Задание на самоподготовку




 

· Изучить и законспектировать:

1. Глава 1. Структура теории композиции в технике, вопр. 5- «Приемы и методы работы над композицией», с. 21-23, Сомов Ю.С. Композиция в технике. – М.: Машиностроение, 1982. – 277с.

2. Глава 5. Некоторые исторические закономерности развития формы в технике; с. 204-230, Сомов Ю.С. Композиция в технике. – М.: Машиностроение, 1982. – 277с.

· Изучить:

3. Глава 6. Анализ композиции промышленных изделий, с. 244-255, Сомов Ю.С. Композиция в технике. – М.: Машиностроение, 1982. – 277с.

4. Глава 2. Основы композиции, с. 28-46, Шпара П. Е. Техническая эстетика и основы художественного конструирования, – Киев, «Высшая школа», 1984. – 199с.

· Ответить на вопросы:

1. Что такое пропорции и каково их назначение в композиции изделий?

2. В чем суть гармонических систем пропорций по ГОСТ 8032-56?

3. Что такое «Модулор»?

4. Каково значение масштаба в композиции изделий?

5. Что такое симметрия и асимметрия в композиции изделия?

6. Приведите пример контрастной и нюансной композиции в области техники.

 

Рекомендуемая литература

№№ п/п Рекомендуемая литература   Наличие в библиотеке ОГТУ
  Основная литература  
  Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.: Молодая гвардия, 1994. – 334с. +
  Еремин В.Г., Сафронов В.В., Схиртладзе А.Г., Харламов Г.А. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в машиностроении: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Машиностроение, 2000. – 392 с (п. 8.1). +    
  Методика художественного конструирования / под ред. Соловьёва Ю.С. и др. – М.: ВНИИТЭ, 1993. – 166с. +
  Шпара П. Е. Техническая эстетика и основы художественного конструирования, – Киев, «Высшая школа», 1984. – 199с. +
  Сомов Ю.С. Композиция в технике. – М.: Машиностроение, 1982. – 277с. +
  Эргономика: Принципы и рекомендации / под ред. Мунипова В.М. и др. – М.: ВНИИТЭ,1983. – 183с. +
  Воронов Н., Шестопал Я. Эстетика техники. – М.: Советская Россия, 1982. – 175с. _
  Борисовский Г.Б. Красота и стандарт. – М.: Издательство комитета стандартов, мер и измерительных приборов, 1968. –139с. _
  Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн. – М.: Просвещение, 1985. – 237с. _
  10 Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. – Минск: Высшая школа, 1984. – 166с. +
  Дополнительная литература +
  А.Ф. Кулаков. Д.А. Кулаков, А.С. Грозных. Интерактивная система контроля знаний студентов/ рекомендовано в качестве учебного пособия. – ОрелГТУ, 2003. – 45 с.    
  В. Папанек. Дизайн для реального мира/ Пер. с английского. – М: Издатель Д.Аронов, 2004. – 412с. -
  Техническая эстетика/ Периодическое издание -

 


Семинарский этап обучения

 

Метод обучения – семинар, так как данная форма групповых занятий проходит при активном участии слушателей, что позволит наиболее эффективно достичь целей занятия.

Формулировка решаемых в рамках семинара дидактических целей и задач:

- выявить степень усвоения обучающимися ключевых категорий и понятий темы;

- углубить и закрепить знания по вопросам, выносимым на обсуждение;

- обеспечить формирование у студентов собственное личностно-смысловое и творческое отношение к рассматриваемым учебным вопросам;

- способствовать формированию у обучающихся мотивационной готовности применять полученные знания в своей будущей профессиональной деятельности.

Данные учебные и воспитательные цели ставятся таким образом ввиду того, что семинарское занятие является итогом изучения раздела и позволяет обобщить и подытожить материал, изученный в рамках раздела.

Вид создаваемых коммуникативных ситуаций – коллективная, групповая.

Вид управления познавательной деятельностью – ЗРА (замкнутое с обратной связью, рассеянное на весь поток, автоматическое - компьютерные тесты) и ЗРР (замкнутое с обратной связью, рассеянное на весь поток, ручное).

Средства контроля – контрольные тестовые задания.

Материальное обеспечение: набор тестовых заданий (тестирование проводится в компьютерном классе), наглядные пособия выставка литературы.

 

 

Вопросы семинара:

1. Контраст и нюанс как выразительные средства композиции в современном проектировании.

2. Статика и динамика как свойства композиции в современном проектировании.

3. Единство характера как одно из важнейших свойств и качеств композиции.

 

Семантические единицы:

  Контраст
  Нюанс
  Статика
  Динамика
  Единство характера

 

 


План проведения семинарского занятия

 

1. Вступительная часть

Действия преподавателя Действия обучаемых мин
Проверяет присутсвие студентов и их подготовленность к проведению занятия. Доводит до обучающихся тему занятия, его цели, вопросы, выносимые на обсуждение, логику и порядок их рассмотрения. Назначает группу оппонентов, которые должны задавать вопросы отвечающим. Староста называет отсутсвующих. Делают соответствующие пометки в конспекте. Фиксируют качество ответов каждого обучающегося, задают вопросы по итогам ответов.    

2. Основная часть

Действия преподавателя Действия обучаемых    
Компьютерное тестирование обучающихся с использованием тестовых заданий. Отвечают на вопросы заданий, выбирая из предложенных ответов правильные.      
Первый учебный вопрос: - Контраст и нюанс как выразительные средства композиции в современном проектировании.   Приступает к обсуждению первого учебного вопроса, выносимого для обсуждения. После выступления докладчика предоставляется слово оппонентам (2 чел.). Оппоненты задают вопросы. Слушают доклад, делают необходимые записи Слушают доклад, делают пометки в конспекте, задают вопросы выступающему   При необходимости помогают докладчику отвечать на вопросы оппонентов, дополняют друг друга, задают наводящие вопросы, участвуют в дискуссии.      
   
Второй учебный вопрос: -Статика и динамика как свойства композиции в современном проектировании. Приступает к обсуждению второго учебного вопроса, выносимого для обсуждения. После выступления докладчика предоставляется слово оппонентам (2 чел.). Оппоненты задают вопросы.   Слушают доклад, делают пометки в конспекте, задают вопросы выступающему   При необходимости помогают докладчику отвечать на вопросы оппонентов, дополняют друг друга, задают наводящие вопросы, участвуют в дискуссии.        

 

Третий учебный вопрос: -Единство характера как одно из важнейших свойств и качеств композиции Приступает к обсуждению третьего учебного вопроса, выносимого для обсуждения. После выступления докладчика предоставляется слово оппонентам (2 чел.). Оппоненты задают вопросы.   Слушают доклад, делают пометки в конспекте, задают вопросы выступающему   При необходимости помогают докладчику отвечать на вопросы оппонентов, дополняют друг друга, задают наводящие вопросы, участвуют в дискуссии.        
Фронтальный опрос обучающихся с целью выяснить насколько глубоко усвоены ими ключевые категории и понятия темы. Вопросы: - Какие композиционные средства и приемы применялись в процессе создания композиции мониторов ПЭВМ, за которыми вы выполняли тестовые задания? - Какие принципы композиции лежат в основе создания интерьера учебного кабинета (компьютерный класс)? Учащиеся отвечают на вопросы  
   
Заключительная часть  
Оценивает результаты работы докладчиков и оппонентов. Подводит общие итоги семинарского занятия, достижение целей его проведения, результаты индивидуальной работы каждого обучающегося, указывает на имеющиеся недостатки. Дает рекомендации по самостоятельному углубленному изучению данной темы с целью подготовки обучающихся к рассмотрению следующей. Слушают преподавателя, делают пометки    
Всего    

 

 


Часть 2

Структурно-логическая схема организации обучения по теме

«Средства композиции и закономерности их применения в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы »

 

           
   
 
 
   
 
 

 


Рис. 1. Схема взаимных связей разделов дисциплины

 

                             
   
 
   
 
 
   
 
     
 
     

 

 


Рис.2. Схема межтемных связей раздела «Основы формообразования промышленных изделий и комплексов»

 

                                                                 
       
 
   
   
 
   
         
 
 
 
 
   
 
     
 
 
   
     
 
 
   
     
 
 
   
     
     
 
 
 
 
 
   
     
     
 
 

 

 


Рис.3. Схема междисциплинарных связей темы

                           
   
 
     
 
 
   
 
   
     
 
 

 


Рис. 4. Граф темы

 

Спецификация графа темы

 

Номер основания графа Учебные элементы Требуемый уровень обученности
Вопрос 3.1 Средства композиции их применение в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы   3.1.1   Контраст как средство композиции  
3.1.2 Нюанс как средство композиции  
3.1.3 Масштаб и масштабность  
3.1.4 Ритм и метрический ряд  
3.1.5 Тени и пластика  
3.1.6 Пропорции  
3.1.6.1 Виды пропорций и пропорционирование в технике  
Вопрос 3.2 Свойства и качества композиции как следствие применения композиционных средств     3.2.1 Зрительная легкость и тяжесть    
3.2.2   Динамичность и статичность  
3.2.3   Симметрия и асимметрия  
3.2.4   Единство характера  

Заключение

Особенностью изучения дисциплины «Техническая эстетика» для студентов кафедры «Дизайн» специализации «Дизайн среды» является межпредметная связь с проектированием интерьера (среды), которая прослеживается на протяжении всего изучения дисциплины. Происходит постоянное сравнение понятий, категорий из области промышленного дизайна с объектами из области дизайна среды. Эту дисциплину можно отнести к одной из связующих звеньев между пропедевтическими и прикладными дисциплинами.

При изучений «Технической эстетики» с дизайнерами среды большое значение уделяется системному взгляду на проектирование (связь с эргономикой, психологией восприятия, биомеханикой и т.д.). Изучение понятий и категорий дисциплины, логики и этапов проектирования, проведение предшествующего проектированию композиционного анализа промышленного изделия в рамках лабораторных работ приближает студентов к реальному анализу и проектированию объектов предметной среды, дает необходимую основу для дальнейшего курсового и дипломного проектирования.

Большое внимание при изучении дисциплины необходимо уделять современным мировым тенденциям в формообразовании, дизайне интерьера и формировании архитектурно – пространственной среды. Необходимо ориентироваться на новейшие стилевые направления в дизайне, достижения, разработки в области дизайнерского проектирования в области предметной среды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: