Как родить и вырастить счастливого и здорового ребенка




Ключевые идеи Монтессори: первый год жизни

proroditelstvo

October 25th, 2013

ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ: ОЩУЩЕНИЯ

Мы знаем очень мало о том, что по-настоящему испытывает младенец в течение тех девяти месяцев, которые он проводит во чреве, что он ощущает, чувствует, постигает интуитивно, о чём он думает и что понимает. Но зато мы знаем, что он реагирует на голоса, звуки и музыку. Поэтому лучшее, что мы можем предложить ребёнку в этот момент, это каждый день уделять время беседам, пению и прослушиванию красивой музыки.

Специалисты, изучающие процесс овладения языком, говорят, что первый этап изучения родного языка начинается в утробе. При изучении биографий великих музыкантов часто обнаруживается, что к хорошей музыке их стали приобщать ещё во чреве.
Родители, имеющие обыкновение петь своим младенцам во время беременности, замечают, что именно эти песни действуют успокаивающе на ребёнка после рождения.

 

В 1995 году я встретилась с госпожой Шинничи Сузуки, супругой автора Метода Сузуки по раннему развитию музыкальных способностей, в Матсумото в Японии, чтобы обсудить наши идеи о значении окружающей среды для маленьких детей. У Монтессори и Сузуки одни и те же цели: создать любящие отношения между ребёнком и взрослым, дать ребёнку возможность почувствовать радость от успеха и развития его талантов и тем самым, во время откликаясь на потребности детей, содействовать созданию более мирного общества. Мы вместе рассуждали, какой путь помощи детям будет самым продуктивным, и согласились на том, что наша работа должна начинаться до рождения.
Строение кожи, первого и самого важного органа восприятия, завершено после семи-восьми недель беременности. Обоняние готово функционировать уже ко второму месяцу беременности. Вкусовые ощущения начинают действовать к третьему месяцу. Развитие структуры уха совершается между вторым и пятым месяцами беременности.
Возможно, что плод вбирает в себя особенности ритма языка матери. То есть в определенном смысле плод уже в работе, изучает язык!
Сильвана Монтанаро, доктор медицины, психиатр, Монтессори-тренер

 


МУЗЫКА И ЯЗЫК
В первые дни, месяцы и в первый год жизни младенец очень интересуется звуком человеческого голоса и пристально рассматривает лицо и губы говорящего. Не случайно, что расстояние, на котором фокусируется взгляд новорожденного точно совпадает с тем, которое образуется между его лицом и лицом матери при кормлении грудью. Пожалуй, лучший опыт первого взаимодействия матери и ребёнка происходит во время кормления.
Мы можем утолить этот жадный интерес ребенка к языку (и в то же время подготовить ребёнка к разговорной речи), если будем говорить ясно, не используя «детского языка», не будем повышать тембр голоса до того неестественного звука, который часто предназначается для животных, не будем слишком упрощать язык в присутствии ребёнка.
Мы можем рассказывать забавные и интересные истории из нашей жизни, читать любимые стихи, пояснять то, что мы делаем: «Сейчас я мою твои ноги, тру каждый пальчик, чтобы они были чистыми». Важно самим получать удовольствие от этого общения. Кроме того, мы можем вместе слушать: музыку, тишину, друг друга.
Взрослый может начать беседу даже с самым маленьким ребёнком: когда ребенок издаст звук, повторите его, соблюдая ту же частоту и длину звука: ребёнок: «маааа га», взрослый: «маааа га» и т.д. Иногда ребенок отвечает сразу же, как если бы он говорил: «Наконец хоть кто-то понимает мой язык и говорит на нём!»
После нескольких таких повторений многие дети сами начинают издавать звуки специально для того, чтобы вы их повторяли, и, в конце концов, пробуют повторить звуки взрослого. Это очень захватывающий первый опыт общения для обеих сторон. Это не «детский язык», это настоящее взаимодействие.
В течение первого года все те действия, с помощью которых мы переодеваем, кормим, купаем ребенка, берём его на руки, держим и одеваем, составляют для него самое важное и чувствительное время. Спросите разрешения у ребёнка или предупредите, что вы собираетесь взять его на руки. Если есть выбор, поинтересуйтесь у ребёнка, готов ли он, чтобы его брали, одевали, кормили, купали, ещё перед тем, как возьмёте его на руки. Дети понимают, когда их о чём-то спрашивают всерьёз или когда им предлагают выбор. Когда вы переодеваете или купаете младенца, вместо того, чтобы отвлекать его игрушкой, посмотрите ему в глаза, объясните, что вы делаете, поспрашивайте его и предложите выбор.
Важность такого общения, полного любви и уважения, невозможно переоценить. Благодаря ему ребёнок хочет говорить с вами, а желание общаться – это основа для хорошего развития речи.
Кроме того, на развитие речи ребёнка оказывает влияние именно та речь, которую ребёнок слышит вокруг себя в первые дни, месяцы и годы. Разговоры между родителями и другими взрослыми так же важны, как и речь, обращённая к самому ребёнку.
Родители или старшие братья и сестры, беседующие с ребёнком или поющие ему, тоже обучают его языку. Просто удивительно, какую огромную языковую информацию ребёнок вбирает в себя в течение первых трёх лет жизни, достигая полного понимания языка, которое никогда не будет доступно человеку, изучающему язык во взрослом состоянии.
Никогда не рано вместе с ребёнком рассматривать книги и разговаривать о них. Красивые картонные книжки можно расставить, слегка приоткрыв, чтобы ребёнок, который ещё не умеет сидеть, мог с удовольствием их рассматривать. Такие книжки дают представление о широком спектре интересных детям предметов в том возрасте, когда они хотят видеть, слышать и говорить обо всём.

ПЛАЧ - ЭТО СПОСОБ ОБЩЕНИЯ
В разных культурах к плачущему ребёнку относятся по-разному – начиная от уверенности в том, что плач укрепляет лёгкие, до полного неприятия мысли того, что ребёнку можно позволять плакать. Мы советуем уделить время и приложить все усилия, чтобы понять, что ваш ребёнок хочет сказать своим плачем. Универсального рецепта здесь нет, так как все дети разные.
Когда я обучалась на курсе «Ассистентов раннего детства», я посетила детскую больницу при Римском университете. Там я имела возможность наблюдать, как профессор реагировала на плач ребёнка. Сначала она говорила с ним мягко и успокаивающе, тем самым давая малышу знать, что кто-то рядом. В большинстве случаев этого было достаточно для того, чтобы ребёнок перестал плакать. Если же это не помогало, профессор устанавливала зрительный контакт или осторожно дотрагивалась до ребёнка. Часто это успокаивало ребёнка окончательно. Если нет, она проверяла, нет ли чего-то, что может доставлять физический дискомфорт: складки на простыни, мокрого подгузника, необходимости изменить положение. Решение этой проблемы обычно полностью уверяло ребёнка в том, что он в безопасности, так что нужда в плаче проходила. Очень редко бывало так, что ребёнку хотелось есть.
Мне, как жителю страны, где остро стоит проблема ожирения, этот факт показался чрезвычайно интересным. Возможно, что если бы мы попытались для успокоения детей использовать что-то другое, кроме еды и пустышек (оба эти способа учат детей тому, что счастье достигается путём засовывания чего-то в рот), мы могли помочь воспитать детей, отдающих себе отчёт в том, что им действительно нужно.
Среди заботливых родителей очень распространена мысль, что плач всегда значит или голод, или боль. В действительности же младенец может быть чем-то встревожен, обеспокоен плохими воспоминаниями, сыростью, холодом, жарой, страхом, одиночеством или скукой. Для крика о помощи существует очень много самых разных причин.
Внимательный родитель, который много наблюдает за ребёнком, может научиться распознавать (даже в самые первые дни), что именно обозначает плач в разных ситуациях. Ведь каждый хочет, чтобы его понимали.

НАБЛЮДЕНИЕ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ
Что ваш ребёнок видит дома? В течение первого года хорошо подходят тёплые цвета и важно, чтобы на виду было не очень много предметов. Если у ребёнка визуальное пресыщение, то в большинстве случаев он закрывает глаза и абстрагируется от мира. Лучше побуждать ребёнка к зрительному исследованию окружающего мира, используя тёплые цвета и ограниченное число предметов, чем подавлять его их количеством.
Когда ребёнок воспринял все зрительные, звуковые и сенсорные впечатления, которые были ему необходимы в определенный период времени, он понимает, с присущей ему врожденной мудростью, что настало время сна, необходимое для обработки поступившей информации. Представьте себе, каково это из тёплого, мягкого, относительно тёмного и тихого места (утробы) попасть в окружение совсем иного свойства: полное света, звуков, прикосновений, совсем незнакомых, если не считать голосов семьи. Очень важно уважать природную мудрость, за счет которой ребёнок знает, как много он может вместить в себя, когда должен поспать и переварить информацию, когда проснуться и взять ещё.
Едва родившись, младенец уже знает, как регулировать свой сон для поддержания оптимального физического и умственного здоровья и интеграции нового опыта. Если мы уважаем это основанное на интуиции знание, то мы уже на пути к тому, чтобы предупредить проблемы со сном, которые часто становятся мучением для молодых родителей и их детей. Если мы будем постоянно помнить, что сон живителен по многим причинам и не должен быть прерван, то мы станем пытаться, как в древности, не будить спящего ребёнка, кроме как в чрезвычайной ситуации.
Мы должны остерегаться развития у ребёнка зависимости от нас при отходе ко сну. Когда ребёнка постоянно держат на руках при засыпании, то может развиться проблема со сном. Чтобы избежать зависимости от взрослого в таком естественном действии, как отход ко сну, важно с самых первых дней уважать естественную способность ребёнка засыпать самостоятельно.
Что касается позы во время сна, то хорошо известно, что самое безопасное положение младенца в это время – на спине. Тем не менее, важно, чтобы с самого первого дня жизни ребёнок проводил какое-то количество времени на животе, упражняя мышцы шеи, рук и ног.
Но опять же, наблюдайте за ребёнком, чтобы понять, чему он пытается научиться.
Ребёнок любопытен и нуждается в изучении возможностей своего восприятия уже с первых дней: ему хочется быть с семьёй, а не укутанным в тихой комнате на весь день. Чтобы сделать это возможным, родители могут воспользоваться специальным детским ковриком, плоским спальным или игровым матрасом, маленьким хлопчатобумажным матрацем или специальным ковриком, который можно передвигать в то место, где семья проводит время – на кухню, в спальню, в гостиную и т.д.
Таким образом, ребёнок может быть с семьёй, наблюдать за её жизнью, а, если будет нужно, здесь же задремать, когда ему это необходимо. Тогда младенец сможет соблюдать естественные ритмы сна и бодрствования.
Пусть он слушает разговоры, смех, музыку или, наоборот, умиротворяющую тишину. К тому же, на таком коврике ребёнок может упражняться и растягивать мышцы, приподниматься на руках, тянуться вверх – и всё это, следуя естественным ритмам сна и бодрствования.

 

 

Огромное количество умственной работы проходит во время сна и при просмотре сновидений. Каждодневный опыт должен быть интегрирован и все «программы» подвергаются пересмотру, основываясь на информации, полученной в течение дня.

 


 

Мы должны видеть в новорожденном не маленькое и беспомощное существо, а человека, размер которого небольшой, но умственные способности огромны; в то же время, многие его физические способности могут быть проявлены только при условии, если окружающая среда будет поддерживать в ребенке проявление жизни.

 


 

Сильвана Монтанаро, Доктор медицины

 


ВПИТЫВАЮЩИЙ РАЗУМ
В раннем возрасте дети буквально впитывают жизнь вокруг себя. Для детей очень важно, какие взрослые находятся рядом с ними. Поэтому никто не может быть слишком добрым или мудрым по отношению к ребёнку, проявлять излишнее уважение к нему или уделять излишнее внимание звукам, которые слышит ребёнок, или окружению, которое тот наблюдает.
При выборе людей, которые будут проводить время с детьми, когда родителей нет рядом, важно, чтобы они соответствовали самым высоким ожиданиям.
Окружение, которое мы создадим для наших детей, они сами впоследствии будут воссоздавать для своих детей, внуков и так далее.

Продолжение следует.

Автор: Сьюзен Мэйклин Стивенсон, 2011, США

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: