форма № М-11) и накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма № ТОРГ-13).
Журнал учета товаров на складе (форма № ТОРГ-17) предназначается для учета сохранности и движения готовой продукции в пределах отведенных мест их хранения. |
Накладная (форма № 19), накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) и приказ-накладная предназначены для выдачи поставщиком готовой продукции покупателю. Они относятся к категории товарных документов и содержат подробные характеристики отгружаемой (или отправляемой) продукции. Иногда в них приводятся данные о стоимости (но они не являются обязательными). Эти документы должны быть дополнены соответствующими расчетно-платежными свидетельствами, к которым принадлежат: счет фактура и счет (форма № 868). В счетах содержатся денежные требования к покупателям или подтверждения ранее проведенных ими платежей. Кроме того, в этих документах указываются некоторые характеристики товара.
|
Особую роль играет счет-фактура: она является комбинированным товарным, расчетно-платежным документом и налоговым свидетельством. В ней помещаются требования по учету следующих налогов: НДС, акциза и налога с продаж. Скрупулезное заполнение, хранение и контроль исполнения данного документа- актуальная практическая задача бухгалтерского учета.
При ведении счетов-фактур необходимо фиксировать их в специальном журнале, а операции по купле продаже отражать соответственно в книге покупок и книге продаж. Постоянно и пристальное внимание к счету-фактуре проявляют налоговые и финансовые органы: важное последнее изменение по заполнению этого документа было внесено постановлением Правительства России от 19.01.2000 г. № 46.
Товаро-транспортная накладная (форма № Т-1) и путевой лист грузового автомобиля (форма № П-4) "Принадлежат к категории документов, оформляющих процесс перемещения продукции от поставщика к покупателю. Они содержат достаточно полные сведения о грузе и условиях его транспортировки.
Акт инвентаризации продукции отгруженной используется для учета объемов продукции, отправленной покупателям, сохранности о пути следования, сроков перемещения и оперативности осуществления расчетных операций.
Реализация готовой продукции оформляется в бухгалтерском учете в зависимости от способа реализации (по предоплате или по отгрузке) совокупностью проводок, которые приведены ниже. После предоплаты продукция отгружается вместе с товаросопроводительными документами (или же они высылаются отдельно). Во втором случае после отгрузки продукции поставщик сдает расчетные документы в свой банк вместе с платежным требованием-поручением на получение акцепта и востребование платежа.