Процесс образования можно рассматривать в разных смыслах: как систему, как науку и как результат.
1. Как система образование имеет особое строение, а также иерархическую систему ее элементов в виде различных научных и учебных заведений(дошкольное, начальное, среднее, среднеспециальное, высшее образование, постдипломное образование).
2. Как процесс образование занимает длительное время между начальным и конечным состояниями участников этого процесса. Однако он технологичен и обеспечивает изменения и преобразования.
3. Об образовании как результате указывает сертификат, подтверждающий окончание какого-либо учебного заведения.
Конечным результатом образования является определенный уровень развития познавательных потребностей человека, а также заданный уровень знаний, умений, навыков и готовности к различному виду практической деятельности.
Междисциплинарные связи строятся с помощью методов структурно-функционального анализа – исследования явлений как структурно- расчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное назначение.
Выделяются структурные элементы в каждой из двух интегрируемых предметных областей (дозы, темы, разделы, факты, понятия, законы, теории и т. п.). Можно выстраивать матрицы связей. Еще нагляднее междисциплинарные связи просматриваются при построении структурно-ориентированных графов, где каждая тема предметной дисциплины обозначается кружочком с номером, а ее связь с темой другой дисциплины изображается направленным отрезком прямой.
Учет количества и направлений связей данного элемента позволяет внести изменения и спланировать программное содержание учебных дисциплин, при этом:
- конечные элементы графа, от которых нет обеспечивающих связей, рассматриваются как нецелесообразные;
- элементы с наименьшим количеством связей преподаются на уровне ознакомления, запоминания, понимания;
- элементы с наибольшим количеством связей, разбираются на уровне применения.
Составляется программа непрерывной подготовки, снабженная междисциплинарными связями как по обеспечивающим, так и по обеспечиваемым дисциплинам].
Создание общей программы дисциплины в целях решения междисциплинарных проблем предполагает:
· выбор учебной проблемы на основе интеграции научного познания, ведущих идей науки, конкретного учебного материала смежных предметов и доступности в формулировке проблем;
· определение общей системы формируемых междисциплинарных понятий, установление взаимосвязи между ними и последовательности введения в разных предметах, выделение основных ступеней через более частные проблемные вопросы;
· разработку основных этапов познавательной деятельности обучающихся и общего направления методики обучения в работе педагога, систематизацию уроков, на которых решается междисциплинарная проблема.
В практической деятельности при составлении программ преподаватели испытывают большие затруднения при выделении главного и существенного в учебной информации. Происходит быстрый рост информации по всем отраслям научных знаний, появление новых технологий и прогрессивных форм и методов труда и становится ясным то затруднительное положение, в котором оказывается преподаватель в процессе подготовки к занятиям.
Так, овладение знаниями обеспечивает формирование целостной картины мира, служит фундаментом мировоззрения, инструментом практической и познавательной деятельности человека. В содержание интегрированных программ должны войти основные виды знаний, среди которых:
· основные понятия и термины, раскрывающие сущность конкретных технических объектов и процессов;
· основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между различными объектами и явлениями действительности;
факты повседневной действительности, науки и техники, без знания которых невозможны убеждения;
· теории, содержащие систему научных знаний определенной совокупности объектов о связях между законами;
· знания о способах деятельности, методах познания и истории получения знаний;
· оценочные знания, знания о нормах отношений в обществе.
Междисциплинарные связи реализуются в различных формах организации урочной и внеурочной деятельности образовательных учреждений НПО и СПО: на обобщающих уроках, комплексных семинарах, уроках-лекциях, комплексных экскурсиях, в домашних заданиях, на факультативах, конференциях, тематических вечерах и др. При отсутствии полностью скоординированных учебных программ междисциплинарные связи реализуются в практике обучения по-разному: в соответствии с требованиями новых программ, на уровне расширенного (по инициативе педагогов) использования взаимосвязей учебных предметов, во всей системе воспитательно-образовательного процесса, включая внеклассную работу. Таким образом, междисциплинарные связи реализуются на основе сочетания знаний, которые дополняют друг друга. Реализация идеи воспитывающего и развивающего обучения требует усиления межцикловых связей, сближения предметов гуманитарного, естественно-математического и специальных циклов. Это наглядно иллюстрирует разработка на базе междисциплинарных связей проблем экологического образования. Данная проблема решается в русле идеи единства природы, общества и человека, которая имеет философское, экономическое, социально-политическое, воспитательное значение.