Философия высшего образования и новые подходы к преподаванию философских дисциплин




 

Реальная потребность современного общества в людях творческих, которым присуще нестандартное мышление, умение анализировать ситуацию, находить пути решения возможных жизненных проблем обусловливает новые требования и подходы к подготовке специалиста высшей квалификации, прежде всего учителя, и к самой философии высшего образования.

Существуют две тенденции в философских подходах к высшему образованию. Первая из них делает акцент на широкую общетеоретическую подготовку специалиста на младших курсах и специализацию на старших. Вторая тенденция ориентирована на освоение специальности узкого профиля прямо с первых курсов. В каждой из этих тенденций есть свои сильные и слабые стороны. Так, в случае ранней узкой специализации достигается глубокое знание профиля своей специальности уже в вузе, что позволяет использование этого специалиста, так сказать, прямо со школьной скамьи. Но эта подготовка не обеспечивает самостоятельной возможности освоить смежную профессию без дополнительного обучения. Общество должно тратить средства на переподготовку специалиста, что снижает в конечном итоге ценность полученной специальности и уровень социальной защищенности специалиста.

Первая стратегия обучения при поверхностном взгляде кажется расточительной. Но она себя оправдывает, если учитывать потенциальную гибкость широкого общетеоретического образования, позволяющую сравнительно легко самостоятельно овладевать разными гранями своей специализации, а в случае необходимости и смежными профессиями. У специалиста расширяется возможное поле применения своей деятельности, что -делает его более социально адаптированным в кризисные периоды развития общества, а следовательно, в более выгодные условия, чем специалиста, подготовленного по принципу узкой специализации.

Представляется, что человечество, имея перед собой в перспективе новый тип общества - информационное, должно переосмыслить философию высшего образования. В этих условиях приоритетной становится широкая общетеоретическая подготовка. При повсеместной доступности банка данных нужна будет широкая эрудиция специалиста, которая обеспечивается соответствующей подготовкой. Поэтому, разрабатывая стратегию высшего образования XXI века, следует опираться на наработки и практический опыт первого варианта в подходах к высшему образованию.

Динамизм жизни современного общества хорошо сочетается с многоуровневой системой образования, которая позволяет, с одной стороны, белее гибко учитывать потребности общества в подготовке специалистов, с другой - более полно раскрывать содержание учебных дисциплин. Многоуровневое образование в педагогическом вузе предполагает дифференцированное обучение студентов по нескольким направлениям: I-II курсы - обучение студентов по общей программе, на старших курсах - обучение, сориентированное на конкретную профессиональную деятельность с учетом различных типов школ.

Осуществление инновационной деятельности в области высшего педагогического образования лишается важнейшего стратегического смысла без учета формирования мировоззренческой культуры студента, основу для которой создает, прежде всего, цикл преподаваемых в вузе философских дисциплин. Философские дисциплины преобразуются сегодня в вузовской практике, освобождаясь от устаревших идеологических и методологических стереотипов, преодолевая замкнутость, закрытость для других типов мировоззрения, все, более ориентируясь на многообразие философско-мировоззренческого арсенала человечества. В соответствии со сложившимися в большинстве стран мира традициями высшего образования преподавание философии в отечественных вузах и, в частности в Орловском государственном педуниверситете, включает сегодня в первую очередь изучение истории развития философской мысли от античности до настоящего времени. У студентов появляется возможность сравнивать и сопоставлять разные философские концепции, подчас противоречащие друг другу. В процессе подготовки к семинарским занятиям они знакомятся с произведениями западных мыслителей, представителей неклассической иррационалистической философии XIX-XX веков, русских религиозных мыслителей, которые ранее были недоступны рядовому читателю.

Повышенный интерес студентов к ранее недоступным философским источникам нередко сопровождается некритическим отношением к их содержанию. В частности, некоторые студенты идеалом свободы и жизнедеятельности для себя выбирают субъективно-волюнтаристские идеи Ф. Ницше, З. Фрейда, А. Шопенгауэра и др. В этих условиях возникает необходимость проведения индивидуальных занятий, собеседований со студентами, глубокой разъяснительной и воспитательной работы, направленной на привитие истинных общечеловеческих ценностей. Деятельность преподавателя философских дисциплин в связи с этим выходит за рамки узкопрофессиональной, приобретает глубокий социальный аспект.

На фоне общеобразовательных философских курсов, которые изучаются, студентами на младших курсах, в условиях многоуровневого педагогического образования на высшей ступени подготовки специалиста появляется возможность, читать специальные философские курсы, учитывающие профиль будущей специальности. Так, например, для исторического факультета целесообразно знакомство с такой дисциплиной, как философия истории, для юридического - с философией права, для физико-математического, биолого-химического факультетов можно предложить философские проблемы естествознания, для филологического, факультета иностранных языков - философские проблемы языка и т.п.

Для педагогического вуза важной представляется возможность прослушать такие спецкурсы по философии, которые готовят будущего учителя к преподаванию конкретных школьных дисциплин. Так, например, кафедра философии ОГПУ разработала спецкурс, подготавливающий будущих специалистов к преподаванию школьной дисциплины "Человек и общество". В преподавании данного спецкурса органически сочетаются. теоретическая подготовка студентов по проблемам, изучаемым в школьном курсе "Человек и общество", и формирование практических навыков работы с учащимися по сложным философским проблемам этого курса. Семинары проводятся в форме профессиональных деловых игр, где каждый студент выступает в роли учителя, давая фрагмент урока по определенной проблеме, а учебная студенческая группа выполняет роль учеников.

Сегодня отчетливо проявляется необходимость новых подходов к изучению целого ряда проблем курса самой философии. Так, извечная философская проблема свободы по-иному звучит и осмысливается в условиях, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, к реальной возможности уничтожения собственной планеты с помощью арсеналов накопленного оружия. Свобода, будучи неотъемлемой характеристикой гуманистического идеала, должна трактоваться как установление равноправно-партнерских отношений с природой, другими людьми, ценностями иной культуры. Аналогично, с новых современных позиций рассматриваются сегодня и проблемы сознания прогресса и пр.

Новые подходы к преподаванию философии обусловлены и тем, что она выступает своеобразной мировоззренческой и методологической основой для других учебных дисциплин. Так, например, в связи с переходом исторической науки к цивилизованному подходу объяснения общественных явлений, в курсе философии значительное внимание уделяется проблеме анализа формирования концепции цивилизованного подхода на основе изучении трудов О.Шпенглера, А.Тойнби, Н.Я.Данилевского и др. Однако этот подход не абсолютизируется, как это было в недавнем прошлом с марксистским формационным подходом, а учитывается, что в современной мировой науке не выработала еще единая точка зрения к определению понятия "цивилизация".

Подготовка высокообразованного педагога на основе многоступенчатого образования будет значительно обедненной без освоения своей собственной национальной философской мысли. Поэтому спецкурс по русской философии представляется логически необходимым в системе общефилософской подготовки. Русская философия является глубоко антропоцентричной, обращенной к человеку и его духовному миру. В этой связи важно, чтобы будущие педагоги глубоко осознали своеобразие русской философской культуры, для которой характерны идеи соборности, единого органического целого, внутри которого индивидуум может найти свое истинное "Я", социальной солидарности, взаимной выручки и др. В условиях проникновения в духовную жизнь России чуждого ей типа культуры, основанного на индивидуализме и прагматизме, идеи русской философии формируют личность будущего учителя на принципах высокой духовности и гуманизма.

Таким образом, новые подходы к преподаванию философских дисциплин органически связаны как с инновационными изменениями в системе высшего педагогического образования, так и с ломкой потерявших свою актуальность традиций преподавания и переходом к формированию новых форм воплощения учебных и воспитательных задач.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: