Инновационный потенциал педагога




Е.В. Колесникова представляет инновационный потенциал учителя как «социально-психологическую установку на нетрадиционное разрешение противоречий объективной педагогической реальности».

Нельзя обойти и точку зрения Е.В. Попова, который трактует инновационный потенциал учителя как «интегральную характеристику профессионально-личностных качеств, включающих творческую мотивацию, активность, способность к самореализации в условиях различных нововведений, профессиональную и методологическую компетентность, которые позволяют эффективно реализовывать новые представления, идеи, подходы в различных видах педагогической, инновационной деятельности».

Определённый вклад в разработку данного понятия вносит Е.А. Пагнаева. Она определяет инновационный потенциал учителя как «интегральную профессионально-личностную характеристику, в которой отражается совокупность реализуемой в ходе педагогической деятельности инновационных знаний, умений, опыта и резервных мотивационно-ценностных аспектов интеллектуальных способностей и представляемых организацией возможностей применения инноваций в педагогическом труде»

Взгляды этих исследователей на сущность инновационного потенциала позволяют сделать заключение, что он является сложным личностным образованием, в нём отражено наличие комплекса знаний, умений и навыков, мотивации, творческой активности учителя. Общим в представлении ученых является то, что многосторонний характер рассматриваемого понятия позволяет педагогам успешно осуществлять инновационную деятельность, целенаправленные преобразования в области обучения и воспитания учащихся. Принципиально важным в этих определениях является то, что в них подчеркивается направленность потенций учителя на их реализацию в практике образования.

Необходимым условием реализации инновационной деятельности педагога является умение снимать инновационные барьеры.

Новое педагогическое мышление не является психологически безболезненным процессом. В нем наблюдается явление действия антиинновационных барьеров. Внешне эти барьеры проявляются в защитных высказываниях, которые удерживают стереотипы педагогического менталитета. И. Бех определяет такие: "Это у нас уже есть"Это у нас не выйдет". Действенным способом конструктивного преодоления антиинновационного барьера является механизм обеспечения психологической стойкости личности. Психологическая стойкость определяется как способность сохранить и использовать ценные моменты педагогического опыта как необходимой основы предлагаемых инноваций, так и стремления изменить существующую педагогическую ситуацию.

В качестве основного механизма обеспечения психологической стойкости педагога выступает личностная синтезирующая рефлексия, видоизменяющая всю шкалу ценностей личности и создающая систему новых жизненных ориентиров в критической для нее ситуации. Рефлексия стимулирует осмысление и осознание проблемной ситуации, определяет личностный смысл того или другого события.

Рефлексия в инновационной деятельности связана с процессом творчества. Она сочетает в себе построение умственных заключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок, а также переживание, напоминание и решение проблем.

Таким образом, педагогическая готовность к инновационной деятельности обеспечивается: личностным и профессиональным совершенствованием педагога, работой со своим внутренним "Я", педагогической верой в неповторимую индивидуальность студента, желанием помогать ему в развитии.

 

Билет 6

Смена образовательной парадигмы

Слово "парадигма" сегодня широко известно. В педагогический обиход оно вошло в семидесятые годы, способствуя сближению теории и практики. Парадигма - это исходная теория или совокупность теоретических положений, идей или убеждений, принятых основной массой ученых и практиков и используемых для дальнейшего развития той же теории и практики. Существует парадигма и в образовании относительно педагогического процесса, в нем осуществляемого. Известно, что оно пережило разные типы обучения — практический, догматический, объяснительно-иллюстративный, адаптивный. В этих названиях и заключена парадигма. В настоящее время вновь меняется ведущая образовательная идея — приходит развивающий тип обучения и на подходе этнокультурный тип. Согласно парадигме развивающего обучения образование должно способствовать становлению развивающего образа жизни человека, строиться на диагностике развития личности (а не на диагностике отбора и селекции, как сейчас), перейти от воспитания культуры полезности к воспитанию культуры человеческого достоинства.

Педагогический процесс очень сильно зависит от того, в рамках какой парадигмы он простраивается.

Практическое обучение — наипервейший тип образования. Оно строилось на непосредственной передаче опыта поколений "из рук в руки", через практическое совместное участие в осваиваемой деятельности и обучающего, и обучаемого. Это обучение часто называют опытно-практическим. Оно, как правило, носит индивидуальный характер, сильно зависит от личностных особенностей и опыта обучающего, растянуто во времени. Наиболее приемлемые методы обучения — показ, объяснение, наблюдение, повторение, упражнение и др. Практическое обучение осуществлялось фактически в производительном труде, в его рамках. Многие элементы практического обучения сохранились и активно используются поныне.

Догматическое обучение — один из первых широко описанных типов. Возникло оно в Западной Европе в самом начале зарождения массового образования. Поскольку это образование базировалось на изучении Святого Писания, его задачей было его объяснение, защита и заучивание. По сути это было схоластическое образование. В таком типе образования урок был прост. Учитель излагал новый материал, пересказывая текст или читая его по книжному источнику. Учащемуся вменялось внимательно слушать, запоминать и воспроизводить этот материал без изменений. Обучение было чисто репродуктивным. Если на уроке и допускался анализ текстов — догматов, то опять же по строго соблюдаемой схеме в целях толкования и доказательства истины. Так учили и математику, и географию, и историю. Все шло по раз заведенному порядку, единому плану, что не требовало от учителя ни особой эрудиции, ни творчества. Ни конспектов, ни сценариев уроков не разрабатывалось. Не требовалось творчества и от учащихся, а требовалось усердие, усидчивость, прилежание, исполнительность, да хорошая память. Догматическое обучение было связано с насилием над детской личностью. В школах применялись физические наказания, власть учителя была безграничной.

Начало формы

 

Конец формы

 

билет 8

На сегодняшний день глобальное образование является одним из наиболее перспективных направлений развития педагогической теории и практики, позволяющим осуществить подготовку учащихся к адаптации в сложном, постоянно меняющемся современном мире с его многочисленными политическими, экономическими, экологическими, социальными и другими проблемами.

Глобализация образования может быть осуществлена только в условиях формирования принципиально иной системы освоения действительности, способствующей становлению концептуальной целостной картины мира в сознании учащихся.

При этом выявление и восприятие культурных универсалий, обеспечивающих глобальную перспективу процесса преподавания, органично связано с идеями гуманизации и гуманитаризации образования, составляющими фундамент нового педагогического мышления.

Очевидно, что концепция глобального образования, ставящего своей целью воспитание свободной творческой личности, способной принимать конструктивные решения и осознавать ответственность за судьбу Отечества и мира в целом, предоставляет широкие возможности для развития интеллектуального и нравственного потенциала учащихся, творческого поиска, совершенствования научно-методического мастерства и профессиональной культуры педагогов.

Ее реализация позволяет:

поставить личность учащегося с его правами, свободами и идеалами в центр учебно-воспитательного процесса;

сформировать у школьников способность к объективной оценке явлений действительности, самостоятельному анализу событий и фактов на основе синхронического и диахронического сопоставления, классификации и интеграции;

осуществить целенаправленную ориентацию личности в мире;

сформировать интеллектуальные свойства личности на основе идей развивающего обучения. [3]

Эффективность достижения поставленной цели зависит от решения ряда задач, к числу которых относятся:

развитие культурного сознания учащихся;

повышение межкультурной компетентности;

интернационализация воспитательного процесса;

развитие представлений о мире как взаимозависимой экосистеме;

создание оптимальных условий для самоидентификации, социальной адаптации личности.

Модель глобального образования по своей сути не только не противоречит основным тенденциям и принципам современной российской педагогики, но и способствует ее обновлению за счет усиления гуманистического потенциала, расширения возможностей освоения культурного опыта человека.

Все глобализационные тенденции современности наиболее ярко проявляются в урбанизированной среде - т. е. в городском социокультурном пространстве, поскольку урбанизация играет огромную роль в общемировой культурной интеграции и имеет первостепенное значение в цивилизационном процессе в современный период. [1]

билет 10

Образование - целенаправленный, организованный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки, знания от одного человека (группы) к другим.

Образование, как социальный институт, включает в себя идеи и цели, связанные с образованием, организации, осуществляющие их, органы управления этими процессами, людей, работающих в этих организациях и органах управления.

Функции образования в обществе

Напомним, что подход социологов к рассмотрению любых социальных явлений, отличается тем, что социологи рассматривают их системно, то есть в связи с другими социальными явлениями. Поэтому и функции образования как социального института, с точки зрения социологии, выглядят не совсем так, как, например, с точки зрения педагогов.

Итак, важнейшие функции образования в обществе: (по Смелзеру)

- передача ценностей господствующей культуры. Но в обществе всегда много субкультур, поэтому всегда имеет место конфликт между целями образования и потребностями различных социальных (этнических и других) групп, между центром и переферией и пр.

- средство социального контроля. Школа и другие образовательные учреждения, дают отнюдь не только знания, умения и навыки. Но формируют определенные ценности, и модели поведения. Нынешнее же, методически весьма оснащенное образование, фактически программирует учащихся, не только на определенные образцы поведения, но и на определенные модели мышления. Поэтому правительства во всех странах очень внимательно следят (или должны следить) за тем, чему и как учат подрастающее поколение.

- фильтрующее устройство, способ распределения людей в соответствии с их способностями и достоинствами. Здесь тоже скрыто существенное противоречие. Во-первых, критерии успеха в школе и в жизни далеко не всегда совпадают, но школа всегда “вешает” определенный ярлык (стигму) на своих учащихся и этим как бы предопределяет их жизненный путь. Во-вторых, в большинстве школ мира практикуется тестирование детей после 4-го класса и последующее за этим принудительное распределение их на разноуровневое обучение. Сильных отбирают в “элитарные” потоки и готовят к поступлению в университеты, средних готовят к поступлению в средние профессиональные учебные заведения, остальным путь дальнейшего обучения практически закрыт.

В Западных странах уже давно поняли пагубность такой дифференциации детей и приняли (или пытаются принять) долгосрочные программы перехода на другие модели образования, без стратификации детей. У нас в стране в советские времена такая дифференциация детей была запрещена, но теперь, к сожалению, наши школы становятся похожими на те, от которых отказываются на Западе.

- инвестиции в будущее. В образовании, как нигде верна истина: что сегодня вложишь, то завтра и получишь. Поэтому крайне важно, разрабатывая программы обучения молодежи, правильно прогнозировать потребности материальных и нематериальных сфер общества на 10-15 лет вперед.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный - правили учащихся
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

билет 11



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: