Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – средства, направленные на содержание органов прокуратуры, внутренних дел, внутренних войск, органов юстиции, системы исполнения наказаний, органов безопасности, пограничной службы, на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданскую оборону, обеспечение противопожарной безопасности, на миграционную политику, на прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности и др.
Правоохранительные органы и органы обеспечения безопасности государства – это система органов государственной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность и интересы государства от противоправных посягательств.
Необходимость осуществления расходов на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства предопределяется одной из важнейших задач государства по созданию и укреплению системы национальной безопасности, гарантирующей сохранение России в качестве суверенного государства и её территориальной целостности, неприкосновенности исторических, культурных и духовных ценностей.
Перечень и структура расходов на национальную оборону и правоохранительную деятельность значительно расширены, что отвечает требованию «прозрачности» военного бюджета.
Раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» включает в себя следующие подразделы:
01 — органы прокуратуры и следствия;
02 — органы внутренних дел;
03 — войска национальной гвардии Российской Федерации;
|
04 — органы юстиции;
05 — система исполнения наказаний;
06 — органы безопасности;
07 — органы пограничной службы;
08 — органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
09 — защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона
10 — обеспечение противопожарной безопасности;
11 — миграционная политика;
12 — модернизация войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов;
13 — прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;
14 — другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности.
Рассмотрим состав и структуру расходов федерального бюджета по финансированию национальной безопасности и правоохранительной деятельности.
Состав и структура расходов федерального бюджета РФ по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»
млрд руб. | уд. вес, % | млрд руб. | уд. вес, % | млрд руб. | уд. вес, % | |||||||
Всего расходов по разделу | 2061,6 | 2086,2 | 1965,6 | |||||||||
Органы прокуратуры | 48,4 | 2,3 | 96,0 | 4,6 | 88,3 | 4,5 | ||||||
Органы внутренних дел | 763,1 | 37,0 | 768,2 | 36,8 | 707,3 | 35,9 | ||||||
Внутренние войска (войска национальной гвардии РФ) | 128,5 | 6,2 | 128,6 | 6,2 | 120,5 | 6,1 | ||||||
Органы юстиции | 56,7 | 2,8 | 55,0 | 2,6 | 51,9 | 2,6 | ||||||
Система исполнения наказаний | 263,3 | 12,8 | 247,6 | 11,9 | 239,9 | 12,2 | ||||||
Органы безопасности | 309,3 | 15,0 | 315,3 | 15,1 | 307,1 | 15,6 | ||||||
Органы пограничной службы | 132,9 | 6,5 | 142,6 | 6,8 | 136,7 | 7,0 | ||||||
Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ | 31,3 | 1,5 | 31,7 | 1,5 | 28,7 | 1,5 | ||||||
Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона | 88,9 | 4,3 | 88,6 | 4,3 | 91,4 | 4,7 | ||||||
Обеспечение пожарной безопасности | 118,5 | 5,7 | 118,5 | 5,7 | 112,2 | 5,7 | ||||||
Миграционная политика | 39,3 | 1,9 | 44,7 | 2,1 | 38,6 | 2,0 | ||||||
Прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности | 40,6 | 2,0 | 39,5 | 1,9 | 31,8 | 1,6 | ||||||
Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности | 40,6 | 2,0 | 9,9 | 0,5 | 11,2 | 0,6 | ||||||
|
Динамика и доля расходов федерального бюджета РФ на национальную безопасность
и правоохранительную деятельность
Всего расходов федерального бюджета РФ, млрд руб. | 4284,8 | 5986,6 | 7570,9 | 9660,1 | 10 117,5 | 10 925,6 | 12 895,0 | 13 342,9 | 14 830,6 | 15610,9 |
В том числе по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», млрд руб. | 550,2 | 667,0 | 835,6 | 1004,5 | 1085,4 | 1259,8 | 1843,0 | 2061,6 | 2086,2 | 1965,6 |
Удельный вес расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в общей сумме расходов федерального бюджета РФ | 12,8 | 11,1 | 11,0 | 10,4 | 10,7 | 11,5 | 14,3 | 15,5 | 14,1 | 12,6 |
В структуре расходов по данному разделу наибольшую долю занимают затраты на финансирование органов внутренних дел (около 35%), систему исполнения наказаний (12%), органы безопасности (около 15%).
|
Расходы федерального бюджета РФ на финансирование национальной безопасности и правоохранительной деятельности ежегодно возрастают одинаковыми темпами (на 20—25% в год); более-менее стабильной остается и доля расходов на эти цели в общей сумме расходов федерального бюджета РФ (10—15%).
Основными ведомствами, выполняющими функции государства по обеспечению безопасности граждан России, являются Министерство внутренних дел РФ, Генеральная прокуратура, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная миграционная служба.
Кроме того, определенная доля государственных мероприятий в области национальной безопасности и правопорядка финансируется из региональных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Планирование расходов на эти цели осуществляется в соответствии с ведомственной классификацией расходов, отражающей распределение бюджетных средств по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов — по целевым статьям и видам расходов.
Финансирование силовых министерств и ведомств осуществляется не только по разделам «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», но и по разделу «Социальная политика» и по отдельным целевым программам. По разделу «Социальная политика», например, планируются расходы на выплату пенсий и государственных пособий военнослужащим.
К 2019 году расходы федерального бюджета по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» планируется увеличить до двух триллионов рублей. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту трехлетнего бюджета, с содержанием которой ознакомилось РБК.
Эти расходы, отмечает издание, частично включены и в закрытую часть бюджета, которую планируется увеличить более чем на 22 процента по сравнению с 2016 годом.
Проект бюджета предполагает ежегодное увеличение затрат на национальную безопасность. В целом за три года расходы на силовые структуры планируется увеличить на 63 миллиарда рублей.
В правительстве от каких-либо комментариев по поводу планов увеличения расходов на нацбезопасность пока воздержались.