Финансовое обеспечение реализации социальной политики в Российской Федерации.




ТЕОРИЯ:

Важную роль в обеспечении социальной и политической стабильности в обществе играет целостная концепция социальной политики, нацеленная на укрепление демократического характера российской государственности, превращение России в страну с социально ориентированной экономикой.

В стране функционируют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Кроме того, в каждом субъекте Федерации имеется территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

В последние годы для России характерно усиление роли государственной социальной политики. Расходы государства на развитие человека постоянно растут в связи с выполнением принятых социальных обязательств в качестве одной из первоочередных задач.

Между тем макроэкономическая ситуация в стране изменилась. Ее бюджетная система существует в условиях, связанных со снижением поступлений от нефтегазовых доходов, сокращением объемов производства и внешней торговли. В результате изменяются источники финансирования, сущностные связи и интересы социальных субъектов, общественных организаций и государства по поводу социальной защиты работающих, самозанятого населения и социально уязвимых групп.

Поэтому необходимо переосмысление действующего финансового инструментария социально ориентированной экономики, обоснование новых подходов к формированию систем социального страхования как базового инструмента социальной защиты и поддержки населения.

Социальная поддержка оказывается за счет федерального, региональных и местных бюджетов. Причем доля расходов на социальную поддержку в структуре расходов бюджетов муниципальных образований зависит от их типа, и наибольшая она в бюджетах городских и сельских поселений.

Социальное страхование осуществляется через автономные фонды, формируемые за счет взносов, выплачиваемых работодателем за каждого застрахованного работника, а также самозанятыми гражданами; круг обеспечиваемых в этих рамках – застрахованные лица.

Страховые взносы в системе социального страхования являются частью необходимого продукта, а на уровне предприятий – частью издержек производства (себестоимости продукции и услуг).

Бюджетное финансирование осуществляется за счет налогов, выступающих частью прибавочного продукта, а на уровне предприятий – частью прибыли. В аспекте предназначения страховые взносы имеют четко обозначенную функциональную целевую ориентацию на определенные социальные нужды, а поэтому как бы привязываются к характеристикам заработной платы отдельного застрахованного, а налогам присущ обезличенный и нецелевой характер.

Различия имеются и по субъектам сбора – налоги собираются с юридических и физических лиц, а страховые платежи выплачивают работодатели и самозанятые граждане. Практика социального страхования строится на прочной статистической базе, учете и анализе закономерностей конкретного вида риска, имеет своими важнейшими задачами профилактику и снижение уровня угроз.

В табл. 1 приведены параметры исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2011–2015 гг., свидетельствующие об их дефицитности только в последние два года. За рассматриваемый период расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов росли более высокими темпами по сравнению с их доходами –соответственно 184,2 и 158,8%. При этом прирост страховых взносов составил 79,8%, их доля в общем объеме доходов бюджетов имела тенденцию к росту, но наибольший показатель приходится на 2014 г.: в 2011 г. – 56,8%, в 2012 г. – 58,5%, в 2013 г. – 62,1%, в

2014 г. – 68,2%, в 2015 г. – 64,3%;.

Приведенные в табл. 2 основные параметры, характеризующие уровень жизни россиян в 2011–2015 гг., показывают рост среднедушевых денежных доходов населения с 20 780 руб. в 2011 г. до 30 311 руб. в 2015 г. (на 145,9%), среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций – с 23 369 до 33 925 руб. (на 145,2%), среднего размера назначенных пенсий – с 8 203 до 11 983 руб. (на 138,7%).

Необходимо разработать среднесрочную программу мер (например, на срок до пяти лет) для завершения в ближайшие пять- восемь лет формирования системы социального страхования в России в увязке ее с реформами в налоговой системе и механизме начисления заработной платы. В рамках такой программы представляется целесообразной реализация следующих мероприятий:

• сокращение сферы теневого рынка труда и доходов – нерегистрируемые формы занятости, неофициальные и не учитываемые выплаты заработной платы, что в итоге снижает уровень социальных гарантий для занятых в этой сфере работников и сужает экономические возможности для финансирования государственных внебюджетных социальных фондов;

• уменьшение не увязанной с системами страховых взносов и социальной поддержки дифференциации в области заработной платы и доходов населения в различных секторах экономики и регионах страны;

• обеспечение стабильности законодательных механизмов исчисления размеров пенсий и пособий;

• формирование концептуально выверенной системы управления социальным страхованием в форме демократических механизмов участия во всех важнейших процедурах принятия решений основных социальных субъектов – полномочных представителей работников и работодателей.

Такая программа мер позволит обеспечить преемственность и последовательность в работе правительства страны, министерств, сообщества субъектов социального страхования (представителей работников, работодателей и страховщиков).

 

КОНКРЕТИКА:

Расходы на социальную политику в 2017 году должны составить 5,07 триллиона рублей. В 2016 году это были 4,45 триллиона рублей. В 2018 году 4,703 триллиона рублей, что меньше, чем на 2017 год; план на 2019 год составляет 4,728 триллиона рублей, а на 2020 год — 4,866 триллиона рублей, говорится в проекте бюджета на трехлетний период, опубликованном на портале проектов правовых актов.

На пенсионное обеспечение в 2017 г. заложены 3,63 триллиона рублей (в 2016 году это были 3,07 триллиона). В 2018 будет выделено 3,233 триллиона рублей (против 3,639 триллиона рублей в 2017 году). План на 2019 год предполагает выделение 3,274 миллиарда рублей, а на 2020 год — 3,404 триллиона рублей.

В том числе 3,47 триллиона рублей заложены на развитие пенсионной системы (в 2016 году 2,97 триллиона)

На социальное обслуживание россиян будут направлены 982,8 миллиарда рублей (в 2016 году 944,4 миллиарда). В 2018 году 15,689 миллиарда рублей (против 12,121 миллиарда рублей в 2017 году).

План на 2019 год составляет 16,073 миллиарда рублей, а на 2020 год — 16,579 миллиарда рублей. Бюджет на социальное обеспечение населения в 2018 году составит 994,101 миллиарда рублей, в 2019 году — 1,004 триллиона рублей, а в 2020 году — 1,026 триллиона рублей.

Сфера охраны семьи и детства получит в 2018 году из бюджета РФ 452,352 миллиарда рублей, в 2019 году — 426,789 миллиарда рублей, а в 2020 году — 412,735 миллиарда рублей. Из них на поддержку многодетным семьям будет выделено в следующем году 17,593 миллиарда рублей, в 2019 году — 18,47 миллиарда рублей, а в 2020 году — 19,164 миллиарда рублей.

Прикладные научные исследования в области социальной политики получат из бюджета на 2018 год 173,838 миллиона рублей. В 2019 году на них будет выделено 174,834 миллиона рублей, а в 2020 году — 179,779 миллиона рублей.

На другие вопросы в области социальной политики планируется выделить в 2018 году 7,334 миллиарда рублей, в 2019 году 7,051 миллиарда рублей, а в 2020 году — 7,003 миллиарда рублей. К ним, помимо прочего, относятся модернизация и развитие социального обслуживания населения, поощрение победителей всероссийского конкурса на звание "Лучший работник учреждений соцобслуживания" и оказание поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: