Адаптивный подход к разработке традиционных и инновационных учебных дисциплин в вузе




 

В связи с тем, что современная вузовская педагогика все больше акцентирует внимание студентов на инновационном обучении, а в ходе педагогической практики они изучают, как правило, массовый и передовой педагогический опыт, возникает необходимость в новых подходах к разработке циклов традиционных и новых психолого-педагогических дисциплин.

Основным элементом предлагаемого нами подхода является адаптация студента к инновационным технологиям. Не случайно в педуниверситетах страны в настоящее время возникают т.н. содержательноадаптивные курсы учебных дисциплин. К ним можно отнести такие, как "Психолого-педагогическая диагностика", "Основы педагогической соционики" и другие, которые читаются на кафедре социальной педагогики, теории и методики социальной работы ОГПУ.

Основной задачей циклов инновационных дисциплин является, по нашему мнению, не только передача и усвоение информации, но и изменение стереотипов восприятия и оценок педагогических явлений. Он связан как с социальной ролью ученика-студента и индивидуально-единичным жизненным опытом, так и с индивидуальным стилем организации собственной учебной и преподавательской деятельности. Сложившиеся критерии восприятия и оценки традиционного обучения, подкрепляемые знакомством с массовой школой в ходе педагогической практики, не позволяют студенту не только увидеть отличия традиционных и инновационных технологий в практике, но и верно понять и оценить предлагаемый педагогами высшей школы их научно-исторический анализ. Сломать возникший барьер - предназначение адаптивных курсов.

С позиции концепции учебного и свободного времени Масловой Н.Ф., мы обнаруживаем внешнюю и внутреннюю динамику любого конкретного педагогического явления, что является основанием разрабатываемого нами адаптивного подхода. Вместе с тем, мы используем предложенную Ляудис В.Я. модель: исследование ситуации совместной продуктивной и творческой деятельности учителя с учениками, что позволяет нам рассматривать конкретное педагогическое явление в системе его связей с другими педагогическими явлениями, т.е. в статике. Открытые и закрытые стратегии решения организационных проблем инновационной школы, рассматриваемые Шибаевой Л.В., с позиции их продуктивности в настоящее время, также требуют адаптации студента к самому явлению инноватики, которое лежит в основе разработанных нами авторских курсов "Истории педагогики" и "Сравнительной педагогики".

Адаптация в рамках единицы исследования и организации /учебно-воспитательная ситуация/ рассматривается нами как момент смещения позиции студента, основанной на индивидуальных стилевых особенностях учебной и преподавательской деятельности, в сторону более педагогически масштабных, определяемых динамикой развития социокультурной ситуации, профессионально развиваемых особенностей.

Адаптивный подход к разработке инновационных педагогических дисциплин позволяет добиваться некоторого равновесия двух разных ориентации анализа педагогической действительности: на учебную предметную задачу и социально-коммуникативную единицу, вбирающую акты взаимодействия и общения в учебных, деловых и личностных спектрах, рассматриваемых Шибаевой Л.В.

Проблема смещения акцентов, как основная проблема адаптивного подхода, таким образом, должна решаться за счет внешней и внутренней динамики личностно-профессионального развития студента. Данная проблема проявляется в ориентации студента: стратегически - на гуманистических предвосхищающий стиль организации учебной деятельности ребенка и тактически - на эффект "последействия" как ведущий критерий продуктивности взаимодействия учителя и ученика в учебно-воспитательной ситуации.

Предлагаемый подход реализован нами в инновационных курсах "Сравнительная педагогика", "Основы педагогической соционики", в традиционном курсе "История педагогики", в работе с педотрядом, членами клуба "Соционом".

Рассмотрим реализацию адаптивного подхода в курсе "Основы педагогической соционики". Соционика, как эмпирическая наука, характеризуется большим количеством направлений, иногда не только не стыкующихся друг с другом, но и прямо противоположных. Именно это, как ни странно, дает возможность индивидуального использования и экспериментирования студентом того базового минимума, который лежит в основе работ современных социоников разных направлений. Т.о., само содержание и уровень развития данной науки вызывает ростки личностного самопознания и саморазвития во множестве вариантов. Осмысление своих индивидуально-типологических особенностей в аспекте профессионального развития подводит студента к вопросу о том, в' рамках какого /традиционного или инновационного/ обучения они "хотят-могут" работать.

Использование соционического подхода к взаимодействию в системе "человек-человек", как двух информационных систем, позволяет смешать систему оценок традиционного и инновационного обучения с помощью осознания собственных возможностей иих границ. Студенты создают собственную индивидуально-технологическую модель "Я - педагог". Следующим этапом становится изучение условий, в которых данная модель может быть более или менее продуктивна. Студенты учатся анализировать учебно-воспитательную ситуацию, оценивать соотношение традиционно-инновационных элементов в ней.

Технология практических занятий, построенная на схематически-игровых способах анализа 16 типов взаимодействия подводит студентов к эмоционально тяжелому открытию границ собственных личностно-профессиональных возможностей. Следствием этого становится не только понимание серьезности и сложности проблемы личностно-профессионального саморазвития, но, и как правило, выделение 1-2 особенностей, которые ему мешают. Студент составляет программу коррекции личностно-профессионального саморазвития, ищет оптимальные технологии, позволяющие изменить неудовлетворяющий в перспективе, личный стиль деятельности.

Происходит не только "открытие" собственного смысла мышления и деятельности, но активная работа по его перестройке, формирование максимальной открытости для осознания способов и модификаций профессиональной деятельности.

В ходе тренингов, игр, семинаров студенты приходят к выводу о том, что разным типам творческого мышления соответствуют разные типы знаний /гуманитарно-личностное, рационально-технологическое, научно-теоретическое, эмпирическое/, которым в свою очередь соответствуют разные процедуры операционализации в системе учебных заданий. Это позволяет им по-новому оценить возможности школы в целом. Ставит в качестве ведущего условие личностно-профессиональной самореализации, сбалансированное развитие системы организации СПД как на уровне способов освоения содержания инновационного обучения, так и на уровне форм взаимодействия и норм сотрудничества участников ситуации. После освоения курса "Основы педагогической соционики" студенты готовы к пониманию традиционного и инновационного обучения в курсах "История педагогики", "Сравнительная педагогика".

Адаптивный подход включает:

1. Создание динамичных пространственно-временных рамок личностного самопознания, саморазвития студента.

2. Формирование концептуальности профессионального мышления, как высшего уровня профессионального развития.

3. Использование методов смысловой амплификации, что позволяет интенсифицировать процесс профессионального развития личности студента.

Предлагаемый нами подход позволяет смещать акценты с личностного на личностно-профессиональное саморазвитие и формировать индивидуально-адаптивный стиль организации учебной деятельности современного студента, как будущего педагога. Он включает в качестве основных элементов:

самопознание, саморазвитие, самокоррекцию, самореализацию.

Адаптивный подход в цикле психолого-педагогических дисциплин возможен при:

а) наличии "адаптивных" курсов;

б) изменении традиционных курсов.

Необходимость его подтверждена ростом проблем высшей и средней школы, снижающейся продуктивностью российского обучения, бурным изменением социокультурной ситуации.


Список литературы

 

1. Щедровицкий Г.П. Об исходных принципах анализа «проблемы обучения и развития теории деятельности. // Обучение и развитие. Материалы к симпозиуму. - М.: Просвещение, 1996.

2. Мейтув П.Л. Человек и образование. - Кентавр N4 2004.

3. Щедровицкий П.Г. Педагогика свободы. - Кентавр N1, 2005.

4. Попов С.В. Организационно-деятельностные игры; мышление в зоне риска. - Кентавр N3, 2004.

5. Развитие. Краткая философская энциклопедия. - М.: Прогресс, 1994.

6. Мейтув П.Л., Буторин В.И. Развитие индивидуального творческого мышления. - М.: ПАН, 1994.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: