Инновация: теоретический анализ понятия




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕДЖЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

(УГУЭС)

 

Кафедра экономики и менеджмента

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Организация инновационной деятельности предприятия (организации)

на тему: «Оценка инновационного потенциала предприятие»

 

 

Выполнила: студентка группы

2БЭЗк-31

Ипатова Т.И

2-13.055.042

Проверил: доцент, кандидат экономических наук

Валиев Максим Шамилевич

 

 

Уфа 2016


Содержание

 

Введение. 3

1.Теоретические и методологические основы оценки инновационного потенциала 4

1.1 Инновация: теоретический анализ понятия. 4

1.2 Понятие, структура и функции инновационного потенциала. 8

2.Оценка инновационного потенциала на примере Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров. 11

Заключение. 18

Список использованной литературы.. 19

 


Введение

 

Инновационный менеджмент, как процесс управления кардинальными изменениями в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой новаторской деятельности, является одним из основных направлений в развитии общественного производства.

Управление инновационным потенциалом является составной частью инновационного менеджмента и решает вопросы планирования и реализации инновационных стратегий, обеспечивающих устойчивое развитие предприятия. Разработка инновационных стратегий осуществляется на основе оценки потенциальных возможностей предприятия и его инновационного потенциала. Анализ внешнего окружения предприятия позволяет выявлять шансы и факторы риска на рынке, анализ же инновационного потенциала позволяет оценить ресурсы предприятия с точки зрения возможности их использования для предприятия стратегических решений.

Целью данной работы является разработка теоретических и прикладных аспектов совершенствования управления инновационной деятельностью предприятия на основе системы показателей оценки его инновационного потенциала.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятия инновации и инновационная деятельность предприятия, принципы ее функционирования.

2. Исследовать подходы к определению инновационного потенциала предприятия, уточнить его содержание и структуру.

3. Разработать систему показателей для оценки инновационного потенциала промышленного предприятия.


Теоретические и методологические основы оценки инновационного потенциала

 

Инновация: теоретический анализ понятия

 

Инновация произошло от английского слова "Innovation", дословный перевод которого означает "введение новшеств". Австрийский ученый И. Шумпетер еще в 1934 г. определил инновацию как «новые и улучшенные продукты и процессы, новые организационные формы, применение существующей технологии к новым областям, открытие новых рынков».

К. Фримен в 1988 г. включил в данное определение социальные нововведения в области технологической политики. В соответствии с международными стандартами, инновация определяется как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам».

Инновационный процесс состоит из нескольких компонентов. Первый компонент инновационного процесса - инновации, то есть новые идеи, знания. Это результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические результаты. Новые идеи могут иметь форму открытий, рационализаторских предложений, понятий, методик, инструкций и т.д.

Вторым компонентом инновационного процесса является инновация как результат новации в практическую деятельность. Являясь конечным результатом творческого труда, получившим реализацию в виде новой продукции либо технологического процесса, инновация является товаром.

Третьим компонентом инновационного процесса является диффузия инноваций, под которой подразумевается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, то есть применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях. Форма и скорость этого процесса зависят от структуры и мощности коммуникационных каналов, способности хозяйствующих субъектов быстро реагировать на инновации.

Следовательно, инновационный процесс - это последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии и дальнейшее распространение инновации.

Инновационный менеджмент представляет собой совокупность принципов и методов, инструментов управления инновационными процессами. Инновационный менеджмент как самостоятельная область экономической науки и профессиональной управленческой деятельности представляет собой одну из разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии.

Основные принципы инновационного менеджмента, обеспечивающими эффективность инновации:

1. Создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение новшеств;

2. Нацеленность всей инновационной деятельности на потребителя;

3. Максимальное сокращение сроков разработки и внедрения инноваций.

Задачи инновационного менеджмента:

1. Определение способов продажи нового продукта, услуги;

2. Исследование конъюнктуры рынка ресурсов;

3. Нахождение субподрядчиков на освоение и поставку комплектующих изделий, оборудования;

4. Осуществление комплексного анализа затрат, цены, объемов производства и продаж нового продукта, услуги;

5. Оценка эффективности и планирование инноваций как инвестиционного проекта.

Деятельность по организации и осуществлению инновационного процесса называется инновационной деятельностью.

Инновационная деятельность - это использование результатов законченных научных исследований, опытно-конструкторских разработок либо иных научно-технических достижений для создания нового продукта, реализуемого на рынке, или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Основные виды инновационной деятельности:

1. Приобретение патентов, лицензий и ноу-хау;

2. Маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции;

3. Подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности.

Основными элементами структуры инновационной деятельности являются инновационные проекты и программы и выполняющие их организации. В структуре инновационной деятельности выделяется инновационная инфраструктура. Ее основные элементы - это продукты и программы поддержки инновационной деятельности, а также выполняющие их организации.

Инновационный проект определяется как:

1. Как проект поддержки инновационной деятельности и развития инновационной инфраструктуры;

2. Как пакет документов, обосновывающих и описывающих эти мероприятия.

Понятие инновационного проекта в более широком смысле, подразумевает не только комплекс документов, но и сама деятельность или мероприятие, предполагающее осуществление в определенный период времени каких-либо действий для достижения определенных результатов инновационного процесса.

Виды инновационных проектов приводятся в табл. 1.

 


Таблица 1

Виды инновационных проектов

Виды проектов по уровню научно-технической значимости Виды проектов по масштабности решаемых задач
Модернизационный - конструкция прототипа или базовая технология кардинально не меняются; Монопроекты - проекты, выполняемые одной фирмой или одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели, осуществляются в жестких временных и финансовых рамках
Новаторский - конструкция нового изделия по виду своих элементов существенно отличается от прежнего; Мультипроекты - проекты, представленные в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, в совокупности направленных на достижение сложной инновационной цели;
Опережающий - конструкция основана на опережающих технических решениях; Мегапроекты - многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов, связанных между собой одной целью.
Пионерный - появляются ранее не существовавшие конструкции и технологии, выполняющие прежние или новые функции  

 

Разработка инновационного проекта - длительный и очень дорогостоящий процесс. От первоначальной идеи до эксплуатации этот процесс может быть представлен в виде цикла, состоящего из трех отдельных фаз: прединвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной.

Каждый проект начинается с четкой постановки его цели, критериев успешного осуществления и предварительных набросков главных этапов его реализации. Граничными условиями могут выступать неопределенность и непредсказуемость фундаментальных исследований, и несоответствие проекта целям организации, всевозможные ресурсные и технологические ограничения. На стадии первичной разработки следует уделить внимание именно критериям успешности, а не деталям осуществления проекта.

При разработке и реализации инновационных проектов существенную роль играют целевые программы. Эти программы концентрируют средства федерального бюджета и внебюджетных источников на финансировании как научных исследований и разработок, так и инновационной деятельности по использованию их результатов.

Инновационная программа - это сложный объект, в котором проекты связаны функционально, а также по срокам, исполнителям и ресурсам. Программа требует единого руководства, централизации по функциям стратегического планирования, финансирования, мониторинга и правового обеспечения.

Примерами инновационных программ могут быть создание научно-технического комплекса, технологический прорыв в новом направлении и повышение научно-технического престижа национальной экономики и другие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: