ХАРАКТЕР ПОСЕЩЕНИЯ АПТЕК




 

Большинство посетителей аптек - семейные люди с преобладающим по-казателем численности состава семьи 3–4 человека. Частота обращения в аптеки увеличивается при наличии в семье детей младше 10 лет и взрослых старше 45 лет (рис.7). Состав семьи посетителей распределился следующим образом:

менее 3-х человек — 32%;

3–4 человека — 58%;

более 4-х человек — 9%.

 

 

 

 

 

Как правило, лекарственные средства используют для самолечения таких заболеваний, как насморк, простуда, головная боль, кашель, зубная боль, боль в горле, нарушение пищеварения, несварение, гипертония, порезы, ссадины, угревая сыпь, герпес. Среди покупателей отдельных групп лекарственных средств отмечены характерные различия в том, для кого они приобретали соответствующие лекарства (рис. 8). Наибольшая доля покупок только для себя приходится на препараты для лечения сердечнососудистых заболеваний и лекарственные средства, применяемые при кашле. В меньшей степени только для себя покупаются витамины (около 30% покупок), которые, как правило, приобретаются либо только для детей, либо для

применения несколькими членами семьи одновременно. Для пожилых членов семьи в основном приобретаются препараты для лечения желудочно-кишечных заболеваний и гипотензивные средства. Порядка 10–20% от покупок всех групп препаратов осуществляется посетителями аптек для других членов семьи. Для применения

 

Рис. 8 Приобретение лекарственных средств определенных групп для разных категорий потребителей

лекарственного средства несколькими членами семьи покупаются в большей степени витамины, антигистаминные препараты и гастроэнтерологические средства. Среди респондентов оказались и такие, которые приобретали лекарства для знакомых или друзей, характерно, что большая часть таких поку-пок приходится на широко известные вследствие рекламирования в средствах массовой информации препараты, применяемые при простуде и боли в горле.


ВЫВОД

 

В настоящее время на фармацевтическом рынке Украины наблюдается парадоксальная ситуация: несмотря на то, что рынок лекарственных средств уже насыщен, постоянно обсуждается вопрос ограниченных возможностей в лечении амбулаторных и стационарных больных, связанных с низким уровнем доходов большинства населения и неадекватным бюджетным финансированием лечебных учреждений. Проблема усложняется и тем, что фармацевтический сектор работает в рыночных условиях, а государственная система здравоохранения функционирует как гарант бесплатной медицинской помощи. Развитие национальной фармацевтической индустрии вынуждено коррелировать с сокращением бюджетного финансирования здравоохранения; неэффективным использованием средств; увеличением распространения инфекционных заболеваний и заболеваний системы кровообращения; увеличением резистентности к антибиотикам вследствие нерационального лечения; возникновением эпидемий «болезней бедности» и др. Низкая платежеспособность большинства граждан приводит к тому, что лекарственные средства, особенно дорогостоящие, для них недоступны. Так, в среднем за три-четыре месяца цена как отечественных, так и импортных лекарств увеличивается в среднем на 35–40%.

Таким образом, в центре внимания общественности - гармонизация социальных и экономических интересов населения, субъектов фармации и здравоохранения в целом.

К сожалению, аптечные работники все реже задумываются о доступности лекарственной помощи для населения, все в большей степени аптеки приобретают функции торгующей организации, работающей на прибыль, и ради этой прибыли специалисты аптек готовы без рецепта отпустить и навязать пациенту ненужное ЛС.

В ситуации, когда товарно-денежные отношения приобретают “всеобщий” характер, государство обязано ограничить этот процесс в такой важной сфере, как лекарственное обеспечение населения. В соответствии с Федеральным законом № 86-ФЗ от 22.06.98 “О лекарственных средствах” государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения ЛС, осуществляется путем государственного регулирования цен на ЛС.

При этом гибкая система экономических и организационных методов стабилизации цен гарантирует рациональное использование бюджетных и внебюджетных средств, выделенных на оказание лекарственной помощи, а также обеспечивает доступность ЛС.

v Среди опрошенных потребителей преобладали женщины (76%). Возрастной диапазон посетителей достаточно широк, колеблется от 20 до 60 лет. Основная доля посетителей относится к возрастной категории от 41 до 60 лет, средний возраст посетителя составляет 43 года.

v По социальной принадлежности контингент опрошенных посетителей распределился следующим образом: 37 % составляют социально-незащищенные группы (это учащиеся, студенты, пенсионеры, безработные, домохозяйки)

v Наиболее весомыми факторами, влияющими на выбор потребителей лекарственных средств оказались цена, эффективность и безопасность их применения, причем на первом месте – цена

v Большинство посетителей аптек - семейные люди с преобладающим показателем численности состава семьи 3–4 человека. Частота обращения в аптеки увеличивается при наличии в семье детей младше 10 лет и взрослых старше 45 лет

v Наибольшая доля покупок приходится только для себя. Как правило, лекарственные средства используют для самолечения таких заболеваний, как насморк, простуда, головная боль, кашель, зубная боль, боль в горле, нарушение пищеварения, несварение, гипертония, порезы, ссадины, угревая сыпь, герпес. Витаминные препараты (около 30% покупок) как правило, приобретаются либо только для детей, либо для применения несколькими членами семьи одновременно. Так же для детей приобретаются противопростудные препараты. Для пожилых членов семьи в основном приобретаются препараты для лечения желудочно-кишечных заболеваний и гипотензивные средства.

В результате проведенного исследования выявлено основной сегмент потребителей лекарственных препаратов, среди которых преобладает малообеспеченное население пожилого возраста, что в значительной мере показывает социально-демографическую картину в стране.

Установлено, что для опрошенных, которых более половины, основное влияние на выбор препарата влияют рекомендации и советы врачей, но значительное количество потребителей не имеет установленного диагноза и занимается самолечением.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. https://www.provisor.com.ua/archive/2007/N1314/markert.htm (Аптечный рынок Украины: итоги I квартала 2007 года // Провизор. - 2007. - № 13)

2. https://www.provisor.com.ua/archive/2006/N11/art_02.htm (З. Н. Мнушко, И. В. Тиманюк, Национальный фармацевтический университет Проблема доступности лекарственных средств // Провизор. - 2006. - № 11)

3. https://www.provisor.com.ua/archive/2005/N22/art_03.htm (И. В. Софронова, доц., З. Н. Мнушко, проф., К. В. Моканов, Национальный фармацевтический университет Использование мерчандайзинга как фактора привлекательности аптеки для потребителя // Провизор. - 2005. - № 22)

4. https://www.provisor.com.ua/archive/2005/N21/art_09.htm (О. П. Печеный Перечни лекарственных средств и их место в системе государственного регулирования фармацевтического рынка // Провизор. - 2005. - № 21)

5. https://www.provisor.com.ua/archive/2005/N20/art_03.htm (Виолетта Лозюк По-требительские предпочтения посетителей аптек // Провизор. - 2005. - № 20)

6. https://www.provisor.com.ua/archive/2003/N8/art_13.htm (А. П. Гудзенко, Луганское областное коммунальное производственное предприятие «Фармация» ЛОКПП «Фармация»: актуальные проблемы ценообразования на лекарственные средства // Провизор. - 2003. - № 8)

7. https://www.provisor.com.ua/archive/2000/N13/pharmec.htm (О. Н. Залиская, Б. Л. Парновский Фармакоэкономика: теоретические и практические направления исследований // Провизор. - 2000. - № 13)

8. https://www.provisor.com.ua/archive/2000/N11/mnushko.htm (З. Н. Мнушко, И. А. Грекова Практические аспекты потребительского выбора лекарственных средств // Провизор. - 2000. - № 11)

9. https://www.provisor.com.ua/archive/2000/N6/nemch.htm (М. В. Подколзина, А.С. Немченко Фармакоэкономический анализ: Проблемы доступности сердечнососудистых лекарственных средств // Провизор. - 2000. - № 6)

10. https://www.provisor.com.ua/archive/1999/N12/pri_ways.htm (О. Р. Левицкая, О. Л. Гром, Б. П. Громовик Приоритетные направления исследований фармацевтического рынка // Провизор. - 1999. - № 12)

11. https://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=11226 (И. Петрухина Новому времени — новые стандарты лекарственной помощи // Фармацевтический весник. - 2006. - № 28(433))

12. https://www.rusvrach.ru/articles/farm-3-2006str6-9 (Е.А. Тельнова Критический анализ состояния системы лекарственного обеспечения льготной категории населения // Русский врач. - 2006. - № 12)

13. https://who-is-who.com.ua/bookmaket/bogomolec2006/10/158.html (КП Луганская областная «Фармация» - Генеральный директор – Гудзенко Александр Павлович)

14. Громовик Б. П. Організація роботи аптек. Видання третє, доопрацьоване і доповнене.-Вінниця, НОВА КНИГА, 2007 р. – 288с.

15. Основы экономики и системы учета в фармации: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/ Под. ред. А. С. Немченко. – Винница: НОВА КНИГА, 2008. – 480 с.


Работа защищена «_____»________________________________ 200 __р

с оценкой «__________________________________»

зачетно-экзаменационная ведомость №__________________

 

Преподаватель ___________________ / __________________________ /

(подпись) (ФИО)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: