Завершающий этап расследования, на котором подводятся его итоги, окончательно формулируется и выражается в процессуальных документах внутреннее убеждение следователя и дознавателя по каждому из обстоятельств дела, по каждому собранному доказательству, выявляются пробелы и противоречия в их совокупности, представляет собой важнейшую часть предварительного расследования. Сказанное в равной мере относится ко всем формам окончания предварительного расследования, однако, в отличие от остальных, при прекращении уголовного дела не только создаются условия для правильного решения дела, но оно непосредственно разрешается.
Кроме того, являясь одним из «рубежных решений», препятствующих дальнейшему производству, прекращение уголовного дела играет важную роль в обеспечении прав и законных интересов личности. Во-первых, это проявляется в том, что при подведении итогов расследования следователь проверяет полноту, всесторонность и объективность установления всех обстоятельств дела, в том числе и оправдывающих обвиняемого и смягчающих его вину, а формулируя выводы, исходит из всей совокупности собранных доказательств. Во-вторых, прокурор, получив копию постановления о прекращении уголовного дела, обязан проконтролировать объективность выводов следователя. В-третьих, обвиняемому, потерпевшему, лицу или учреждению, по заявлениям которых уголовное дело было возбуждено, обеспечивается возможность ознакомления с постановлением о прекращении уголовного дела и его обжалования. Наконец, принятие решения о прекращении уголовного дела по перечисленным в п.3 ч.2 ст.133 УПК РФ основаниям является непременным условием возникновения права на реабилитацию, в том числе права на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием.
|
Завершающий этап разделяют на следующие части:
1) принятие решения об окончании расследования и предъявление следственного производства участникам процесса для ознакомления, процессуальное оформление окончания предварительного расследования; 2) разрешение ходатайств участников процесса и производство дополнительного расследования; 3) составление обвинительного заключения и направление дела прокурору; 4) рассмотрение дела прокурором, принятие по нему решения и направление дела в суд; 5) принятие решения о прекращении уголовного дела; 6) направление дела в суд с постановлением о применении принудительных мер медицинского характера; 7) приостановление производства по уголовному делу.
Действительно, в один этап правильно объединять такие процессуальные действия и решения, которые имеют самостоятельное уголовно-процессуальное назначение при осуществлении расследовании и в данном случае служат одной цели – констатации окончания расследования. Другое дело, что при этом недостаточно просто составить соответствующий документ (постановление), необходимо соблюсти права и законные интересы участников процесса, а прокурор должен проверить правильность выводов следователя.
Поэтому окончание, как часть предварительного расследования, по своей структуре неоднородно и представляет собой единый завершающий этап, включающий комплекс процессуальных действий и решений, конкретный перечень и порядок выполнения которых различается на основании уголовно-процессуального закона в зависимости от вида принятого следователем и дознавателем решения.
|
Исходя из ст.158, 439, а также глав 29-32 УПК РФ, регламентирующих окончание предварительного следствия и дознания, формами окончания предварительного расследования служат: составление обвинительного заключения или обвинительного акта; постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера; прекращение уголовного дела.
2.5 Выбор варианта окончания и порядок окончания предварительного расследования. Порядок уголовно-процессуальных действий следователя или дознавателя при различных вариантах окончания предварительного расследования
Существует четыре варианта окончания предварительного расследования:
1) основания, реабилитирующие лицо, в отношении которого принимается решение о прекращении дела; 2) нереабилитирующие основания, влекущие в силу ряда причин освобождение лица от уголовной ответственности; 3) основания, констатирующие невозможность повторного расследования деяний лиц, о которых компетентные государственные органы приняли решения, не отмененные в установленном законом порядке; 4) иные основания, исключающие при наличии определенных условий уголовную ответственность отдельных категорий лиц, не предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.
Необходимо согласиться и с тем, что целесообразность такой классификации обусловлена возможностью:
1) четко выразить мнение органа предварительного расследования в постановлении о прекращении уголовного дела о невиновности и реабилитации гражданина; 2) констатировать совершение уголовно-наказуемого деяния конкретным лицом, не признавая его виновным (так как в соответствии с законом таким правом наделен только суд, вынесший обвинительный приговор).
|
Исходя их этого, реабилитирующими основаниями прекращения уголовного дела и уголовного преследования следует считать:
· отсутствие события преступления;
· отсутствие в деянии состава преступления;
· отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению;
· отсутствие согласия соответствующего государственного органа или профессионального сообщества на осуществление уголовного преследования лиц, в отношении применяется особый порядок производства по уголовным делам (ст.447, 448 УПК РФ);
· непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления;
· наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению, либо неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела;
· отказ Совета Федерации или Государственной Думы в удовлетворении ходатайства Генерального прокурора Российской Федерации о направлении уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы в суд;
· отказ Государственной Думы в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица.
В связи с этим на стадии предварительного расследования нереабилитирующими основаниями прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования следует признать:
· истечение сроков давности;
· смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего;
· примирение сторон;
· изменение обстановки;
· акт об амнистии;
· деятельное раскаяние;
· в отношении несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия;
· при производстве по применению принудительных мер медицинского характера, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо с возможностью причинения им иного существенного вреда.
Порядок окончания предварительного расследования:
1. Следователь и дознаватель производят анализ и оценку собранных по делу доказательств в их совокупности с точки зрения достаточности для вывода о невозможности продолжить расследование ввиду наличия одного из обстоятельств, предусмотренных в ст.24-28, 427, 439 УПК РФ в качестве оснований прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования. Совокупность собранных следователем и дознавателем доказательств должна обуславливать принятие именно такого решения, а не какого-либо иного, иначе вывод о прекращении дела является неправильным или преждевременным.
2. В соответствии с ч.1 ст.213 УПК РФ решение следователя или дознавателя о прекращении уголовного дела оформляется постановлением, которое, как и любое другое решение, должно отвечать требованиям законности, обоснованности и мотивированности (ч.4 ст.7 УПК РФ). Уголовно-процессуальный закон устанавливает положения, которые необходимо отразить в этом процессуальном решении (ч.2 ст.213 УПК РФ), однако в нем часто допускаются ошибки. Так, отсутствует мотивировка, имеются противоречия между описательной и резолютивной частями, которые создают неустранимые сомнения в правильности прекращения уголовного дела и влекут отмену этих решений.
3. Прекращая уголовное дело, следователь и дознаватель должны разрешать все вопросы, из него вытекающие: об отмене меры пресечения, а также наложения ареста на имущество, корреспонденцию, временного отстранения от должности, контроля и записи переговоров; о вещественных доказательствах (п.8, 9 ч.2 ст.213 УПК РФ). Не каждое из этих процессуальных решений является обязательным по прекращаемому уголовному делу. Такие решения принимаются лишь в тех случаях, когда это диктуется конкретными обстоятельствами дела. Так, если в деле имеются вещественные доказательства, то в резолютивной части постановления о прекращении уголовного дела в отношении них следует указать конкретные распорядительные меры.
4. В целях проверки законности и обоснованности решения следователя и дознавателя о прекращении уголовного дела в соответствии с ч.1 ст.213 УПК РФ копия постановления о прекращении уголовного дела направляется прокурору. Получив постановление о прекращении уголовного дела, прокурор должен проверить правильность составления данного документа. Немотивированность постановления и отсутствие в нем сведений об уведомлении заинтересованных участников процесса с разъяснением их процессуальных прав может вызвать сомнение в правильности прекращения уголовного дела. В этих случаях прокурор истребует дело и после его изучения делает вывод о законности и обоснованности прекращения производства.
5. Соблюдение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства при прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования включает: своевременное извещение о прекращении дела; предоставление возможности ознакомиться с его материалами; разрешение заявленных ходатайств; вручение либо направление копий постановления о прекращении дела; разъяснение права предъявления гражданского иска в порядке гражданского судопроизводства; разъяснение права и порядка обжалования принятого решения.
6. Прекращение уголовного дела и (или) уголовного преследования по реабилитирующим основаниям имеет особенность: в соответствии с ч. 2 ст. 212 УПК РФ следователь и дознаватель принимает меры по реабилитации лица. Помимо признания права на реабилитацию, следователь, дознаватель обязаны разъяснить гражданину порядок восстановления его нарушенных прав и возмещения вреда, причиненного уголовным преследованием.
7. Рассмотрение жалоб на прекращение уголовного дела и (или) уголовного преследования не входит собственно в уголовно-процессуальную деятельность органов следователя и дознавателя, поскольку осуществляется после окончания предварительного расследования прокурором или судом. Однако роль такой деятельности контролирующих органов трудно переоценить как с позиций обеспечения законности в уголовном судопроизводстве, так и с точки зрения гарантий прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
Глава 3
Порядок предъявления материалов уголовного дела, лицам участвующим в уголовном деле при окончании предварительного расследования и составлении единого заключения и направлении дела в суд