Тема
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Искусство Древнего Египта
Архитектура
Светская архитектура
О древней гражданской архитектуре мы осведомлены очень мало.
По некоторым изображениям и описаниям можно представить жилище как дом из кирпича-сырца внутри ограды.
Крыша могла быть плоской или сводчатой. На плоской крыше часто располагали крытую беседку, которая затем развивается во второй этаж, а с течением времени появляется и третий.
Лестницы размещали снаружи дома.
Во дворе мог иметься небольшой пруд с навесом над ним.
Вентилировались дома через окна или специальные отверстия в крыше, перекрытые купольными навесами. Дом более сложного плана состоял из зала с одной-четырьмя колоннами, куда входили через портик, и расположенных вокруг зала жилых комнат.
Оштукатуренные стены домов, колонны, капители, деревянные двери были ярко раскрашены, окна забраны прямоугольными, а позже орнаментальными решетками.
Культовая архитектура
Погребальная
В Египте это предназначенные для захоронений фараонов и их приближенных каменные пирамиды.
Мастаба (в пер. с араб. – скамья, лавка) – прямоугольная в плане гробница со слегка наклонными стенами, а также ступенчатая пирамида предшествуют классической форме с гладкими гранями.
Первая ступенчатая пирамида Джосера (2770 г. до н.э.) в Саккаре спроектирована Имхотепом (визирь, жрец, архитектор и врач; греч. – Асклепий, римск. – Эскулап).
Известны «ложные» пирамиды, в которых нет захоронений (образец – пирамида Снофру). По одной из версий, это был солярный храм. Символическая форма пирамиды отражается в четырехгранной островерхой колонне – обелиске. В Гелиополе наверху колонны располагался золотой конусообразный наконечник, символизирующий солнечный луч.
|
Три большие пирамиды комплекса в Гизе (около Каира): Хеопса (146,6 м), Хефрена и Микерина (середина 3 тыс. до н.э.) – классический образец. Четыре ровные треугольные грани ориентированы по солнцу. Внутри галерея-коридор ведет в камеру-вестибюль и заупокойную камеру с саркофагом. Рядом расположены маленькие ступенчатые и усеченные пирамиды. В настоящее время пирамида Хефрена, расположенная в центре, выделяется своим «наконечником».
Огромный сфинкс с головой фараона и телом льва входит в комплекс пирамиды Хефрена.
Позже захоронения перено сятся в скалы, к которым примыкает храмовый комплекс. Один из самых знаменитых храмовых комплексов был построен архитектором Сенмутом для царицы (женщины-фараона) Хатшепсут ( 1505-1484 гг. до н.э.).
О развитии храмового зодчества свидетельствуют знаменитые храмы в Луксоре и Карнаке (середина 2 тыс. до н.э.). Аллея сфинксов с головой фараона выходила из храма в Луксоре, а к первому пилону храма в Карнаке вела аллея бараноголовых сфинксов. Колонны храмов стилизуют листья пальмы, пучок стеблей папируса, цветок лотоса (раскрытые и закрытые).
В связи с…
К монументальной скульптуре Египта можно отнести огромные статуи фараонов (колоссы), обычно «охраняющие» вход в храм. Их руки плотно прижаты к бедрам (изображение стоя) или лежат на коленях (изображения сидя), но могут быть подняты к груди.
Дворцовые храмовые комплексы Египта, полностью разрушенные, были созданы при фараоне-реформаторе Эхнатоне и его жене Нефертити (город Ахетатон). Сохранилось множество скульптурных и живописных изображений этой царственной пары.
|
| |||||||||||||
| |||||||||
|
|
Фильм с 37 мин: Сфинкс + пирамида Хеопса
Скульптура
А.
Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки.
Б.
Основные правила для скульптуры:
– симметрия и фронтальность в построении фигур,
– четкость и спокойствие поз
наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй.
В.
Сложилось три типа царских статуй: 1. «идущий» фараон с выдвинутой вперёд ногой (парная статуя Микерина и царицы Хамерернети, 27 в. до н. э.); 2. сидящий на троне с руками на коленях (статуя Хефрена, 27 в. до н. э.); 3. в облике бога Осириса – стоящая фигура с руками, сложенными на груди и держащими символы царской власти (жезл и бич).
Немного позже появляется "поза писца" — сидящего на скрещенных ногах человека. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей.
Г.
Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного).
|
Д.
Скульпторы использовали камень, дерево, слоновую кость. Предпочитались твёрдые породы камня (гранит, базальт, порфир и др.).Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.
Е.
Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Статуи обращены к Вечности; из них изгнано всё случайное, второстепенное. Строгая симметрия, неподвижность, лаконизм и обобщённость форм усиливали ощущение монументальности, незыблемости, торжественного величия.
Ж. Особое направление в скульптуре появилось под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Порвав со старым каноном, царские скульпторы этого времени вырабатывали новые художественные принципы. При этом, стремясь к передаче характерных черт модели, они чрезмерно заостряли и подчеркивали их.
Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Однако более поздние статуи амарнского периода отличаются большей отработанностью образа, отсутствием преувеличений. Всемирно известны скульптурные портреты Эхнатона и царицы Нефертити из мастерской скульптора Джехутимесу.
Живопись
А.
Тематику картин в Древнем Египте можно назвать религиозно-культовой. Вся жизнь этих людей состояла из ритуалов, и это прослеживается в рисунках. Произведение живописи посвящены жрецам, религиозным обрядам, прославлению умерших и богов.
Б.
Все картины египетских художников выполнялись в определенных рамках. Фигуры людей, богов и животных на изображениях, подчинены схеме. Лицо принято было изображать в профиль, а саму фигуру – руки, ноги, часть туловища – в анфас. Природа на картинах живописцев Египта также выглядела схематично.
В.
Краски изготавливали из минералов – извести, древесного и каменного угля, железной и медной руды. Древние художники не использовали игры цвета или полутонов. Однако основные цвета – белый, черный, красный, синий, желтый и зеленый – долго не теряли яркости. Для сохранности рисунки покрывались слоем смолы – так они сохранялись еще дольше.
Г.
Живопись Древнего Египта служила для украшения гробниц и религиозных строений, а также зданий, где жили знатные горожане. Египтяне, в отличие от художников каменного века, делали центром своих произведений человека. Художники изображали целые сцены, с участием многих людей и богов с головами животных.
Д.
Для египетской живописи характерна монументальность – порой изображения в храмах, которые создавали художники, достигали огромных размеров.
Эллинистический Египет
Ø Еги́пет Птолеме́ев (332 до н. э. — 30 до н. э.) — эллинистическое государство, образованное на территории Египта после его завоевания Александром Македонским в 332 году до н. э.
Ø Столицей Эллинистического Египта стал город Александрия (Египетская)
Ø Город проектировал Динократ Родосский.
Ø Первый правитель государства, диадох Птолемей I, использовал местные традиции, сохранившиеся от династического периода, для закрепления своей власти и основал династию Птолемеев.
Ø Эллинистический Египет просуществовал до римского завоевания в 30 году до н. э., после чего стал провинцией в составе Римской империи.
Монументальное искусство
Ø Фаросский маяк — одно из «семи чудес света».
Ø Маяк был построен архитектором Состратом Книдским около 280 года до н. э. на острове Фарос.
Ø Высота более 100 метров.
Ø Первый маяк в истории человечества
Ø Строение простояло полторы тысячи лет, а затем было разрушено.
Главным научно-культурным центром этого периода становится Александрия.
Александрийская библиотека (крупнейшая в эллинистическом мире), входила в состав Мусейона (досл. «храм муз») - в библиотеке насчитывалось до 400 тысяч свитков.
Александрийский Мусейон
Александрийский Мусейон представлял собой академический городок с университетом, в котором работали самые известные ученые того времени, для нужд которого были построены обсерватория, зоопарк, ботанический сад и библиотека.
Знаменитые люди, работавшие в Александрии
Известные ученые | Вклад в науку |
Евклид | основоположник современной «евклидовой» геометрии (геометрии линейного пространства). |
Архимед | механик, показавший всю свою изобретательность при осаде Сиракуз римлянами |
Аристарх Самофракийский | глава александрийской грамматической школы, предложившйи принцип аналогии в образовании форм слова |
Дионисий Фракийский | написавший первый в истории греческого языка учебник грамматики. |
Эратосфен | изложивший основы географии |
Страбон | автор большого труда по географии, содержащего бесценные сведения о Древнем мире |
Клавдий Птолемей | астроном, предложивший геоцентрическую систему мира, удерживавшуюся в сознании людей более полутора тысячелетий |
Гиппарх | составивший обширный каталог звёздного неба и придумавший шкалу звёздных величин по блеску, используемую до сих пор |
Аполлоний Пергский | автор фундаментального труда о конических сечениях |
Аристарх Самосский | создавший первую в истории человечества гелиоцентрическую систему мира |
Вывод:
Всемирное значение Древнеегипетской цивилизации:
· Влияние на формирование культуры государств Средиземноморья
· Появление государственности в форме деспотии
· Формирование основ научных знаний
· Заложены нормы права и государственного управления
· Совершенствование системы ирригационного земледелия, градостроительства
· Реализм в творчестве художников, скульпторов.