Финансовое обеспечение развития науки в Российской Федерации




Отличительной чертой современного этапа развития России является интеллектуализация экономики и прочих сторон общественной жизни. Проявление данного процесса выражается в следующем: увеличивается значение науки как ресурса повышения продуктивности производства и результатов интеллектуальной деятельности внутри экономических сегментов. Для полноценного, успешного функционирования науки необходимо ее достаточное финансирование.

Изыскание новых ресурсов финансового обеспечения деятельности учреждений науки является актуальным во время проходящей реструктуризации межбюджетных отношений, внедрения новых механизмов оценки результативности функционирования учреждений науки, обоснованности расходования бюджетных средств, поиска альтернативных источников финансирования, которые способствовали бы получению более высокой отдачи академического сектора.

Ориентация на реальные потребности потребителей результатов научной деятельности сможет способствовать формированию основы для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов. В государственных программах и в заказах предпринимательского сектора прослеживается нечеткое целеполагание, вследствие чего показатели результатов научно-исследовательской деятельности остаются по-прежнему неудовлетворительными.

Значимость объемов и происхождения средств, затраченных на учреждения науки России, основывается, прежде всего, на том, что достигнутые ими результаты влияют на социально-экономическое развитие государства, благосостояние граждан, уровень национальной безопасности. Также, по нашему мнению, важным проявлением полученных сегодня результатов исследований фундаментальной науки может явиться их применение на благо человечеству в отсроченной перспективе.

Если рассматривать результаты научной деятельности как работы или услуги, выполненные учреждениями науки в интересах государства и общества, то справедливо утверждение, что эффективна та работа (услуга), которая выполняется в наилучшем качестве и наибольшем количестве при имеющихся ресурсах (оборудование, квалификация исследователей).

Практикуемому в РФ механизму финансового обеспечения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ присуща недостаточная активность предпринимательского сектора. Данная тенденция отличает РФ от механизмов участия бизнес-структур в индустриально развитых странах. Объем внутренних затрат, выполненных за счет средств предпринимательского сектора, в 2015 г. составил 242,2 млрд. руб., или 26,5 % от расходов на науку. Несмотря на рост абсолютной величины (в 1,6 раза), за период 2000-2015-х гг. участие предпринимательского сектора в финансировании науки сократилось с 32,9 до 26,5 %. В странах с развитой и быстроразвивающейся экономикой этот источник считается основным. В государства, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития финансирование науки предпринимательским сектором составляет 60,9 %, в странах Евросоюза – 54,3 % [2].

В настоящее время в мире сформировалось три зоны, выпускающие 90 % высокотехнологичной продукции – США, азиатские тигры (Южная Корея, Китай, Япония) и ЕС-14.

Рисунок 1 Внутренние затраты на исследования по источникам финансирования

Доля иностранных источников в финансировании российской науки за 2000-2015-е гг. сократилась (Рисунок 1): уменьшилась как абсолютная величина затрат, выполненных за счет зарубежных средств (более чем на 50 %), так и ее удельный вес в расходах на науку (с 12 % в 2000 г. до 2,6 % в 2015 г.). На долю прочих источников приходится лишь 1,4 %. Их объем в 2015 г. увеличился в 7,3 раза по сравнению с 2000 г. (в постоянных ценах).

Для выполнения поручения Президента по доведению объёмов финансирования исследований и разработок до уровня 1,77% ВВП, российской науке необходимо привлечь до 1 трлн. руб. негосударственных средств. Для этого целесообразно переориентировать часть учреждений науки РАН на решение прикладных задач.

В то же время, возникает опасение, что часть продуктивного времени исследователей будет расходоваться на решение второстепенных задач, а не приоритетных, на которые выделены государственные средства, пусть и в недостаточном объеме. Финансирование из федерального бюджета должно быть отработано с максимальной отдачей, а не использоваться как стартовая площадка для покрытия нецелевых расходов.

Рисунок 2. Внутренние затраты на НИОКР по источникам финансирования

 

На рисунке 2 представлена динамика распределения средств ВЗИР по источникам финансирования, из которой следует, что основным ресурсом финансового обеспечения учреждений науки остаются бюджетные средства, характеризующиеся значительным отрывом по объему от остальных ресурсов.

Экспертами дается негативный прогноз по увеличению финансового обеспечения учреждений науки. В настоящее время государство не обладает ресурсами для финансирования в полном объеме НИР в связи с тем, что число заявленных исследований превышает бюджетные возможности. В ситуации ограниченных финансовых ресурсов государство будет выбирать наиболее перспективные направления исследований и обеспечивать их необходимым финансированием. Однако такой подход не всегда себя оправдывает вследствие затруднительности прогнозируемости результатов фундаментальных исследований.

В 2017 г. бюджет объединенных РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) и РГНФ (Российский государственный научный фонд) увеличился на 50 %. Так, в 2016 г. согласно госпрограмме развития науки и технологий РФФИ получило 11,9 млрд. руб., РГНФ – 1,8 млрд. руб.

Таблица 1

Структура расходов бюджета на науку, млрд. руб.

Учреждение науки 2016 г. 2017 г.
Министерство образования и науки в том числе: 1) на фундаментальные исследования 2) образование 289,6  
РАН 3,8  
ФАНО России Фундаментальные исследования 82,5 69,4 74,6 67,5
Российский фонд фундаментальных исследований 9,7 11,6

 

Из таблицы 1 следует, что на фундаментальные исследования из структуры Министерства образования и науки в 2017 г. поступило вдвое больше средств, а объем финансового обеспечения ФАНО России и, соответственно, фундаментальных исследований несколько сократился.

Рисунок 4. Финансирование науки из средств Федерального бюджета, млрд. руб. [10]

Из рисунка 4 следует, что на финансирование прикладных исследований постоянно выделяются более значительные суммы по сравнению с фундаментальными (начиная с 2013 г., почти в три раза больше).

Важным направлением финансирования фундаментальных исследований являются гранты. Прозрачность их использования гарантирует система независимой экспертизы при выборе победителя. Для отбора экспертов целесообразно создавать экспертные группы, состоящие из ученых, обладающих компетентностью в рассматриваемом направлении. В России некоторые направления научных исследований имеют ограниченное число специалистов, обладающих достаточными компетенциями для корректного принятия экспертного заключения по оценке грантов [11]. Присутствует также фактор субъективности, т. к. многие специалисты общаются между собой, и таким образом накладывается личностный фактор.

Необходима реорганизация бюджетных процессов на уровне научного учреждения, повышение инвестиционной привлекательности, а также финансово–хозяйственной самостоятельности. Также такая особенность России, как ее территориальная протяженность, ранжирование по регионам является определенной проблемой при распределении средств на покрытие расходов при проведении научно–исследовательской деятельности, выплату заработной платы сотрудникам, приобретение необходимого оборудования.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: