· Изучить и законспектировать:
1. Глава 1. Структура теории композиции в технике, вопр. 5- «Приемы и методы работы над композицией», с. 21-23, Сомов Ю.С. Композиция в технике. – М.: Машиностроение, 1982. – 277с.
2. Глава 5. Некоторые исторические закономерности развития формы в технике; с. 204-230, Сомов Ю.С. Композиция в технике. – М.: Машиностроение, 1982. – 277с.
· Изучить:
3. Глава 6. Анализ композиции промышленных изделий, с. 244-255, Сомов Ю.С. Композиция в технике. – М.: Машиностроение, 1982. – 277с.
4. Глава 2. Основы композиции, с. 28-46, Шпара П. Е. Техническая эстетика и основы художественного конструирования, – Киев, «Высшая школа», 1984. – 199с.
· Ответить на вопросы:
1. Что такое пропорции и каково их назначение в композиции изделий?
2. В чем суть гармонических систем пропорций по ГОСТ 8032-56?
3. Что такое «Модулор»?
4. Каково значение масштаба в композиции изделий?
5. Что такое симметрия и асимметрия в композиции изделия?
6. Приведите пример контрастной и нюансной композиции в области техники.
Рекомендуемая литература
№№ п/п | Рекомендуемая литература | Наличие в библиотеке ОГТУ |
Основная литература | ||
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.: Молодая гвардия, 1994. – 334с. | + | |
Еремин В.Г., Сафронов В.В., Схиртладзе А.Г., Харламов Г.А. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в машиностроении: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Машиностроение, 2000. – 392 с (п. 8.1). | + | |
Методика художественного конструирования / под ред. Соловьёва Ю.С. и др. – М.: ВНИИТЭ, 1993. – 166с. | + | |
Шпара П. Е. Техническая эстетика и основы художественного конструирования, – Киев, «Высшая школа», 1984. – 199с. | + | |
Сомов Ю.С. Композиция в технике. – М.: Машиностроение, 1982. – 277с. | + | |
Эргономика: Принципы и рекомендации / под ред. Мунипова В.М. и др. – М.: ВНИИТЭ,1983. – 183с. | + | |
Воронов Н., Шестопал Я. Эстетика техники. – М.: Советская Россия, 1982. – 175с. | _ | |
Борисовский Г.Б. Красота и стандарт. – М.: Издательство комитета стандартов, мер и измерительных приборов, 1968. –139с. | _ | |
Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн. – М.: Просвещение, 1985. – 237с. | _ | |
10 Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. – Минск: Высшая школа, 1984. – 166с. | + | |
Дополнительная литература | + | |
А.Ф. Кулаков. Д.А. Кулаков, А.С. Грозных. Интерактивная система контроля знаний студентов/ рекомендовано в качестве учебного пособия. – ОрелГТУ, 2003. – 45 с. | ||
В. Папанек. Дизайн для реального мира/ Пер. с английского. – М: Издатель Д.Аронов, 2004. – 412с. | - | |
Техническая эстетика/ Периодическое издание | - |
|
Семинарский этап обучения
Метод обучения – семинар, так как данная форма групповых занятий проходит при активном участии слушателей, что позволит наиболее эффективно достичь целей занятия.
Формулировка решаемых в рамках семинара дидактических целей и задач:
- выявить степень усвоения обучающимися ключевых категорий и понятий темы;
- углубить и закрепить знания по вопросам, выносимым на обсуждение;
- обеспечить формирование у студентов собственное личностно-смысловое и творческое отношение к рассматриваемым учебным вопросам;
- способствовать формированию у обучающихся мотивационной готовности применять полученные знания в своей будущей профессиональной деятельности.
|
Данные учебные и воспитательные цели ставятся таким образом ввиду того, что семинарское занятие является итогом изучения раздела и позволяет обобщить и подытожить материал, изученный в рамках раздела.
Вид создаваемых коммуникативных ситуаций – коллективная, групповая.
Вид управления познавательной деятельностью – ЗРА (замкнутое с обратной связью, рассеянное на весь поток, автоматическое - компьютерные тесты) и ЗРР (замкнутое с обратной связью, рассеянное на весь поток, ручное).
Средства контроля – контрольные тестовые задания.
Материальное обеспечение: набор тестовых заданий (тестирование проводится в компьютерном классе), наглядные пособия выставка литературы.
Вопросы семинара:
1. Контраст и нюанс как выразительные средства композиции в современном проектировании.
2. Статика и динамика как свойства композиции в современном проектировании.
3. Единство характера как одно из важнейших свойств и качеств композиции.
Семантические единицы:
Контраст | |
Нюанс | |
Статика | |
Динамика | |
Единство характера |
План проведения семинарского занятия
1. Вступительная часть
Действия преподавателя | Действия обучаемых | мин |
Проверяет присутсвие студентов и их подготовленность к проведению занятия. Доводит до обучающихся тему занятия, его цели, вопросы, выносимые на обсуждение, логику и порядок их рассмотрения. Назначает группу оппонентов, которые должны задавать вопросы отвечающим. | Староста называет отсутсвующих. Делают соответствующие пометки в конспекте. Фиксируют качество ответов каждого обучающегося, задают вопросы по итогам ответов. |
2. Основная часть
|
Действия преподавателя | Действия обучаемых | ||
Компьютерное тестирование обучающихся с использованием тестовых заданий. | Отвечают на вопросы заданий, выбирая из предложенных ответов правильные. | ||
Первый учебный вопрос: - Контраст и нюанс как выразительные средства композиции в современном проектировании. Приступает к обсуждению первого учебного вопроса, выносимого для обсуждения. После выступления докладчика предоставляется слово оппонентам (2 чел.). Оппоненты задают вопросы. Слушают доклад, делают необходимые записи | Слушают доклад, делают пометки в конспекте, задают вопросы выступающему При необходимости помогают докладчику отвечать на вопросы оппонентов, дополняют друг друга, задают наводящие вопросы, участвуют в дискуссии. | ||
Второй учебный вопрос: -Статика и динамика как свойства композиции в современном проектировании. Приступает к обсуждению второго учебного вопроса, выносимого для обсуждения. После выступления докладчика предоставляется слово оппонентам (2 чел.). Оппоненты задают вопросы. | Слушают доклад, делают пометки в конспекте, задают вопросы выступающему При необходимости помогают докладчику отвечать на вопросы оппонентов, дополняют друг друга, задают наводящие вопросы, участвуют в дискуссии. |
Третий учебный вопрос: -Единство характера как одно из важнейших свойств и качеств композиции Приступает к обсуждению третьего учебного вопроса, выносимого для обсуждения. После выступления докладчика предоставляется слово оппонентам (2 чел.). Оппоненты задают вопросы. | Слушают доклад, делают пометки в конспекте, задают вопросы выступающему При необходимости помогают докладчику отвечать на вопросы оппонентов, дополняют друг друга, задают наводящие вопросы, участвуют в дискуссии. | ||
Фронтальный опрос обучающихся с целью выяснить насколько глубоко усвоены ими ключевые категории и понятия темы. Вопросы: - Какие композиционные средства и приемы применялись в процессе создания композиции мониторов ПЭВМ, за которыми вы выполняли тестовые задания? - Какие принципы композиции лежат в основе создания интерьера учебного кабинета (компьютерный класс)? | Учащиеся отвечают на вопросы | ||
Заключительная часть | |||
Оценивает результаты работы докладчиков и оппонентов. Подводит общие итоги семинарского занятия, достижение целей его проведения, результаты индивидуальной работы каждого обучающегося, указывает на имеющиеся недостатки. Дает рекомендации по самостоятельному углубленному изучению данной темы с целью подготовки обучающихся к рассмотрению следующей. | Слушают преподавателя, делают пометки | ||
Всего |
Часть 2
Структурно-логическая схема организации обучения по теме
«Средства композиции и закономерности их применения в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы »
Рис. 1. Схема взаимных связей разделов дисциплины
Рис.2. Схема межтемных связей раздела «Основы формообразования промышленных изделий и комплексов»
Рис.3. Схема междисциплинарных связей темы
Рис. 4. Граф темы
Спецификация графа темы
Номер основания графа | Учебные элементы | Требуемый уровень обученности | |
Вопрос 3.1 Средства композиции их применение в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы | 3.1.1 | Контраст как средство композиции | |
3.1.2 | Нюанс как средство композиции | ||
3.1.3 | Масштаб и масштабность | ||
3.1.4 | Ритм и метрический ряд | ||
3.1.5 | Тени и пластика | ||
3.1.6 | Пропорции | ||
3.1.6.1 | Виды пропорций и пропорционирование в технике | ||
Вопрос 3.2 Свойства и качества композиции как следствие применения композиционных средств | 3.2.1 | Зрительная легкость и тяжесть | |
3.2.2 | Динамичность и статичность | ||
3.2.3 | Симметрия и асимметрия | ||
3.2.4 | Единство характера |
Заключение
Особенностью изучения дисциплины «Техническая эстетика» для студентов кафедры «Дизайн» специализации «Дизайн среды» является межпредметная связь с проектированием интерьера (среды), которая прослеживается на протяжении всего изучения дисциплины. Происходит постоянное сравнение понятий, категорий из области промышленного дизайна с объектами из области дизайна среды. Эту дисциплину можно отнести к одной из связующих звеньев между пропедевтическими и прикладными дисциплинами.
При изучений «Технической эстетики» с дизайнерами среды большое значение уделяется системному взгляду на проектирование (связь с эргономикой, психологией восприятия, биомеханикой и т.д.). Изучение понятий и категорий дисциплины, логики и этапов проектирования, проведение предшествующего проектированию композиционного анализа промышленного изделия в рамках лабораторных работ приближает студентов к реальному анализу и проектированию объектов предметной среды, дает необходимую основу для дальнейшего курсового и дипломного проектирования.
Большое внимание при изучении дисциплины необходимо уделять современным мировым тенденциям в формообразовании, дизайне интерьера и формировании архитектурно – пространственной среды. Необходимо ориентироваться на новейшие стилевые направления в дизайне, достижения, разработки в области дизайнерского проектирования в области предметной среды.