Государственная финансовая поддержка сельского хозяйства




На современном этапе развития стоит отметить, что, несмотря на разнообразие многочисленных инструментов государственной финансовой поддержки в Российской Федерации, данный механизм имеет ряд существенных проблем, действие которых в значительной мере сводит на нет результативность применяемых мер.

Как и любой финансовый механизм, механизм государственной финансовой поддержки направлен на повышение эффективности его применения, а именно эффективности расходования используемых средств. На современном этапе можно выделить ряд проблем, препятствующих этому процессу.

· Недостаточность финансирования, сложность определения необходимого уровня субсидирования сельского хозяйства.

При осуществлении государственной финансовой поддержки главным ресурсом выступают средства бюджета – федерального и регионального. Определение объема средств на оказание финансовой поддержки происходит в рамках программно-целевого финансирования. Уровень финансовой поддержки отрасли определяется в большей мере приоритетностью ее развития и значимостью отрасли для состояния экономики государства и общества в целом.

Для того чтобы оценить уровень значимости сельского хозяйства в национальной экономике, рассмотрим динамику и удельный вес сельскохозяйственной отрасли в объеме ВВП Российской Федерации, а именно в объеме валовой добавленной стоимости, так как именно этот показатель отражает конечную стоимость произведенных товаров и услуг без учета промежуточного потребления, что позволяет оценить реальный экономический рост. Далее сопоставим этот показатель с объемом государственных расходов федерального бюджета на сельское хозяйство и рыболовство.

Таблица 1 – Доля расходов федерального бюджета на сельское хозяйство

в объеме валовой добавленной стоимости, производимой отраслью за 2011–2015 год, %

Показатель          
Валовой внутренний продукт, млрд руб. 59 698,1 66 926,9 71 016,7 77 945,1 80 804,3
Валовая добавленная стоимость, млрд руб. в том числе: 51 499,7 57 759,2 61 752,3 67 652,9 72 364,7
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, млрд руб.   1 944,0   2 014,8   2 248,9   2 706,9   3 158,2
Расходы федерального бюджета на сельское хозяйство и рыболовство, млрд руб.   141,4   148,8   219,7   180,0   191,2
Доля расходов федерального бюджета на сельское хозяйство в объеме валовой добавленной стоимости, производимой отраслью, %   7,3   7,4   9,8   6,6   6,1

В целом уровень поддержки сельского хозяйства в развитых странах достигает 65–70 % ВВП, произведенного этой отраслью. Как видно из таблицы 1, в Российской Федерации данный показатель находится в пределах 10 %, что свидетельствует о недостаточном финансировании отрасли.

• Преобладание прямой формы финансирования.

Зарубежный опыт государственной финансовой поддержки показывает, что эффективная финансовая поддержка характеризуется рациональным соотношением используемых методик и форм поддержки. Структура государственной поддержки отрасли в большей степени определяется такими факторами, как природно-климатические условия, географическое положение страны, проблемы и барьеры развития отрасли. Ключевой проблемой развития сельского хозяйства в России является низкий уровень притока частного и иностранного капитала в отрасль.

Проблема инвестиционной непривлекательности сельскохозяйственной отрасли не может быть решена прямыми финансовыми вливаниями в отрасль. Для этого необходимо создание благоприятных условий ведения деятельности в данной отрасли, применение косвенных стимулирующих мер. К ним стоит отнести введение режима наибольшего благоприятствования для иностранных партнеров, обеспечение юридической защиты их вложений, применение льготного налогообложения.

• Пробелы в законодательстве сельскохозяйственной отрасли.

В частности, на сегодня отсутствует нормативно-правовое регулирование проектного кредитования и венчурного финансирования в сельском хозяйстве. Данные инструменты являются относительно новым видом финансового обеспечения инвестиционных проектов в России. Законодательное регулирование данных процессов способствовало бы развитию данных инструментов и применению их государством, в частности для целей НИОКР в сельском хозяйстве.

• Отсутствие земельно-ипотечного кредитования в рамках государственной поддержки.

Данный вид кредитования весьма распространен в странах ЕС и в США, где сельское хозяйство активно развивается, в том числе за счет эффективной государственной поддержки. Кредитование посредством выдачи ссуд под залог земли наиболее приемлемо для субъектов малого бизнеса в сельском хозяйстве, что весьма актуально для России. К тому же иные виды кредитов под залог имущества являются недоступными для фермеров в связи с недостаточностью материальной базы и ее низкой ликвидностью. Такая Главное его преимущество – доступность для сельскохозяйственных производителей.

· Отсутствие адаптации программ государственной поддержки к региональным особенностям, неразвитость регионального финансирования.

Наиболее значимые меры государственной финансовой поддержки реализуются в рамках федеральных программ. Далее эти программы реализуются в субъектах. Сельскохозяйственная отрасль каждого субъекта имеет свои особенности, связанные с природно-климатическим условиями, отраслевой специализацией, уровнем развития инфраструктуры в сельской местности и т. д. В сельскохозяйственной отрасли каждого субъекта есть проблемы, решение которых первостепенно перед остальными, и в каждом субъекте они различны. К примеру, сельское хозяйство Дальнего Востока в наибольшей мере подвержено риску воздействия природно-климатических бедствий, поэтому развитие сельскохозяйственного страхования на данной территории является ключевым аспектом государственной финансовой поддержки региона. Решением такой проблемы может стать увеличение доли регионального финансирования, при котором проект (программа) финансовой поддержки разрабатывается на региональном уровне с учетом специфики отрасли в субъекте. Однако региональное финансирование проектов может быть реализовано только в тех субъектах, бюджеты которых не являются дотационными из федерального бюджета.

· Финансовая неграмотность населения, занятого в сельскохозяйственной отрасли. Данная проблема ограничивает доступность мер государственной финансовой поддержки мелким сельхозтоваропроизводителям – индивидуальным предпринимателям. Финансовая неграмотность, прежде всего, связана с неразвитостью инфраструктуры сельской местности и является, скорее, косвенной проблемой, но не менее важной. Решением данной проблемы может стать создание на уровне местных органов власти комиссий по развитию отрасли, направленных на обеспечение доступности мер государственной поддержки.

Таким образом, осуществление государственной финансовой поддержки сельского хозяйства подлежит жесткой регламентации и ограничениям, притом что положительного эффекта от вступления в ВТО пока не наблюдается. Однако в сложившейся ситуации есть несколько решений. Региональное субсидирование не предусмотрено ни одной корзиной, поэтому при необходимости увеличения государственной финансовой поддержки можно обратиться к региональному софинансированию.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: