Монументальное искусство




Тема

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

 

Искусство Древнего Египта

Архитектура

Светская архитектура

О древней гражданской архитектуре мы осведомлены очень мало.

По некоторым изображениям и описаниям можно представить жилище как дом из кирпича-сырца внутри ограды.

Крыша могла быть плоской или сводчатой. На плоской крыше часто располагали крытую беседку, которая затем развивается во второй этаж, а с течением времени появляется и третий.

Лестницы размещали снаружи дома.

Во дворе мог иметься небольшой пруд с навесом над ним.

Вентилировались дома через окна или специальные отверстия в крыше, перекрытые купольными навесами. Дом более сложного плана состоял из зала с одной-четырьмя колоннами, куда входили через портик, и расположенных вокруг зала жилых комнат.

Оштукатуренные стены домов, колонны, капители, деревянные двери были ярко раскрашены, окна забраны прямоугольными, а позже орнаментальными решетками.

 

Культовая архитектура

 

Погребальная

В Египте это предназначенные для захоронений фараонов и их приближенных каменные пирамиды.

 

Мастаба (в пер. с араб. – скамья, лавка) – прямоугольная в плане гробница со слегка наклонными стенами, а также ступенчатая пирамида предшествуют классической форме с гладкими гранями.

 

 

Первая ступенчатая пирамида Джосера (2770 г. до н.э.) в Саккаре спроектирована Имхотепом (визирь, жрец, архитектор и врач; греч. – Асклепий, римск. – Эскулап).

 

Известны «ложные» пирамиды, в которых нет захоронений (образец – пирамида Снофру). По одной из версий, это был солярный храм. Символическая форма пирамиды отражается в четырехгранной островерхой колонне – обелиске. В Гелиополе наверху колонны располагался золотой конусообразный наконечник, символизирующий солнечный луч.

 

 

Три большие пирамиды комплекса в Гизе (около Каира): Хеопса (146,6 м), Хефрена и Микерина (середина 3 тыс. до н.э.) – классический образец. Четыре ровные треугольные грани ориентированы по солнцу. Внутри галерея-коридор ведет в камеру-вестибюль и заупокойную камеру с саркофагом. Рядом расположены маленькие ступенчатые и усеченные пирамиды. В настоящее время пирамида Хефрена, расположенная в центре, выделяется своим «наконечником».

 

 

Огромный сфинкс с головой фараона и телом льва входит в комплекс пирамиды Хефрена.

 

 

 

Позже захоронения перено сятся в скалы, к которым примыкает храмовый комплекс. Один из самых знаменитых храмовых комплексов был построен архитектором Сенмутом для царицы (женщины-фараона) Хатшепсут ( 1505-1484 гг. до н.э.).

О развитии храмового зодчества свидетельствуют знаменитые храмы в Луксоре и Карнаке (середина 2 тыс. до н.э.). Аллея сфинксов с головой фараона выходила из храма в Луксоре, а к первому пилону храма в Карнаке вела аллея бараноголовых сфинксов. Колонны храмов стилизуют листья пальмы, пучок стеблей папируса, цветок лотоса (раскрытые и закрытые).

 

 

В связи с…

 

К монументальной скульптуре Египта можно отнести огромные статуи фараонов (колоссы), обычно «охраняющие» вход в храм. Их руки плотно прижаты к бедрам (изображение стоя) или лежат на коленях (изображения сидя), но могут быть подняты к груди.

 

Дворцовые храмовые комплексы Египта, полностью разрушенные, были созданы при фараоне-реформаторе Эхнатоне и его жене Нефертити (город Ахетатон). Сохранилось множество скульптурных и живописных изображений этой царственной пары.

 

                           
   
 
     
 
     
 
 
   
ХРАМЫ
 
 


                   
   
     
 
 
 
Пирамида Хуфу (Хеопса) Самая большая пирамида- (147м, - 7,5м за 100 лет)
   
Пирамида Хафра (Хефрена) Высота - 136,5 м
 
Пирамида Менкаура (Микерина) Высота - 66 м


Фильм с 37 мин: Сфинкс + пирамида Хеопса

Скульптура

А.

Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки.

Б.

Основные правила для скульптуры:

– симметрия и фронтальность в построении фигур,

– четкость и спокойствие поз

наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй.

В.

Сложилось три типа царских статуй: 1. «идущий» фараон с выдвинутой вперёд ногой (парная статуя Микерина и царицы Хамерернети, 27 в. до н. э.); 2. сидящий на троне с руками на коленях (статуя Хефрена, 27 в. до н. э.); 3. в облике бога Осириса – стоящая фигура с руками, сложенными на груди и держащими символы царской власти (жезл и бич).

Немного позже появляется "поза писца" — сидящего на скрещенных ногах человека. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей.

Г.

Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного).

Д.

Скульпторы использовали камень, дерево, слоновую кость. Предпочитались твёрдые породы камня (гранит, базальт, порфир и др.).Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.

Е.

Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Статуи обращены к Вечности; из них изгнано всё случайное, второстепенное. Строгая симметрия, неподвижность, лаконизм и обобщённость форм усиливали ощущение монументальности, незыблемости, торжественного величия.

 

Ж. Особое направление в скульптуре появилось под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Порвав со старым каноном, царские скульпторы этого времени вырабатывали новые художественные принципы. При этом, стремясь к передаче характерных черт модели, они чрезмерно заостряли и подчеркивали их.

Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Однако более поздние статуи амарнского периода отличаются большей отработанностью образа, отсутствием преувеличений. Всемирно известны скульптурные портреты Эхнатона и царицы Нефертити из мастерской скульптора Джехутимесу.

 

Живопись

 

А.

Тематику картин в Древнем Египте можно назвать религиозно-культовой. Вся жизнь этих людей состояла из ритуалов, и это прослеживается в рисунках. Произведение живописи посвящены жрецам, религиозным обрядам, прославлению умерших и богов.

Б.

Все картины египетских художников выполнялись в определенных рамках. Фигуры людей, богов и животных на изображениях, подчинены схеме. Лицо принято было изображать в профиль, а саму фигуру – руки, ноги, часть туловища – в анфас. Природа на картинах живописцев Египта также выглядела схематично.

В.

Краски изготавливали из минералов – извести, древесного и каменного угля, железной и медной руды. Древние художники не использовали игры цвета или полутонов. Однако основные цвета – белый, черный, красный, синий, желтый и зеленый – долго не теряли яркости. Для сохранности рисунки покрывались слоем смолы – так они сохранялись еще дольше.

Г.

Живопись Древнего Египта служила для украшения гробниц и религиозных строений, а также зданий, где жили знатные горожане. Египтяне, в отличие от художников каменного века, делали центром своих произведений человека. Художники изображали целые сцены, с участием многих людей и богов с головами животных.

Д.

Для египетской живописи характерна монументальность – порой изображения в храмах, которые создавали художники, достигали огромных размеров.

 

Эллинистический Египет

Ø Еги́пет Птолеме́ев (332 до н. э. — 30 до н. э.) — эллинистическое государство, образованное на территории Египта после его завоевания Александром Македонским в 332 году до н. э.

Ø Столицей Эллинистического Египта стал город Александрия (Египетская)

Ø Город проектировал Динократ Родосский.

Ø Первый правитель государства, диадох Птолемей I, использовал местные традиции, сохранившиеся от династического периода, для закрепления своей власти и основал династию Птолемеев.

Ø Эллинистический Египет просуществовал до римского завоевания в 30 году до н. э., после чего стал провинцией в составе Римской империи.

Монументальное искусство

Ø Фаросский маяк — одно из «семи чудес света».

Ø Маяк был построен архитектором Состратом Книдским около 280 года до н. э. на острове Фарос.

Ø Высота более 100 метров.

Ø Первый маяк в истории человечества

Ø Строение простояло полторы тысячи лет, а затем было разрушено.

 

 

Главным научно-культурным центром этого периода становится Александрия.

 

Александрийская библиотека (крупнейшая в эллинистическом мире), входила в состав Мусейона (досл. «храм муз») - в библиотеке насчитывалось до 400 тысяч свитков.

 

 

Александрийский Мусейон

 

Александрийский Мусейон представлял собой академический городок с университетом, в котором работали самые известные ученые того времени, для нужд которого были построены обсерватория, зоопарк, ботанический сад и библиотека.

 

Знаменитые люди, работавшие в Александрии

 

Известные ученые Вклад в науку
Евклид основоположник современной «евклидовой» геометрии (геометрии линейного пространства).
Архимед механик, показавший всю свою изобретательность при осаде Сиракуз римлянами
Аристарх Самофракийский глава александрийской грамматической школы, предложившйи принцип аналогии в образовании форм слова
Дионисий Фракийский написавший первый в истории греческого языка учебник грамматики.
Эратосфен изложивший основы географии
Страбон автор большого труда по географии, содержащего бесценные сведения о Древнем мире
Клавдий Птолемей астроном, предложивший геоцентрическую систему мира, удерживавшуюся в сознании людей более полутора тысячелетий
Гиппарх составивший обширный каталог звёздного неба и придумавший шкалу звёздных величин по блеску, используемую до сих пор
Аполлоний Пергский автор фундаментального труда о конических сечениях
Аристарх Самосский создавший первую в истории человечества гелиоцентрическую систему мира

 

Вывод:

 

Всемирное значение Древнеегипетской цивилизации:

 

· Влияние на формирование культуры государств Средиземноморья

· Появление государственности в форме деспотии

· Формирование основ научных знаний

· Заложены нормы права и государственного управления

· Совершенствование системы ирригационного земледелия, градостроительства

· Реализм в творчестве художников, скульпторов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: