Болонский процесс - общая характеристика




Болонский процесс (БП) – устоявшееся название процесса реализации по-

ложений Болонской декларации, подписанной 19 июня 1999 года в городе Бо-

лонья министрами образования 29 европейских государств в интересах созда-

ния «Зоны европейского высшего образования». Болонская декларация стала

главным документом для формирования общей рамки модернизации высшего

образования в Европе, направленной главным образом на усиление конкуренто-

способности и привлекательности европейского образования.

К настоящему моменту к Болонскому процессу присоединились 47 госу-

дарств, включая все страны Евросоюза. Цель Болонского процесса - построение «Европы знаний», что требует в пе-

риод после 2010 г. решения следующих задач:

• развитие социального измерения высшего образования, обеспечение

равенства доступа к высшему образованию,

• обеспечение обучения в течение всей жизни;

• развитие способности выпускников к трудоустройству;

• развитие личностно-ориентированного (студентоцентрированного) об-

учения;

• интеграция образования, научных исследований и инноваций;

• формирование Европейского пространства научных исследований;

• развитие международного измерения образования (процессов интерна-

ционализации) и академической мобильности;

• обеспечение прозрачности, разработка комплексных подходов и ин-

струментов представления профилей вузов и формирования их между-

народного рейтинга;

• научное обеспечение процесса интеграции (сбор и обработка данных);

• совершенствование механизмов финансирования.

В настоящее время одной из центральных тем является создание не только

региональных пространств высшего образования, в том числе за пределами Ев-

ропы, но и шаги к созданию глобального пространства высшего образования.

билет12

В системе образования XXI века будут, по мнению ученых, проявляться и влиять на реализацию идеи развития целостной человеческой личности следующие тенденции:

Первая тенденция - гуманизация, заключающийся в утверждении человека как высшей социальной ценности Тенденция утверждает создания нового образца образования, который предусматривает приоритет образования, ориентированной на личность ученика (осо обистисно ориентированной) над образованием, ориентированной на \"знания по предмету\"; наиболее полное раскрытие способностей ученика, удовлетворения его разнообразных образовательных потребностей, воспитание чувства собственного достоинства, своб оды, гармонии отношений с окружающим средусередовищем.

Вторая тенденция - гуманитаризация образования, которая призвана формировать духовность, культуру личности, планетарное мышление, целостную картину мира От уровня усвоения базовой гуманитарной культуры зависит развитие лич стости в гармонии с общечеловеческой культурой На основе общечеловеческой культуры возможно развитие всех сторон личности, учета ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с матери альной базой и кадровым потенциалом образования В этой связи самоопределение личности в мировой культуре является стержневой линией гуманитаризации содержания образованийіти.

Третья тенденция - национальная направленность образования, которая заключается в неотделимости образования от национальной основы, в органическом сочетании образования с историей и народными традициями, сохранении и обогащении национальных ценностей украинского народа и других народов и наци.

Четвертая тенденция - открытость системы образования Это означает, что определение целей образования не ограничивается государственному заказу, а расширяется потребностями в образовании, которые привносят ученики, их родители, учителя, программы задают баз зовы, т.е. необходим, ориентир-минимум, общее ядро??знаний, которое открыто для дополнений, которые зависят от культурных, региональных, этнических и других условий образованийи.

Пятая тенденция - перенос акцента с учебной деятельности педагога на продуктивную учебно-познавательную, трудовую, художественную и другую деятельность ученика Культура реализует свою функцию развития личности только в том вы ипадку, когда она активизирует, побуждает человека к продуктивной деятельности Чем разнообразней и продуктивной является значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение культурой Действие льнисть личности как раз и является тем механизмом, который позволяет превратить совокупность внешних воздействий в новообразования личноститі как продукт развития Деятельностный подход позволяет \"превратить\" педагогические задачи в \"личностный смысл\" деятельности личности

Шестая тенденция - переход от преимущественно информативных форм к методам, форм и технологий обучения с использованием элементов проблемности, научного поиска, резервов самостоятельной работы, взаимодействия учащихся и Другими словами: переход от воспроизведения к пониманию, осмыслению, использования в жизнедеятельностиі.

Седьмая тенденция - создание условий для самоутверждения, самореализации и самоопределения личности, что является результатом ее самоорганизации Самоорганизация происходит педагогической поддержки, которая опирается здебильшог го на внутренние источники развития УЧНя.

Восьмая тенденция - преобразования позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции людей-сотрудников Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремление, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения При этом необходимо придерживаться определенной последовательности, дина мики: от максимальной помощи педагога ученику в решении учебных задач на начальной стадии образования через постепенную активизацию до полной саморегуляции в обучении и возникновения отношений партнерс тва между нимими.

Девятая тенденция - творческая направленность образовательного процесса Бона предусматривает непосредственное мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату Это дает возможность ученику пережить ра адисть от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей; создает условия для самореализации личности, выявления и развития его творческих возей.

Десятая тенденция - переход от строго регламентированных контролируемых способов организации педагогического процесса к развивающих, активизирующих, что предусматривает стимулирование, организацию творческой, самостоятельной деятельности уч ские.

Одиннадцатая тенденция - оценка результата деятельности системы образования по выходу (outcome edukation), который определяется определенными требованиями, или стандартами, унифицированными независимо от формы обучения

Двенадцатая тенденция - непрерывность образования, что открывает возможность для постоянного углубления общеобразовательной подготовки, достижение целостности и преемственности в обучении и воспитании; преобразования получения образования в о оцес, длящийся на протяжении всей жизни человек.

Тринадцатая тенденция - нераздельность обучения и воспитания, заключающийся в их органическом сочетании, подчинении содержания обучения и воспитания формированию целостной и гармонично развитой личности.

билет 13.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: